выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Церковь
игумения Домника (Коробейникова)
ЦВ № 13-14 (434-435) июль 2010 /  16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

История монастыря — это не двести лет прошлого, а двести лет настоящего

В июле этого года исполнится двести лет со дня основания крупнейшей обители на Урале — Ново-Тихвинского женского монастыря. Об истории монастыря и его сегодняшней жизни рассказывает настоятельница обители игумения Домника (Коробейникова).

— Матушка Домника, из летописи вашей обители можно узнать, что в начале XX века в Ново-Тихвинском монастыре было более тысячи насельниц и около двадцати мастерских. Цифры поразительные. Как вы считаете, что помогало монастырю в те годы столь успешно развиваться?
— Мне кажется, хорошие духовные основы. Общежительный монастырь — как многоэтажный дом: чем лучше фундамент, тем крепче будет держаться. Внешнее благополучие любого монастыря зависит от внутреннего, поэтому первая настоятельница, игумения Таисия (Костромина), старалась благоустроить обитель прежде всего духовно. Когда монастырь только создавался, надо было много работать: строить помещения, обрабатывать землю, обустраивать хозяйство, — и легко было поддаться соблазну на первое место поставить телесный труд. Но игумения Таисия верила, что если сестры будут больше молиться, то в устроении обители будет помогать Сам Господь. Она, например, добилась того, чтобы богослужения в обители совершались ежедневно, — а это было далеко не в каждом монастыре. Кроме того, она тщательно подошла к составлению монастырского устава. Главными правилами были общая трапеза, общее имущество, общая молитва — всё это создавало в обителях истинно монашеский дух братской любви, единства, нестяжания и послушания. Думаю, именно это привлекало в монастырь души, ищущие спасения.

— В какой мере сохраняет и поддерживает прежние традиции нынешняя обитель? Чувствуете ли вы себя преемниками дореволюционного Ново-Тихвинского монастыря?
— Мы действительно чувствуем с прежней обителью теснейшую духовную связь: можно сказать, что мы привились к ней, как молодая веточка к могучему дереву.
Пятнадцать лет назад, когда Ново-Тихвинский монастырь еще только начал возрождаться, нам посчастливилось познакомиться со схимонахиней Николаей (Засыпкиной). Она была духовной дочерью схиигумении Магдалины (Досмановой), последней дореволюционной настоятельницы монастыря. Матушка Николая рассказала нам о том, какие наставления давала сестрам схиигумения Магдалина, и дух этих наставлений оказался нам удивительно близок. Мы узнали, что в обители существовала практика умного делания, Иисусовой молитвы. Схиигумения Магдалина советовала читать сестрам те же святоотеческие книги, которыми сейчас руководствуемся и мы, и вообще старалась укоренить сестер в святоотеческой традиции.

— Если сравнивать монастырь с домом, то что, помимо крепкого основания, делает этот дом устойчивым? Что нужно, чтобы монастырь был благоустроенным?
— Мне кажется, самое главное — дух единства о Господе и взаимной любви. Этот состав скрепляет обитель надежнейшим образом, так что она может устоять при самых трудных обстоятельствах. И наоборот: нестроения, разделения внутри обители подобно ржавчине разъедают самую основу общего монашеского жития. Поэтому, повторю, единство о Господе в любом монастыре есть самое драгоценное сокровище, которое всеми силами нужно стараться приобрести, а приобретя — всеми силами беречь. Прежний Ново-Тихвинский монастырь, несмотря на многочисленность сестер, был как бы одним организмом, и нам тоже очень хочется созидать и хранить этот дух единомыслия. Но, конечно, дух любви живет только в том монастыре, где насельники стараются жить по заповедям.

— Какие святые особенно почитаются в вашем монастыре?
— Мы с большим благоговением относимся к святителю Игнатию (Брянчанинову). Преподобный Варсонофий Оптинский еще в начале XX века говорил, что без творений святителя Игнатия нам невозможно было бы понять, что такое монашество. Тем более невозможно это в наше время: живая духовная традиция прервана революцией и последующими десятилетиями безбожного режима, живое наставническое слово оскудело. Если бы не творения святителя, мы бы сейчас даже не знали, как нам возрождать правильную монашескую жизнь. Поэтому святитель Игнатий для нашей обители является, можно сказать, духовным наставником.
Мы чувствуем живую связь и с теми святыми, которые помогали прежней Ново-Тихвинской обители. Например, с преподобным Феодосием Тотемским. О нем из сохранившихся документов мы узнали такую удивительную историю. В 1797 году, когда закладывали новый корпус, неизвестно откуда перед народом явился всадник на белом коне. Обратившись к игумении Таисии, он сказал: «Прими строителя сего» — и подал ей свиток с изображением преподобного Феодосия Тотемского. Позднее в Ново-Тихвинском монастыре была построена церковь в честь этого святого. Сейчас, когда обитель восстанавливается, мы чувствуем особенную нужду в помощи преподобного Феодосия. Сестры-экономы постоянно молятся ему об успехе строительства.
Адмирал Федор Федорович Ушаков, ныне прославленный в лике святых, для многих просто историческое лицо, а для нашего монастыря — живой человек, который и сегодня принимает в наших нуждах непосредственное участие. Он много помогал игумении Таисии, несколько лет перед открытием обители она даже жила в его доме. Можно сказать, Ново-Тихвинский монастырь был учрежден во многом благодаря ходатайствам праведного Феодора Ушакова. Сейчас, спустя двести лет, мы так же просим у него помощи и он так же ходатайствует за нас, только уже у престола Божия.
За те пятнадцать лет, в которые возрождалась наша обитель, мы обрели еще несколько небесных ходатаев, чью помощь мы постоянно чувствуем. Господь вверил нам восстановление святынь, связанных с именем святого праведного Симеона Верхотурского: храмовый комплекс на месте его подвигов в селе Меркушино, несколько церквей на паломническом пути из Меркушино в Верхотурье. В 2002 году во время закладки фундамента Михаило-Архангельского храма в Меркушино были обретены нетленные мощи священномученика Константина Богоявленского, которые теперь и почивают в этом храме. Кроме того, в принадлежащей нашему монастырю церкви Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге пребывают мощи преподобного Василиска Сибирского, величайшего молитвенника. Чем больше мы молимся этим угодникам Божиим, тем более тесную связь с ними ощущаем. Так что со временем они становятся нам только роднее.
То же можно сказать и про прежних настоятельниц обители — игумению Таисию и схиигумению Магдалину. Они для нас живые люди, которые часто помогают нам в трудных ситуациях. Правда, они пока не прославлены в лике святых, но материалы для их канонизации уже подготовлены.

— Человек поступает в монастырь, и его внутреннее устроение постепенно меняется. Как бы вы описали эти перемены? Что в духовном делании вы считаете для монаха наиболее важным?
— Господь действительно дал мне большое счастье — видеть, как меняются человеческие души. Когда человеку удается в чем-то себя преодолеть, сделать еще один шаг навстречу Христу, всегда переживаешь это как настоящее чудо.
Как совершаются эти перемены? Конечно, благодаря понуждению себя к добродетели, благодаря частым исповеди и причащению, благодаря отсечению своей воли. Но самое главное, что преображает душу человека, — это молитва. Молитвой человек приобретает все добродетели. От молитвы, а правильнее сказать, от благодати, которая в основном приобретается внимательной молитвой, в душе человека являются и страх Божий, и смирение, и любовь.
И поделюсь еще одним наблюдением. С одной стороны, в обители все представляют собою нечто удивительно цельное, неразрывно связанное узами послушания и искренней любви о Христе, а с другой стороны, каждый человек не только сохраняет, но и раскрывает во всей полноте свою неповторимость. И то же самое мы видим в масштабе всей Церкви. Все святые, как говорит преподобный Силуан Афонский, похожи на Христа. Но посмотрите, какое у них разнообразие характеров! Святитель Иоанн Златоуст пишет, что даже у великих пророков были разные характеры: Илия был строг и взыскателен, а Моисей — наоборот, был «человек кротчайший из всех людей на земле». Апостолы Петр и Иоанн тоже имели свои особенности нрава. Петр пламеннее, а Иоанн возвышеннее; Петр стремительнее, а Иоанн проницательнее. Так и в обители: человек, сохраняя свои природные черты, приобретает, можно сказать, евангельский характер.

— В начале июля прошло празднование юбилея Ново-Тихвинского монастыря. Порой возникают сомнения: нужно ли монахам отмечать события, которые относятся к земной, временной жизни? Какой смысл вы вкладываете в предстоящие торжества?

— Нам хотелось бы, чтобы нашу радость разделили как можно больше людей и в городе, и в епархии, и за ее пределами.
Жизнь обители всегда была тесно связана с жизнью города и епархии, поэтому двухсотлетие монастыря — это наша общая история, наш общий праздник. Поэтому юбилейные торжества — это, можно сказать, дань памяти тем, кто был рядом с нами в прошлом, и дань благодарности тем, кто поддерживает нас сейчас.
…Говорят, история изучает то, чего уже нет. Так можно сказать о чем угодно, но только не о монастыре. Люди, которые два века назад обустраивали Ново-Тихвинскую обитель, заботятся о ней и теперь. Благотворители, давно перешедшие в вечность, не перестают ходатайствовать о монастыре и ныне — уже у престола Божия. Сестры, жившие в обители двести лет назад, и сестры, живущие в ней сейчас, — это одно сестринство, связуемое молитвами тех и других. И можно сказать, что история Ново-Тихвинского монастыря — это не двести лет прошлого, а двести лет настоящего.

16 июля 2010 г.
Ключевые слова: аскетика, Урал, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00