![]()
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
Постриг как награда С Феодоровской колокольни Богоявленского женского монастыря можно бесконечно любоваться не только храмами обители, но и всего древнего Углича. Правда, такая возможность у любителей древнерусской культуры появилась совсем недавно. Всего десять лет назад, когда игумению Антонину (Злотникову) благословили возрождать заброшенный Богоявленский монастырь с 500-летней историей, ее встретили здесь не только ветшающие храмы с прогнившими крышами, но и притон бездомных, городская помойка, жилые корпуса и студенческое общежитие. А красавицы колокольни Феодоровского храма, как и монастырской стены, просто не существовало. PDF-версия.
16 сентября 2021 г. 16:30
Небесный заступник Тверской земли В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. PDF-версия.
16 июля 2021 г. 17:00
Стреляйте, а монастырь выселять не позволим
Одигитриевский — первый основанный в Челябинске — монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официальный статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоемы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенес эпохи «ударного построения основ социализма». Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. PDF-версия.
13 июля 2021 г. 19:00
Мораль для робота Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
От вас учения не приемлем Святому благоверному князю Александру Невскому не случайно отводится ключевая роль в русской истории. Его военные заслуги, талант дипломата и мудрость правителя на многие века определили вектор развития нашего государства. Пример святого князя и сегодня живет в наших душах и руководит нашими поступками. Это засвидетельствовал и немецкий историк Ф.Б. Шенк, на шестистах страницах описавший феномен исторической памяти о князе как краеугольном камне российского национального самосознания1. Раздроби этот камень — и пошатнется Россия. Вот и выискивают некоторые историки «неудобные факты» из жизни князя Александра, которые заставили бы усомниться в твердости его веры. PDF-версия.
14 апреля 2021 г. 16:30
|
![]()
23 января 2013 г. 01:00
Монашество и технический прогресс – такую тему впервые обсудят на Рождественских чтенияхНедавно предложенное «Положение о монастырях и монашествующих» вызвало оживленную дискуссию. Причем в обсуждении, что крайне интересно, приняли участие не только сами монашествующие, но и миряне. Теперь в рамках ХХI Международных Рождественских чтений создана специальная секция для монашествующих. Она будет проходить впервые и состоится в древнейшем монастыре Москвы – Новоспасском. Круг вопросов колоссален. По мнению организаторов данного направления, обсуждения станут интересными не только монашествующим, но, как принято говорить, и «широкому кругу читателей». Конечно, вопросы специальные: уставы, положения. Но, в то же время, и возрождение церковных искусств, организация паломничества, монастырская кухня, а также в рамках форума монашествующих речь пойдет и о техническом прогрессе: насколько он мешает или помогает спасению. «Монашество и современный технический прогресс» - тема доклада игумении Домники, настоятельницы Ново-Тихвинсккого монастыря города Екатеринбурга. С ней мы и ведем беседу о предстоящей работе в рамках Рождественских чтений. — Чем для Вас являются Международные Рождественские чтения? — В Священном Писании есть слова, отражающие один из основных принципов христианской жизни: «С советом вся твори» (Сир. 32, 21). Совет знающего, опытного человека — это твердая основа, на которой можно строить и свое здание. И дискуссии в рамках Международных Рождественских Чтений каждому дают замечательную возможность получить полезный совет, самому поделиться какими-то идеями и перенять опыт других. Эта возможность тем более ценна, что Чтения имеют статус международных, то есть в них принимают участие представители и других Поместных Церквей. Но кроме чисто практической пользы, форум приносит и другую пользу. В такой огромной стране, как Россия, подобные мероприятия просто необходимы ради того, чтобы в нашей Церкви сохранялось единомыслие по важнейшим вопросам, чтобы она, по выражению святителя Климента Александрийского, дышала единым дыханием. — Как Вы оцениваете то, что Рождественские чтения переросли вопросы образования и являются настоящим общественным форумом? — Это свидетельствует о том, что наша Церковь живет полнокровной жизнью, что она наполнена людьми ищущими, активными, неравнодушными. Несомненно, что такой формат Рождественских чтений позволяет с пользой обсуждать многие церковные проблемы современности. И, конечно, для всех очевидно, что это стало возможным благодаря Святейшему Патриарху и организаторам Рождественских чтений. — Как Вы готовитесь к Чтениям? Чего ожидаете? — Для меня эти Рождественские чтения будут первыми, в которых я буду принимать участие. Я многого ожидаю от них. И прежде всего, для меня это драгоценная, уникальная возможность пообщаться с единомышленниками, с близкими по духу людьми. Конечно, особенно меня радует, что на нынешних Рождественских чтениях впервые введена секция, посвященная монашеству. Для монастырей вообще очень важно иметь возможность общения, диалога. Об этом говорил еще святитель Василий Великий, причем у него это звучит именно как правило для монастырей – собираться, общаться, обсуждать какие-то важные вопросы и проблемы организации монашеской жизни. Это можно даже уподобить тому, как, согласно канонам, проходят с определенной регулярностью архиерейские соборы. Монастыри — это корни, питающие христианство благодатными соками. И поэтому не только для иноков, но и для всех вообще христиан важно, чтобы эти корни были сильными и здоровыми. — Какой материал, может быть, опыт жизни в обители послужил темой для Вашего доклада? — Промыслом Божиим так сложилось, что наш монастырь находится в центре большого и шумного города. И поэтому с такой темой, как технический прогресс в современном обществе, мы знакомы не понаслышке. Наш век, который называют веком информационных технологий, диктует свои условия жизни. Как монаху сочетать эти условия со своей главной целью — поиском Христа, неотмирного Небесного Царства? Именно этот вопрос и побудил меня задуматься над необходимостью правильного, рассудительного использования средств современной цивилизации. — Как технический прогресс пришел в Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга? — Прежде всего мне хочется сказать, что настоящий прогресс, по выражению священномученика Илариона (Троицкого) — это движение не вперед, а вверх, к Небу. Настоящий прогресс — это нравственное преображение. Подобную мысль высказывает и святой Сербской Церкви, преподобный Иустин (Попович). Он говорит, что прогресс — это только то, что ведет ко Христу и Воскресению и дает человечеству подлинное счастье в Боге. Но если говорить о прогрессе именно техническом, то мы, как любой городской монастырь, постоянно имеем дело с различными технологиями. Нам в большом городе легче и удобнее развивать церковные искусства, например, вышивку — и новые технологии помогают нам в этом. Но, конечно, мы всегда смотрим, насколько нужна нам та или иная технология, для чего нужна, какие духовные последствия она может принести. Мы, монашествующие, не стремимся угнаться за техническим прогрессом, — у нас другие цели. Однако и принципиально отказываться от каких бы то ни было технических нововведений не всегда уместно — особенно, повторю, для городских монастырей. — Какие новые современные технологии применяются в Ново-Тихвинском монастыре? — Я приведу такой пример. Когда мы начали реставрировать главный собор нашего монастыря, во имя святого Александра Невского, то столкнулись с серьезной проблемой. В советские годы собор был разделен на несколько этажей, там располагался музей. И нам нужно было очень осторожно убрать этажные перекрытия, не повредив старых стен. Специалисты предложили нам новую технологию: кран, который алмазным наконечником отрезает балку от стены. Эта технология стала для нас тогда просто спасением, мы приняли ее с благодарностью, как помощь Божию. В некоторых наших мастерских, скажем, в швейной, используется современное оборудование, но мы не стремимся во что бы то ни стало автоматизировать всё и везде. В иконописной мастерской у нас, например, до сих пор не используются современные краски: сестры, как в незапамятные времена, перетирают минералы, сами левкасят, золотят. Добавлю еще вот что. Монастырские труды не напрасно носят особое название — «послушания», это не просто работа. Напомню один замечательный эпизод из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Одна сестра-трапезница стала свидетельницей того, как монастырскую трапезную посетила сама Матерь Божия с некоей спутницей. Богородица, попробовав хлеб, стоявший на столе, похвалила его и сказала Своей спутнице: «Знаешь, почему он так вкусен? Потому что готовится за святое послушание и с постоянной молитвой». Вот главные монашеские «технологии», которые приносят наилучший результат и никогда не устаревают. — Страшен ли для монашествующих Интернет? — Схиархимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, на подобный вопрос ответил: «Это как нож — ножом можно и хлеб резать, а можно людей». То есть сами по себе средства технического прогресса не хороши и не плохи, важно, с какой целью мы ими пользуемся. Но если нож — предмет в повседневной жизни всё же необходимый, то с Интернетом, я думаю, дело обстоит несколько иначе. По сути, выход в Интернет, где столько разнообразной и не всегда безвредной информации, — это выход в мир. А каковы для монаха последствия выхода в мир, объяснять излишне. Поэтому не все возможности Интернета можно использовать в равной мере, и лучше, если мы сами по доброй воле, ради чистоты ума при молитве, будем использовать Интернет лишь при необходимости, исключительно с практической целью — например, только для поиска необходимых данных. Я говорю сейчас, в первую очередь, о монашествующих, хотя знаю, что и благочестивые миряне в своих семьях, как правило, стремятся ограничить льющийся отовсюду поток информации. — Должны ли монахи идти в ногу со временем? — Для истинного монаха вопрос о том, должен ли он подчиняться веяниям времени, наверное, даже не стоит. Монах, по словам преподобного Иоанна Лествичника, живет Евангелием, а значит, живет для вечности и в вечности. Монастыри потому и считались всегда тихими пристанищами, что им свойственно некое постоянство, вневременность. И потому для монаха всегда на первом месте будут стоять духовные, нравственные, вечные ценности. Другое дело, что он, как человек, в своей жизни пользуется и различными техническими достижениями своего времени. Вы спросите, как это совмещается? Святейший Патриарх Кирилл сказал однажды, что христианин должен владеть особым искусством: сочетать использование благ, которые дает нам современный мир, с верностью Богу и заповедям Евангелия. Думаю, что тем более этим искусством важно владеть монаху. Сочетать эти вещи в своей жизни так, как учат святые отцы, с пониманием и рассудительностью — вот задача монаха. — Не может ли помешать технический прогресс спасению? — Спасение и технический прогресс — вовсе не взаимоисключающие вещи. Известный старец Порфирий Кавсокаливит утверждал даже, что технический прогресс может содействовать спасению человечества. Он, например, просто ликовал, когда услышал, что изобрели радиоприемник. Ведь это значило, что теперь есть возможность проповедовать Евангелие по всему миру! Достижения научно-технического прогресса активно используются Церковью: вспомните хотя бы о современных технологиях в книгопечатании. Интересно, что одной из первых напечатанных книг стала именно Библия Гуттенберга. Дело не в прогрессе — дело в свободе человека выбирать добро или зло. Этой богодарованной свободы не могут отнять у нас никакие технические достижения. Один духовный сын отца Иоанна (Крестьянкина) как-то высказал тому свои страхи относительно новых информационных технологий. Отец Иоанн ответил: «Компьютер сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. Но один человек на этой железяке наполнил мир богослужебными книгами, а другой безобразными. Кто и как будет отвечать перед Богом? И судится Богом человеческое произволение».
23 января 2013 г. 01:00
Ключевые слова:
монашество, Рождественские чтения
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
|