iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
Церковь
ЦВ № 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г.
версия для печати версия для печати

Монастырь в городе: крест или служение?

Монастырь и мегаполис — кажется, понятия несовместимые. Первый ассоциируется с тишиной, размеренным ритмом жизни, уединением, молитвой. Второй — с шумом, спешкой, суетой. Однако в наши дни в крупных городах возрождаются монастыри, и они неизбежно включаются в городскую жизнь. Как монастырь может участвовать в жизни мегаполиса, не нарушая при этом своего внутреннего распорядка? В каких формах допустимо сотрудничество между мирянами и монахами? Что дает город монастырю и монастырь — городу? В одном из крупнейших городских обителей России — Ново-Тихвинском женском монастыре, расположенном в Екатеринбурге, знают ответы на эти вопросы. В 2009 году монастырь отмечает 15 лет со дня возрождения.

Монастырская территория отделена от шумного городского проспекта лишь каменной стеной, но стоит сделать несколько шагов за нее — и словно попадаешь в иной мир, в котором тебя окружают тишина и покой. Впрочем, через некоторое время замечаешь, что жизнь здесь кипит почти как на покинутом проспекте, только с каким-то иным содержанием и в другом, размеренном ритме. Ново-Тихвинская обитель — в полном смысле городской монастырь.

Существует мнение, что монастыри, как хранители древних традиций, неохотно используют различные технические новшества. Поэтому многие люди удивляются, когда видят в современных монастырях компьютеры или какое-либо высокотехнологичное оборудование. Однако на самом деле большинство монахов смотрят на технический прогресс спокойно и практично: да, не стоит придавать развитию цивилизации слишком большого значения, не нужно считать, что в этом цель человечества, но если какие-то технические достижения могут послужить благу Церкви, то зачем их чураться? Эти достижения сами по себе не хороши и не плохи, все зависит от того, с какой целью их использовать. Так относятся к техническим нововведениям и в Ново-Тихвинском монастыре. Практически на всех направлениях деятельности обители используются новые технологии. Например, сестры вышивают иконы на самых современных машинах с компьютерным программированием. Изучают древнегреческий и новогреческий языки в режиме on-line. Даже на певческом послушании проходят виртуальные уроки древне-византийского пения: профессор из Фессалоник, не покидая родного города, делится секретами своего искусства, при этом сестры видят своего педагога на огромном экране и могут повторять за ним витиеватые мотивы. Впрочем, если какой-то старая технология дает лучшие результаты, чем новая, то сестры предпочитают ее. Например, в иконописной мастерской не используются современные краски: как в незапамятные времена, сестры перетирают минералы сами.

Чтобы успевать следить за развитием того или иного церковного искусства, насельницы обители ездят на различные выставки, конференции и семинары. Иконописцы за последние несколько лет побывали в городах Золотого кольца России, в Стамбуле, Греции, Сербии, а недавно посетили международную выставку шедевров византийской иконописи в Лондоне. Все это, конечно, не ради любопытства. В Ново-Тихвинском монастыре возрождают древнее церковное искусство — каноническую иконопись.

«Поскольку традиции такой иконописи в России почти утеряны, то постоянно приходится куда-то выезжать, обращаться к профессионалам, много учиться, — рассказывает руководитель иконописной мастерской инокиня Девора. — Поэтому развивать церковные искусства удобнее в большом городе».
Итак, город дает монастырю многое: возможность развивать церковные искусства, перенимать профессиональный опыт. А что дает городу монастырь? Возможность приобщиться к красоте православия. Это и есть главная цель монастыря, в этом и состоит его служение людям.

Верующие люди всегда старались побывать в монастырях, чтобы впитать в себя молитвенный дух обители, получить духовный совет, слово утешения, отдохнуть душой. Но не у всех есть возможность поехать в паломничество. Да и духовные нужды у человека возникают постоянно, а не только во время отпуска. Поэтому если в городе есть монастырь, то он обязательно является для горожан источником духовной помощи и поддержки.

«Бывали случаи, — рассказывает монахиня Марфа, старшая среди сестер, несущих послушание в монастырском магазине, — когда люди приходят в монастырь в некотором смятении из-за множества жизненных проблем или же из-за того, что их сердца коснулась живая вера, а как верить, что делать — они не знают. Мы всегда стараемся каждого выслушать, подобрать литературу, подходящую для духовного возраста человека. И бывает радостно, когда человек, прочитав книгу, приходит и говорит, что он нашел ответы на какие-то свои вопросы, что ему стало легче. Особенно утешительно, когда он приходит к вере, начинает жить полноценной духовной жизнью».

Социальное служение — еще одна необходимая функция городского монашества. При Ново-Тихвинском монастыре созданы Высшие миссионерские курсы, дающие богословское и гуманитарное образование, общество «Трезвение», помогающее людям избавиться от алкогольной зависимости, приют для девочек, благотворительная столовая для бедных. Этими организациями руководят миряне, особо близкие обители люди.

Рассказывает руководитель Высших миссионерских курсов, доктор филологических наук Наталья Дьячкова: «Я считаю очень важным тот факт, что курсы созданы и действуют именно при монастыре. Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но вот что удивительно, в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни в округе на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. И сегодня монастырь, находящийся посреди большого города, по необходимости должен стать духовным центром, если, конечно, его насельники сами имеют правильные взгляды и им есть чем поделиться с людьми».

«Монашеское уединение состоит не в том, чтобы совершенно не соприкасаться с миром, не общаться с мирянами и так далее, — считает настоятельница монастыря игумения Домника. — Важно создать особый, размеренный строй жизни внутри самой обители — чтобы большая часть времени сестер была посвящена главным монашеским деланиям, чтению и молитве, и все занятия были нацелены на угождение Богу. Когда создан такой строй жизни, обитель может находиться в городе, в деревне или в пустыне — монашество в ней будет процветать. Но в городе монастырь призван к особой миссии — показывать образец христианской жизни посреди мира, говорить о красоте православной веры. Эта проповедь может быть безмолвной и выражаться в благолепии храмов, в церковном пении и других искусствах, в самом образе жизни монашествующих, их поведении».

Многие из древних монастырей находились в крупных городах, и монашество в этих обителях действительно процветало. Что помогало этим монахам сохранять свое монашеское устроение? Что привлекало в эти обители мирян, жаждущих успокоения души?
Вспоминается один эпизод из жизнеописания схиархимандрита Иоанна (Маслова). Как-то одна духовная дочь попросила у него благословения поехать на Рождество в деревню. «А зачем тебе?» — «Батюшка, там тихо». Посмотрев на нее, отец Иоанн сказал: «В себя углубляйся, там великая тишина».
Вот эта тишина, мир, чистая радость о Господе и есть то сокровище, которое хранит монаха посреди самого шумного города и за которым в монастыри приходят горожане.

 

Екатерина Белова
26 июня 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи