выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Церковь
ЦВ № 9 (334) май 2006 /  11 мая 2006 г.
версия для печати версия для печати

О Причащении на Пасху

Традиция не причащаться на Пасху исторически связана с тем, что в Русской Церкви до революции причащались достаточно редко — обычно от одного до четырех раз в год. Причащались Великим постом: либо на первой неделе, либо на Страстной, но не на Пасху. В 20—30-е годы, как это всегда бывает во времена гонений, возрождается традиция частого причащения, в том числе и на Пасху.

Но уже в послевоенные 50—60-е годы по ряду причин вновь возвращается практика редкого причащения. Одна из причин та, что после войны был очень большой наплыв духовенства, происходившего из западных областей, присоединенных к Советскому Союзу в 1939 году. Это области Западной Украины и Белоруссии, не испытавшие гонений на веру в той же мере, что другие регионы России, а потому сохранившие дореволюционную практику. Это способствовало восстановлению старой практики не причащаться на Пасху.

Другая причина — чисто техническая. Осуществить Причастие на Пасху было практически невозможно. Народу было столько, что, во-первых, невозможно было всех исповедать. Во-вторых, поскольку от тесноты люди буквально могли висеть в воздухе, зажатые со всех сторон толпой в храме, выйти со Святой Чашей было физически нельзя — причащать было опасно. Также невозможно было проследить, чтобы к Чаше не подходили люди не исповедовавшиеся. В силу этого не только на Пасху, но и на многие двунадесятые праздники, на родительские субботы просто не причащали — если не во всех, то в большинстве московских храмов. О таких городах, как Новосибирск, где вообще был один храм на миллионный город, даже говорить нечего.

Таким образом, утвердилась противоречащая древней церковной традиции практика не причащаться на Пасху. Но сейчас, по крайней мере, в Москве, ее почти полностью преодолели. Произошло это в первую очередь благодаря проповеди и личному примеру Святейшего Патриарха Алексия, всегда призывающего к частому причащению Святых Христовых Тайн и лично причащающего церковный народ за каждым патриаршим богослужением. Это соответствует общей православной практике в других поместных Церквях. Например, в Греции на Пасху причащают, и это считается нормальным.

Священное Предание Церкви ясно говорит о том, что на Пасху причащаться нужно и к этому должен стремиться всякий верующий человек. Однако, это возможно только для тех, кто соблюдал Великий пост, исповедался, готовился и получил благословение священника на Причастие.
 

11 мая 2006 г.
Ключевые слова: исповедь, Евхаристия, Пасха
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00