выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Отец Церкви — отец народа

Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век — страшный и славный, кровавый и благословенный — кончился не восемь лет назад, как следует по календарю, а кончается сегодня — с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пяти патриархам — от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II — Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950–1960-х; Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX — начале XXI века.

Трудно сказать, кто на кого «влиял» в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения.

Напомним лишь основные, знаковые события его биографии.

23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.
Бог и судьба устроили так, что будущему Патриарху довелось пройти в своей жизни путь всей церковной России.

Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будут проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством. Так, по воле Божией, в духовном опыте Патриарха встретились и соединились традиции и менталитет белой Церкви Исхода и Церкви до конца претерпевших.

Его церковное служение началось в 16-летнем возрасте, когда иподиакон Алексий должен был, по поручению священноначалия, привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского в таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.

В 1953 году отец Алексий окончил Ленинградскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия, Человека Божия (память ему свершается 17 марта), в иночестве — имя святителя Алексия, митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля.
Митрополит Алексий, имя которого принял будущий Патриарх в монашестве, — один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий успевал и возглавить московское правительство, и строить Кремль белокаменный, и ездить в Орду, чтобы мужественно и твердо отстаивать Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа. Церковь спасла государственность и создала нацию, заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении».

Редко бывает так, что без долгого иноческого искуса молодой иеромонах бывает посвящен в архиереи. В данном случае было именно так: постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским — да еще с поручением временно принять на себя управление также и Рижской епархией.

Это не был, как кто-то может подумать, «карьерный рост». Просто в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь старый и мудрый патриарх Алексий I нашел единственно правильное решение. Он сделал ставку на так называемый «молодой епископат»: призвал к церковному управлению совсем еще молодых архимандритов, с одной стороны, не отягченных подозрениями и преследованиями со стороны органов безопасности, а с другой стороны, не отягченных также традициями и шаблонами в деле церковного строительства. Отдел внешних церковных сношений возглавил тогда 30-летний, только что рукоположенный епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов), издательский отдел — 35-летний архимандрит (также впоследствии митрополит) Питирим (Нечаев). А Алексий (Ридигер) стал в тот год епископом Таллинским и Эстонским.

Всего через три года он уже будет возведен в сан архиепископа, назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, а 25 февраля 1968 г. станет митрополитом. В 1984 году ему была присвоена степень доктора богословия за церковно-исторический труд «Очерки по истории православия в Эстонии».

7 июня 1990 года, после смерти патриарха Пимена, Поместным Собором Алексий II (Ридигер) избран пятнадцатым русским Патриархом. Интронизация состоялась в Богоявленском Елоховском соборе.

Размышляя однажды о значении патриаршего служения, Святейший сам так написал об этом: «Высокий идеал! Вера — до самозаклания, отвержение всего земного во имя Небесного, очи и слух, отверстые к откровениям Божиим, неотступность в печаловании пред Богом, твердость в наказании и вразумлении, щедрость в служении примирения, верность “гробницам отеческим”, — вот великие черты, извлекаемые нами из Библии об “отце веры” — первом, кого назвала Церковь именем Патриарх».

Провиденциально Русская Церковь получила патриаршее возглавление в 1589 г. — в канун Смутного времени, социальных и политических потрясений, угрожавших самому существованию нашего народа и государства.

Словно история специально готовила страну и Церковь к ситуации, когда русские послы в 1611 г. смогут сказать: «Изначала у нас, в русском государстве, так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то государи наши призывали к себе на собор патриархов, митрополитов, архиепископов и с ними советовались. И почитают наши государи патриархов великою честию… Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный (т.е. главный, правящий народом)».

Промыслительным образом, патриаршество было восстановлено в Русской Церкви и в 1917 г. — в канун богоборческих катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха, гаранта сохранения духовной — и не только духовной — цельности Православной России в условиях новой смуты и кризиса. иноземных нашествий, отступления от веры.

Точно так же, со вступлением на престол Патриархов Московских Святейшего Алексия начинается новое возрождение Отечества и Церкви.
Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей, возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 700 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать — их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч.

Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно «поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда, как говорится, “никогда не ступала нога архиерея”, могли видеть Своего Предстоятеля». Это, говорил Святейший, «нужно не только им — в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле “служение собирания” — собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус». Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70… 75… Через два с половиной месяца было бы 80… Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия.

Он сумел осуществить в своей личности непосредственную живую связь века минувшего и нашего времени. Воспитанный на идеалах русской церковности, на образце служения патриарха Алексия I, соратник и преемник Святейшего Пимена, — Патриарх Алексий II сполна оправдал само имя «Патриарх».

Он был поистине «начальник отцов», предстоятель пред Богом, с именем которого связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви.

Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси — не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Когда-то император Август сказал: «Я принял Рим деревянным, а оставляю мраморным». Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными и поруганными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, — и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению и духовному окормлению державного строительства.

Достойным завершением того «служения примирения», которым была вся жизнь Предстоятеля, стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Жертвенное служение Русской Православной Церкви было одним из важнейших факторов сохранения и утверждения российской державности в XX веке. Те, кто ушли за огненные рубежи Гражданской войны и оказались вместе с остатками белых армий и Белой России в изгнании и рассеянии, и те священнослужители и иерархи, которые до конца остались со своим народом, несмотря на террор и антирелигиозный геноцид, на трибуналы и расстрелы, на разрушение храмов и монастырей, — те и другие своей священной жертвой и исповедничеством помогли выстоять Русской Церкви, а значит, и сохраниться русской православной державности.
Хотелось бы закончить замечательными словами самого Патриарха. «Великие испытания прошла наша Церковь и весь наш православный народ в ХХ столетии. Уверен, что испытания эти промыслительны и судьбоносны. Русская Церковь и в начинающемся XXI в. не отступит от своего пути, от апостольского завета “быть всем для всех, дабы спасти некоторых” (1 Кор. 9, 22). Суть свидетельства Ее в окружающем мире — напоминание и подтверждение делом и словом обетования Господа о том, что “врата адовы не одолеют Ее” (Мф. 16, 18)».

По замечательному образному выражению святого апостола Павла, сердце Святейшего вместило нас, нам было не тесно в нем. Благодарная скорбь об этом, истинно отеческом отношении Патриарха ко всей Православной России, к нашему народу и его историческим судьбам навсегда останется в наших сердцах.

Вечная память великому подвижнику нашего времени, святителю-патриоту Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

11 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00