iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  9 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Памяти монахини Алексии (Антоновой)

31 декабря 2008 года, на 68-м году жизни в автокатастрофе погибла монахиня Алексия, в прошлом многолетняя сотрудница Издательского отдела Московского Патриархата Александра Ивановна Антонова.

Господь наградил почившую многими высокими духовными дарованиями. Ее отличали трудолюбие, скромность и ответственность. Всегда неизменно строгая к себе во всем, неукоснительно соблюдавшая всю свою жизнь церковные предписания, она благожелательно относилась к своим сотрудникам. Все возлагавшиеся на нее послушания она выполняла с полной отдачей своих сил и знаний, видя в этом исполнение дела Божия. Сотрудники отдела любили и уважали ее за умение создать и поддерживать спокойную обстановку в работе, ценили ее знания.

Жизненный путь Александры Ивановны не был богат внешними событиями. Она родилась 25 апреля 1941 года в г. Подольске Московской области, в крестьянской семье. Ее отец Антонов Иван Устинович воевал рядовым на Великой Отечественной войне и погиб в 1943 году. Всю свою жизнь Александра Ивановна прожила вдвоем с матерью. По окончании школы она закончила бухгалтерские курсы и до 1973 года работала по этой специальности в различных светских организациях Подольска. Но главным в ее жизни был Троицкий храм г. Подольска, которому она отдавала все свое свободное время и где ее мать была просфорницей.
В 1973 году по совету своего духовника — архимандрита Феофана из Псково-Печерской обители — Александра Ивановна оставила светскую работу и пришла в Издательский отдел Московского Патриархата. Уже через год ее назначают главным бухгалтером. Каждый день она приезжает из Подольска на электричке и с 8.30 — уже на работе. В то время в бухгалтерии работали всего три человека, которые и осуществляли весь контроль по приходу и расходу денежных средств, в том числе расчеты с Московской Патриархией, с епархиальными управлениями, с сотрудниками отдела, подписчиками ЖМП, райфинотделом, Гослитиздатом и т.д.
Объем работ бухгалтерии постоянно возрастал. Сначала это было связано со строительством нового здания Издательского отдела (1981 г.), затем с приближением 1000-летия Крещения Руси, а после передачи летом 1989 года Иосифо-Волоцкого монастыря Издательскому отделу Александра Ивановна стала по совместительству и главным бухгалтером монастыря.

В начале 1990-х годов с предоставлением Церкви большей экономической свободы многие производственно-экономические функции Издательскому отделу пришлось выполнять самостоятельно (закупать бумагу и т.п.). Все это увеличивало нагрузку на бухгалтерию и отражалось на состоянии здоровья Александры Ивановны.
В январе 1995 года, в связи с ликвидацией Издательского отдела МП, А.И. Антонова была вынуждена оставить место своей службы, где она проработала более двадцати лет.

7 апреля 1998 года по благословению своего духовника А.И. Антонова приняла иноческий постриг в Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни с именем Алексии — она была пострижена в мантию насельником Введенской Оптиной Пустыни игуменом Антонием (стоит отметить, что настоятельницей Шамординской пустыни также является бывшая сотрудница Издательского отдела — игумения Никона).

До последних дней своей жизни монахиня Алексия активно участвовала в церковной жизни Троицкого храма Подольска — регулярно посещала храм, исповедовалась и причащалась.

Вся жизнь почившей прошла в служении Богу, ее отличали сознание важности порученного ей дела. За самоотверженные труды на благо Святой Церкви А.И. Антонова была награждена медалью преподобного Сергия (I степени) и орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени).
В отпевании и погребении инокини Алексии участвовали сестры Шамординской обители во главе с ее настоятельницей, пел монастырский хор. Похоронена почившая на кладбище Красная горка в Подольске.

Господь да упокоит и ублажит монахиню Алексию в селениях праведных!

9 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00