выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  9 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Памяти монахини Алексии (Антоновой)

31 декабря 2008 года, на 68-м году жизни в автокатастрофе погибла монахиня Алексия, в прошлом многолетняя сотрудница Издательского отдела Московского Патриархата Александра Ивановна Антонова.

Господь наградил почившую многими высокими духовными дарованиями. Ее отличали трудолюбие, скромность и ответственность. Всегда неизменно строгая к себе во всем, неукоснительно соблюдавшая всю свою жизнь церковные предписания, она благожелательно относилась к своим сотрудникам. Все возлагавшиеся на нее послушания она выполняла с полной отдачей своих сил и знаний, видя в этом исполнение дела Божия. Сотрудники отдела любили и уважали ее за умение создать и поддерживать спокойную обстановку в работе, ценили ее знания.

Жизненный путь Александры Ивановны не был богат внешними событиями. Она родилась 25 апреля 1941 года в г. Подольске Московской области, в крестьянской семье. Ее отец Антонов Иван Устинович воевал рядовым на Великой Отечественной войне и погиб в 1943 году. Всю свою жизнь Александра Ивановна прожила вдвоем с матерью. По окончании школы она закончила бухгалтерские курсы и до 1973 года работала по этой специальности в различных светских организациях Подольска. Но главным в ее жизни был Троицкий храм г. Подольска, которому она отдавала все свое свободное время и где ее мать была просфорницей.
В 1973 году по совету своего духовника — архимандрита Феофана из Псково-Печерской обители — Александра Ивановна оставила светскую работу и пришла в Издательский отдел Московского Патриархата. Уже через год ее назначают главным бухгалтером. Каждый день она приезжает из Подольска на электричке и с 8.30 — уже на работе. В то время в бухгалтерии работали всего три человека, которые и осуществляли весь контроль по приходу и расходу денежных средств, в том числе расчеты с Московской Патриархией, с епархиальными управлениями, с сотрудниками отдела, подписчиками ЖМП, райфинотделом, Гослитиздатом и т.д.
Объем работ бухгалтерии постоянно возрастал. Сначала это было связано со строительством нового здания Издательского отдела (1981 г.), затем с приближением 1000-летия Крещения Руси, а после передачи летом 1989 года Иосифо-Волоцкого монастыря Издательскому отделу Александра Ивановна стала по совместительству и главным бухгалтером монастыря.

В начале 1990-х годов с предоставлением Церкви большей экономической свободы многие производственно-экономические функции Издательскому отделу пришлось выполнять самостоятельно (закупать бумагу и т.п.). Все это увеличивало нагрузку на бухгалтерию и отражалось на состоянии здоровья Александры Ивановны.
В январе 1995 года, в связи с ликвидацией Издательского отдела МП, А.И. Антонова была вынуждена оставить место своей службы, где она проработала более двадцати лет.

7 апреля 1998 года по благословению своего духовника А.И. Антонова приняла иноческий постриг в Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни с именем Алексии — она была пострижена в мантию насельником Введенской Оптиной Пустыни игуменом Антонием (стоит отметить, что настоятельницей Шамординской пустыни также является бывшая сотрудница Издательского отдела — игумения Никона).

До последних дней своей жизни монахиня Алексия активно участвовала в церковной жизни Троицкого храма Подольска — регулярно посещала храм, исповедовалась и причащалась.

Вся жизнь почившей прошла в служении Богу, ее отличали сознание важности порученного ей дела. За самоотверженные труды на благо Святой Церкви А.И. Антонова была награждена медалью преподобного Сергия (I степени) и орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени).
В отпевании и погребении инокини Алексии участвовали сестры Шамординской обители во главе с ее настоятельницей, пел монастырский хор. Похоронена почившая на кладбище Красная горка в Подольске.

Господь да упокоит и ублажит монахиню Алексию в селениях праведных!

9 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00