iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  9 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Памяти монахини Алексии (Антоновой)

31 декабря 2008 года, на 68-м году жизни в автокатастрофе погибла монахиня Алексия, в прошлом многолетняя сотрудница Издательского отдела Московского Патриархата Александра Ивановна Антонова.

Господь наградил почившую многими высокими духовными дарованиями. Ее отличали трудолюбие, скромность и ответственность. Всегда неизменно строгая к себе во всем, неукоснительно соблюдавшая всю свою жизнь церковные предписания, она благожелательно относилась к своим сотрудникам. Все возлагавшиеся на нее послушания она выполняла с полной отдачей своих сил и знаний, видя в этом исполнение дела Божия. Сотрудники отдела любили и уважали ее за умение создать и поддерживать спокойную обстановку в работе, ценили ее знания.

Жизненный путь Александры Ивановны не был богат внешними событиями. Она родилась 25 апреля 1941 года в г. Подольске Московской области, в крестьянской семье. Ее отец Антонов Иван Устинович воевал рядовым на Великой Отечественной войне и погиб в 1943 году. Всю свою жизнь Александра Ивановна прожила вдвоем с матерью. По окончании школы она закончила бухгалтерские курсы и до 1973 года работала по этой специальности в различных светских организациях Подольска. Но главным в ее жизни был Троицкий храм г. Подольска, которому она отдавала все свое свободное время и где ее мать была просфорницей.
В 1973 году по совету своего духовника — архимандрита Феофана из Псково-Печерской обители — Александра Ивановна оставила светскую работу и пришла в Издательский отдел Московского Патриархата. Уже через год ее назначают главным бухгалтером. Каждый день она приезжает из Подольска на электричке и с 8.30 — уже на работе. В то время в бухгалтерии работали всего три человека, которые и осуществляли весь контроль по приходу и расходу денежных средств, в том числе расчеты с Московской Патриархией, с епархиальными управлениями, с сотрудниками отдела, подписчиками ЖМП, райфинотделом, Гослитиздатом и т.д.
Объем работ бухгалтерии постоянно возрастал. Сначала это было связано со строительством нового здания Издательского отдела (1981 г.), затем с приближением 1000-летия Крещения Руси, а после передачи летом 1989 года Иосифо-Волоцкого монастыря Издательскому отделу Александра Ивановна стала по совместительству и главным бухгалтером монастыря.

В начале 1990-х годов с предоставлением Церкви большей экономической свободы многие производственно-экономические функции Издательскому отделу пришлось выполнять самостоятельно (закупать бумагу и т.п.). Все это увеличивало нагрузку на бухгалтерию и отражалось на состоянии здоровья Александры Ивановны.
В январе 1995 года, в связи с ликвидацией Издательского отдела МП, А.И. Антонова была вынуждена оставить место своей службы, где она проработала более двадцати лет.

7 апреля 1998 года по благословению своего духовника А.И. Антонова приняла иноческий постриг в Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни с именем Алексии — она была пострижена в мантию насельником Введенской Оптиной Пустыни игуменом Антонием (стоит отметить, что настоятельницей Шамординской пустыни также является бывшая сотрудница Издательского отдела — игумения Никона).

До последних дней своей жизни монахиня Алексия активно участвовала в церковной жизни Троицкого храма Подольска — регулярно посещала храм, исповедовалась и причащалась.

Вся жизнь почившей прошла в служении Богу, ее отличали сознание важности порученного ей дела. За самоотверженные труды на благо Святой Церкви А.И. Антонова была награждена медалью преподобного Сергия (I степени) и орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени).
В отпевании и погребении инокини Алексии участвовали сестры Шамординской обители во главе с ее настоятельницей, пел монастырский хор. Похоронена почившая на кладбище Красная горка в Подольске.

Господь да упокоит и ублажит монахиню Алексию в селениях праведных!

9 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00