iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
7 января 2003 г.
версия для печати версия для печати

Рождественское поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия редакции «Московского церковного вестника»

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир! Дорогие сотрудники редакции “Московского церковного вестника”!

В эти святые дни, когда весь народ Божий празднует Рождество по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы снова и снова размышляем над главной темой праздника: Боговоплощение вновь дает человеку возможность приблизиться к Богу, ответить на Его шаг, сделанный навстречу каждому из нас. И здесь важно помнить, что жизнь христианина - это всецелое служение, которое продолжается и после литургии, и за стенами храма. Важное поле миссионерского служения сегодня - средства массовой информации. Церковная пресса в России имеет богатые традиции. В первой трети XIX века вместе с возрождением богословской мысли в духовных школах началось и развитие православной периодики. Появились десятки епархиальных газет и журналов. Перелистывая сейчас дореволюционные периодические издания, мы видим, что нам еще не удалось восстановить все богатство направлений церковной прессы. Были издания и для миссионеров, и для монашествующих, и для сельских пастырей. Историко-церковные и богословские журналы выпускались на высоком научном уровне. Основные синодальные и епархиальные издания публиковали подробные летописи церковной жизни того времени. Мы начали выпуск газеты “Московский церковный вестник” на пороге исторического празднования 1000-летия Крещения Руси. Первый номер вышел в свет в начале 1987 г. и уже стал библиографической редкостью. Для Русской Православной Церкви это было значительное событие, поскольку в течение нескольких десятилетий в России не было ни одной православной газеты. Именно поэтому выпуск “Московского церковного вестника” воспринимался как одно из важных событий, свидетельствовавших о начале нового этапа в отношениях Церкви и государства. И действительно, в последовавшее десятилетие Церковь получила полную свободу в проповеди не только в храмах, но и за пределами церковных стен. Сейчас в нашей Церкви более 300газет, издаваемых синодальными учреждениями, епархиями, приходами и церковно-общественными организациями. При этом мы по-прежнему придаем особое значение “Церковному вестнику”,как главной официальной газете общецерковного уровня. 0б этом мы неоднократно говорили на Архиерейских соборах, на ежегодных собраниях московского духовенства.

В середине 2001 года в истории газеты наступил новый важный этап. Редакцию возглавили профессиональные церковные журналисты, и это благотворно повлияло как на содержание, так и на оформление газеты. Многочисленные отклики Преосвященных и духовенства показывают, что газета стала содержательнее и интереснее. Сегодня редакция находится на уровне тех требований, которые предъявляются к официальному органу Русской Православной Церкви. Уверен, что опыт работы “Московского церковного вестника” будет востребован церковной прессой, в том числе и епархиальной, и надеюсь, что церковные журналисты в России и за ее пределами будут активно сотрудничать с главной общецерковной газетой.

Хочу поблагодарить руководство Издательского Совета и весь коллектив редакции “Церковного вестника” за большую работу, проделанную в 2002 году. Авторам и читателям газеты хочется пожелать в эти рождественские дни счастья, мира и благословенных трудов на ниве духовного просвещения.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
7 января 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00