выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  3 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя

В год празднования 200-летия со дня рождения всемирно известного русского мыслителя, писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя обращаюсь ко всем, кому дорога его память. Сегодня в разных странах проходят литературные вечера, конференции и памятные мероприятия, приуроченные к знаменательному юбилею. То, что 2009 год официально объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя, красноречиво свидетельствует о непреходящем значении его творчества для мировой культуры.
Во времена духовного кризиса, когда размываются нравственные понятия, а вера сталкивается с множеством вызовов, произведения Гоголя ярко и убедительно свидетельствуют о евангельской истине. Знаток человеческой души, Гоголь открыто и прямо говорит о том, что человек становится личностью только тогда, когда он пребывает в общении с Богом. Изобличая душевные пороки и духовную слепоту, писатель в то же время призывает человека к покаянию и очищению, взывает к его лучшим сторонам и побуждает к нравственному самосовершенствованию.
Особую заботу Гоголь проявлял о судьбе народа, в лоне которого он родился и состоялся как личность. С чувством тревоги и надежды задавая вопрос: «Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, мог бы устремить на высокую жизнь русского человека?», — Николай Васильевич со своей стороны сделал очень многое, чтобы вдохновить своих соотечественников на жизнь в соответствии с христианскими идеалами.
Сегодня, пытаясь отыскать свое место в глобальном мире, народы исторической Руси задаются вопросами «кто мы?» и «как нам жить?». Великий писатель Руси ясно определил их принадлежность к православному миру. В этом состоит его понимание подлинного патриотизма и любви к ближнему. Н.В. Гоголь воспевает единство и самобытность православной цивилизации и, вместе с тем, говорит о ее общечеловеческом значении.
Николай Васильевич принадлежит всему русскому миру, как народам исторической России, так и ее чадам, находящимся в рассеянии. Проведя детство и юность в украинской глубинке, а зрелые годы в центральной России, Н.В. Гоголь всегда считал себя частью Великой Руси, о судьбе и назначении которой много и серьезно размышлял на страницах своих произведений. Будем всегда помнить его слова о любви к Родине: «Не полюбивши России, не полюбить Вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться Вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись Вам».
Нет на пространстве Руси человека, который не был бы хоть в какой-то степени знаком с творчеством Н.В. Гоголя. Дети замирают перед очарованием «Вечеров на хуторе близ Диканьки», молодые люди восхищаются храбростью и сопереживают тяжести мучительного нравственного выбора Тараса Бульбы, взрослые читатели стараются сквозь слышимый смех различить «невидимые миру слезы» «Ревизора» и «Мертвых душ». Каждый человек в любом возрасте находит пищу для ума и сердца в правдивой и искренней прозе любимого писателя.
Гораздо меньше людей знакомо с тем мировоззрением, в рамках которого рождалось оригинальное творчество Н.В. Гоголя. Его наблюдения и размышления над человеческой природой основывались на серьезном знании и опыте следования православной святоотеческой традиции. Сам Н.В. Гоголь, всю жизнь остававшийся человеком глубоко верующим, несомненно, придавал духовному измерению своей жизни и творчества первостепенное значение. В своих трудах, особенно в «Размышлениях о Божественной Литургии» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он выступал в качестве последовательного защитника веры и проповедника христианских идеалов. Помышляя о монашестве, Н.В. Гоголь и в миру старался вести жизнь аскетическую. Не имея ни семьи, ни постоянного места жительства, ни больших сбережений, он вверял свою судьбу воле Божией и умер Великим постом, соборовавшись и причастившись Святых Христовых Таин.
К сожалению, посмертная судьба Н.В. Гоголя оказалась не менее сложной, чем его жизненный путь. Общество конца XIX века, образованное и «прогрессивно мыслящее», неоднозначно воспринимало литературные и религиозно-философские опыты писателя. Не находили понимания такие взгляды и в богоборческое время. Тогда же была вскрыта могила Гоголя, а его останки перезахоронены. Вместо черного камня «голгофы» над местом захоронения был воздвигнут новый монумент «великому русскому художнику слова от советского правительства».
Отношение к самой личности Н.В. Гоголя претерпевало порой неожиданные метаморфозы — его объявляли то религиозным фанатиком, то сумасшедшим, то самоубийцей. И современное общество еще во многом далеко от понимания подлинного значения творческого наследия Н.В. Гоголя.
Наш долг перед памятью великого русского писателя сегодня состоит не только в восстановлении его могилы в Даниловом монастыре, но и в возвращении людям его творчества, отражающего силу духа личности Гоголя.
Да упокоит Господь душу раба Божия Николая в селениях праведных, и память его да будет в род и род.
 

Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси


 

3 апреля 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00