Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XIX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать всех, кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества Церкви и государства в решении общих задач.
Опыт взаимодействия духовной и светской власти в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным. В переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к Богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать отечество.
За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое, общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного «я» заглушает голоса окружающих.
Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности.
На этом поприще трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Не менее важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту среду, в которой растет ребенок. В свою очередь, поддержка со стороны государства, продуманная и интегральная образовательная политика дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы, сохранить и приумножить научный потенциал стран русского мира. От нас с вами, священнослужителей, педагогов, родителей, государственных деятелей, напрямую зависит будущее грядущих поколений соотечественников.
В этом году исполняется 20 лет с того момента, когда священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение создать Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С тех пор многое было сделано в области духовного просвещения и воспитания, наработан многогранный богатый опыт в этой сфере. С благодарностью и уважением вспоминаем в этот день о людях, которые взяли на себя тяжелый, но благородный труд возрождения духовного образования в нашей стране.
В начале второго десятилетия XXI века настало время более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Она могла бы помочь человеку на разных этапах его жизни по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные проблемы, дать более глубокие и разносторонние ответы на извечные вопросы о смысле жизни и личном счастье. Современная эпоха бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Поэтому нынешняя система религиозного обучения и воспитания должна строиться на тех принципах, которые бы давали ответы на актуальные вопросы современной жизни. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Всё это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий Церкви и государственной власти. На основных аспектах такого взаимодействия, конкретных мерах, необходимых для решения общих задач, а также на наиболее приоритетных направлениях будущей работы я хотел бы остановиться в своем докладе.
Стандартизация православного образования
На Рождественских чтениях 2010 года была впервые обозначена задача стандартизации всех сторон религиозного образования в Русской Православной Церкви. При постановке данного вопроса мы исходили из следующих соображений. Система православного образования, включающая в себя детские сады, общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), учреждения дополнительного образования, православные вузы, теологические кафедры и факультеты светских университетов, характеризуется большой разветвленностью и значительным разнообразием применяемых методологических подходов. В этой системе трудятся многие специалисты, принадлежащие к самым различным педагогическим школам и направлениям. Обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей, на решение которой направлены усилия Синодального отдела. Видим стандартизацию как творческую деятельность, позволяющую обобщить накопленный опыт и применить его, используя современные научно-педагогические и управленческие модели в повседневной практике преподавания.
Стандарт, как он понимается в современной системе контроля качества, призван не подавлять инициативу и самостоятельность, а, напротив, стимулировать эти качества, задавая своего рода планку, ниже которой опускаться нельзя. Процесс стандартизации будет
безуспешным, если ему с самого начала не придать характеристики плавности, повсеместности и тематической интегральности. Это означает, что работой по стандартизации будут охвачены все сферы образования, в которых участвует Церковь. Речь идет и о так называемых внутрицерковных заведениях, к числу которых относятся, например, воскресные школы или православные детские сады, и об образовательных учреждениях государственной или частной форм принадлежности, в которых реализуется православный образовательный компонент. Регламентируемое стандартом преподавание дисциплин, отражающих знания о православии, позволит более корректно и с меньшим количеством искажений доносить в классы и учебные аудитории то, что мы в совокупности называем правдой нашей веры. Важно и то, что, начиная на практике применять образовательные стандарты, Церковь принимает на себя ответственность за содержательную сторону обучения в тех учебных центрах, которые соблюдают содержащиеся в наших нормативных документах требования.
Цель введения стандартов — формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение программ по вероучительным предметам в соответствие с возрастными особенностями обучаемых, расширение историко-культурного контекста преподавания. Применение такого подхода даст возможность создать целостную систему непрерывного православного обучения и воспитания.
Введение стандартов создаст прочную основу для преподавания дисциплин, связанных с православной культурой, в рамках предусмотренной федеральным стандартом нового поколения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Православный компонент общего образования в этом случае понимается как система непрерывного духовно-нравственного образования в традициях православия в соответствии со свободным выбором родителей обучающихся. Это предполагает включение в основные образовательные программы общего образования предметов духовно-нравственного цикла, учебных курсов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
В рамках такого целеполагания за истекший год в Синодальном отделе были подготовлены первые за время существования церковной педагогики нормативные документы, о которых я хотел бы сказать несколько слов.
Первый из них — Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования — был подготовлен рабочей группой отдела с привлечением специалистов Российской академии образования, епархий Московского Патриархата и региональных управлений образования. Этот документ содержит концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, в иных образовательных организациях, которые выбирают православие, традиции и культуру Русской Православной Церкви как основу духовного воспитания и нравственного развития учащихся.
Шагом к введению стандарта явился нормативный документ, охватывающий аттестационную работу в школах, относящих себя к числу православных. Он называется Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное Положение утверждено Святейшим Патриархом и вступило в действие. В основу документа положены ясные и недвусмысленные критерии, позволяющие навести порядок в области предоставления конфессионального статуса. Прозрачность и четкость требований к образовательным учреждениям, а также простота процедуры прохождения аттестации дадут возможность избежать горячих споров, которые раньше нередко сопровождали выдачу представления.
Названный документ регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях; требования, предъявляемые к деятельности образовательных организаций; порядок и условия отнесения образовательной организации к православным образовательным организациям, правила и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви.
Синодальный отдел исходит из того, что православная школа должна давать максимально качественное образование и соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к лучшим в нашей стране школам. Должна возникнуть ситуация, при которой понятия «православная школа» и «лучшая школа» стали бы синонимичными.
При конфессиональной аттестации образовательного учреждения будут учитываться и результаты ЕГЭ, и качество преподавания основных предметов, и квалификация педагогов. Встраивание учебных курсов православного содержания в программу должно происходить разумно, так, чтобы не превысить допустимую учебную нагрузку. Снять остроту проблемы поможет подготовка адаптационных модулей православного содержания, которые встраиваются преимущественно в гуманитарные предметы: историю, литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру. Конечно, мы должны добиваться и совершенствования самих государственных образовательных стандартов, с тем чтобы по затрагивающим существо исповедания веры вопросам соблюдалось требование закона об учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 14 ФЗ «Об образовании»).
Непременным требованием Положения является наличие у школы утвержденного правящим архиереем духовника, который непосредственно отвечает за духовную жизнь педагогов и учащихся, в том числе и за регулярное проведение богослужений. Итоги работы духовника будут во многом определяющими при предоставлении той или иной школе статуса православного образовательного учреждения.
Другая группа стандартов готовится для унификации образовательной работы в, казалось бы, сугубо внутрицерковной области профессиональной подготовки катехизаторов — специалистов в сфере миссии и просвещения в самом прямом религиозном значении этого слова. Здесь разработаны проекты документов под названиями «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», а также проект Положения и стандарта подготовки работников сферы катехизации. Значение этого дела трудно переоценить. Надеемся, что с помощью Божией удастся поставить на грамотную научную и духовно-практическую основу этот труд, рассматриваемый Церковью как основополагающий. Имеется и другое измерение работы по стандартизации в этой сфере. Дело в том, что катехизация как образовательный процесс перестает быть узкопрофессиональным делом церковных специалистов. Она превращается в объект интереса всего общества, когда востребованность просветительской работы придает всему образовательному процессу катехизации новое социокультурное измерение.
Как вы смогли убедиться на примере представленного мною процесса введения стандартов, он приведет к изменению всего ландшафта системы православного образования, сможет упорядочить систему управления качеством подготовки учащихся, затронет области взаимовлияния с аналогичными процессами, протекающими в сфере государственного регулирования образования.
Стандартизация — наш осознанный стратегический выбор, который в идеале приведет к формированию стройной и гибко реагирующей на изменение образовательной среды системы, обладающей способностью к саморегуляции и совершенствованию. На практике это означает, что Синодальный отдел сделает особый акцент на разработку стандартов, покрывающих всю сферу православного образования без изъятия — от детских садов до богословских факультетов светских вузов. Базисом этой работы, как и прежде, будет опора на профессионализм участвующих в подготовке нормативных документов специалистов и переход от ретроактивного, «ответного», способа восприятия педагогической реальности к проактивному, то есть прогностическому и опережающему текущие события.
Основы православной культуры
Прошедший Год учителя без преувеличения можно назвать также годом сотрудничества Церкви, семьи и школы, и это не будет простой декларацией. Если сравнивать сегодняшний день с периодом нашей недавней истории, когда церковная и государственная системы образования существовали вне взаимных связей, то можно констатировать тектонический характер произошедших изменений. Остановимся более подробно на тех моментах, которые нуждаются в самом широком обсуждении и постепенном формировании общенационального консенсуса, построенного на понимании общей ответственности взрослых людей за собственных детей и за будущие поколения наших сограждан.
В центре нашей заботы находится тема духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей, которая впервые была актуализирована на государственном уровне в обращении лидеров традиционных религиозных организаций к Президенту РФ Д.А. Медведеву в июле 2009 года. Сегодня мысль о приоритетности духовного и нравственного начал в образовании находит практическое воплощение в целом ряде церковно-государственных и церковно-общественных проектов. В первую очередь это апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помимо этого, не прекращает развиваться практика преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в терминологии нового стандарта общего образования — компонента, формируемого участниками образовательного процесса). Именно на стыке этих двух направлений формируется будущее российской школы, созидаемое на принципах взаимоуважения законных интересов и прав граждан, придерживающихся самых различных мировоззрений, в том числе и принадлежащих к традиционным религиозным общинам.
Важный результат проводимого с 2009 года эксперимента по введению курса ОРКСЭ в государственной школе — это более активное, заинтересованное участие родителей в воспитании собственного ребенка. Многие родители, поставленные перед выбором того или иного предмета в рамках данного курса, стали больше обращать внимание на то, чему и как учат их детей в школе, как их воспитывают. И это очень существенно. Школа в современном обществе не может быть местом, куда родители просто «отправляют» ребенка для обучения и воспитания. Напротив, она становится социальным институтом, в деятельности которого соединяются интересы государства, семьи и общества во всем его культурном, в том числе и этнорелигиозном, многообразии. Мы только приступаем к формированию системы, реально защищающей права родителей на участие в процессе мировоззренческого развития и нравственного становления их ребенка в школе, включая разработку необходимых нормативных документов. Имея в виду принципиальное значение общественной поддержки преподавания православной культуры, Синодальный отдел подготовил соответствующие рекомендации для епархий по работе с родителями школьников при выборе учебного модуля в рамках курса ОРКСЭ, которые размещены на сайте отдела.
Там, где представители церковных структур и школьной администрации находят возможность совместно трудиться, можно наблюдать качественные положительные сдвиги. Вырабатывается язык взаимопонимания, оттачивается терминология, обретается единство подходов и взглядов. Тогда за абстрактными разговорами о духовности выявляется дух истины, а нравственность строится не на абстрактных общечеловеческих ценностях, но находит неиссякаемый источник силы в многовековом опыте традиционной духовной культуры.
В последнее время, в связи с подведением промежуточных итогов апробации, вновь можно услышать высказывания относительно целесообразности совместного, смешанного преподавания всех религиозных культур в едином синтетическом курсе религиоведения. Хочу обратить особое внимание сторонников подобного подхода, что свобода выбора при изучении религиозной культуры является важнейшей составляющей решений, принятых Президентом России. Неоценима сама возможность такого выбора. Мы не можем отступить от этого ключевого средства воспитания гражданской и культурной зрелости, религиозного самоопределения наших граждан. Полагаю, что в религиозном духовно-нравственном воспитании, так же как и в любой другой сфере образования, важно придерживаться простого дидактического принципа: «от малого к большому, от простого к сложному». Сходным образом недопустимо и бессмысленно прививать детям, не знающим основ родной культуры, понятия сразу обо всем многообразии существующих религиозных практик, развивая тем самым космополитизм и нравственную индифферентность.
Начатые преобразования в сфере духовно-нравственного воспитания в перспективе должны коснуться не только средней школы. Вся система образования и воспитания детей в нашей стране призвана стать более эффективной. Одним из основных тезисов новой национальной педагогики могла бы стать идея непрерывности религиозного образования, в котором основы традиционной нравственной культуры будут прививаться детям начиная с детского сада. В среднем звене традиционное духовно-нравственное образование должно сопровождать общеобразовательную подготовку на всем ее протяжении. Более глубокое, философско-богословское осмысление нравственных проблем должно быть неотъемлемой частью любого профессионального, в том числе высшего, образования.
Создавая такую систему, мы уже в обозримом будущем сможем ожидать реальных положительных изменений в сферах межличностных, семейных, межнациональных, межконфессиональных отношений в обществе. На эту перспективу уже сегодня необходимо ориентировать нашу совместную с государством и обществом работу.
В текущем году заканчивается апробация курса ОРКСЭ. Ее итоги во многом смогут задать формы и приемлемые методы интеграции духовно-нравственного воспитания в современную российскую школу. В то же время было бы неверным утверждать, что преподавание «Основ православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ является идеальной формой преподавания религиозной культуры в школе. В настоящий момент это скорее один из возможных вариантов продолжения конструктивного взаимодействия государства и Церкви, а также межрелигиозного сотрудничества в сфере образования с целью преодоления существующих стереотипов, связанных с так называемой угрозой клерикализации светской школы, с одной стороны, и профанации религиозного образования — с другой.
Свобода выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие религиозных организаций в подготовке учителей и учебных пособий, сотрудничество государства с неправительственным сегментом общества, в том числе и традиционными религиозными общинами, — вот некоторые из важных инноваций, которые уже принесло в образование введение нового курса. Всё это нуждается в самом бережном сохранении и развитии. Плановый ход апробации, не вызывающий конфликтов и неразрешимых противоречий, — важное свидетельство правильности существующей стратегии церковно-государственного взаимодействия, которое приводит к серьезным положительным результатам. В их числе назвал бы заинтересованность представителей традиционных для России религий в совместной работе в центре и на местах, общие мероприятия с органами управления образованием и региональными центрами повышения квалификации учителей в регионах.
Статистические данные опросов, посвященных отношению родителей к преподаванию религиозных культур, подтверждают то, о чем Церковь говорила всегда: большинство наших сограждан заинтересовано в восстановлении духовно-нравственного компонента общего образования, в том числе традиционного религиозного. По данным опроса, проведенного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, только 1% опрошенных родителей согласились, что такое образование может быть ограничено рамками экспериментального курса — одним годом или 35 часами обучения, а примерно четверть высказались за преподавание по всем годам обучения. Большинство родителей указали, что главную цель введения новой предметной области они видят в изучении культуры, традиций, на которые ориентируется семья ребенка. Таким образом, для родительского сообщества главный смысл введения этих предметов состоит в образовании и воспитании детей в школе в соответствии с культурными особенностями и потребностями семьи.
Преподавание ОПК после завершения апробации курса ОРКСЭ будет проходить с учетом включения в Федеральный государственный стандарт общего образования новой предметной области — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой есть предмет ОПК. Однако возможности преподавания ОПК, согласно принятым и подготовленным в настоящее время документам стандарта (одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно полугодие в пятом классе), не отражают реальных потребностей родителей в изучении их детьми основ религиозной культуры.
Такой редуцированный курс может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса, и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Развитие возможностей изучения ОПК в соответствии с образовательным запросом граждан целесообразно проводить путем поэтапного расширения преподавания на все регионы и по всем годам обучения.
В качестве промежуточного этапа возможно преподавание ОПК по одному учебному году на каждой ступени общего образования, а далее — по всем годам обучения. Мы надеемся на внесение соответствующих изменений в базисный учебный план, как это и было предусмотрено на заседаниях совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам.
Актуальной, пока всё еще не решенной проблемой остается обеспечение полноценного участия Церкви в подготовке учителей и пособий. Министерство образования и науки России в своих рекомендациях подчеркивает: «…важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса». Эти рекомендации выработаны с учетом позиций участников межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ и обязательны для исполнения всеми образовательными структурами, ответственными за апробацию. В регионах, где учителя — преподаватели ОПК готовились без учета этих официальных рекомендаций министерства, эффект проведения апробации заметно минимизирован.
От нас сегодня зависит успех реализации важнейшей образовательной инициативы Святейшего Патриарха и лидеров традиционных российских религий. Убежден, что это — в интересах всех жителей нашей страны, в интересах самого государства, призванного обеспечить максимально благоприятные условия для гармоничного развития личности граждан.
Дошкольное обучение и воспитание; православные общеобразовательные школы
Русская Православная Церковь придерживается убеждения, что единственно эффективным способом познакомить подрастающее поколение с основами православной традиции является непрерывное обучение и воспитание, содержащее в себе все необходимые компоненты, которые обычно подразумевают, когда говорят о религиозном просвещении. Поэтому мы полагаем исключительно важным, чтобы знакомство с православным миром, его ценностями происходило у наших юных сограждан как можно в более раннем возрасте, еще задолго до общеобразовательной школы. Основы личностного роста, самой нравственности закладываются в раннем детстве, и потому так существенно, чтобы статус дошкольного православного образования в общей схеме православной педагогики заметно возрос, отражая действительную значимость работы с дошкольниками для будущего Церкви и Отечества.
К настоящему времени одним из основных результатов деятельности сотрудников отдела в сфере дошкольного образования можно считать возникновение открытого для взаимодействия сообщества православных педагогов. Показателем подобной открытости стал проведенный в Белгороде в октябре минувшего года семинар «Пути реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования», который объединил наиболее активных педагогов, руководителей детских учреждений, представителей епархий. Установлен хороший рабочий контакт с руководителями и педагогами дошкольных учреждений, в том числе и не относящихся прямо к системе православных детских садов. Близится к завершению работа по созданию электронного портала под условным наименованием «Добродеяние.рф», который будет способствовать аккумулированию имеющихся методических наработок и позволит со значительной экономией сил и времени обмениваться опытом, информацией и обсуждать возникающие проблемы. Эта работа, без сомнения, будет содействовать совершенствованию педагогической практики, в том числе и с использованием создаваемых интерактивных площадок.
Самым болезненным для нас вопросом дошкольного православного образования является ничтожно малое количество православных детских садов. Во всех епархиях Русской Православной Церкви их не более пятидесяти. Если даже прибавить к этому числу отдельные группы в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, где так или иначе реализуется православное воспитание, существующие возможности не позволяют охватить и сотой доли тех детей, родители которых хотели бы, чтобы их дети воспитывались именно в православном детском саду. В известной мере развитие системы православного дошкольного образования и воспитания сдерживается весьма жесткими нормами законодательства, а также общим острым дефицитом детских садов в России, однако, полагаю, потенциал роста всё же есть. Он связан как с помощью в открытии новых садов со стороны той части делового сообщества, которая разделяет идеи непрерывного духовно-нравственного воспитания, так и с поддержкой существующих государственных и муниципальных детских садов, которые хотели бы включить в учебно-воспитательный процесс изучение православной культуры.
Развитие православного дошкольного образования в среднесрочной перспективе включает в себя решение нескольких задач. Это в первую очередь актуализация Концепции православного дошкольного образования в соответствии с изменяющимися требованиями федерального законодательства и с учетом положительного опыта наших коллег в регионах. Далее предстоит подготовить и внедрить особый церковный стандарт дошкольного образования, параллельно занимаясь стандартизацией методического процесса в православных дошкольных учреждениях.
В этом году все негосударственные православные дошкольные учреждения будут проходить конфессиональную аттестацию, основанную на оценке специалистами отдела нормативно-правовых аспектов работы этих учреждений, а также уровня их учебно-методической деятельности.
Ситуация с православными средними школами лучше, чем с детскими садами, — сегодня их посещают около тридцати тысяч учащихся, и есть уверенность, что в обозримом будущем откроются новые школы, лицеи, гимназии.
Как я уже говорил выше, 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх утвердил Положение о выдаче конфессионального представления православным образовательным организациям Русской Православной Церкви.
Во исполнение благословения Святейшего Патриарха с 1 марта 2010 года Синодальный отдел проводит аттестацию средних православных учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации. Уже до 1 марта нынешнего года мы планируем выдать конфессиональное представление нового образца всем православным образовательным организациям, успешно прошедшим аттестацию.
В настоящее время в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви поступили документы из 41 епархии, где насчитывается 163 образовательные организации, в том числе: 151 общеобразовательное учреждение, шесть учреждений дополнительного образования, шесть центров духовно-нравственного образования и воспитания.
142 образовательные организации учреждены епархиями и приходами Русской Православной Церкви, 13 — православными общественными организациями: фондами, братствами, семь — административными государственными органами, 15 — физическими лицами. Среди православных образовательных организаций, которые в основном являются негосударственными, имеется семь муниципальных, что очень ценно, и этот опыт мы будем всячески поддерживать и развивать. Дело в том, что в процессе возникновения и функционирования школ муниципального типа, в то же время являющихся православными, складывается годная к распространению и повсеместному использованию модель церковно-государственного взаимодействия в области образования, решающая основную массу типовых трудностей, в том числе и в очень чувствительной сфере финансирования.
С положительным результатом прошли конфессиональную аттестацию 40 процентов подавших документы средних образовательных учреждений. Остальным школам высылаем рекомендации и замечания, указываем сроки исполнения. Мы настроены на то, чтобы все были должным образом аттестованы.
Итоги конфессиональной аттестации подтверждают в целом хороший образовательный уровень наших школ по успеваемости и результатам ЕГЭ.
Катехизация и воскресные школы
В этом зале сегодня Вы, Ваше Святейшество, произнесли слова, которые, я уверен, с огромным воодушевлением будут восприняты всеми, кто служит Господу, занимаясь научением народа Божия основам христианской веры: «Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира». Действительно, видение катехизации как смыслового центра «научения в вере» позволяет совершенно особым образом распределить имеющиеся ресурсы и сосредоточить усилия там, где Церковь вправе ожидать от своих тружеников наиболее серьезных результатов, имеющих долгосрочный характер.
Катехизаторская работа в нынешних условиях должна перестать быть просто делом отдельных ярких проповедников и энтузиастов-одиночек, ей должен быть придан масштаб, достойный величия крупнейшей в мире Православной Церкви. Это возможно только при условии подготовки необходимых методических и научно-практических материалов, в том числе и соответствующих стандартов, которые позволят поставить дело катехизации на системную основу.
Хочу отметить, что методическое обеспечение процесса подготовки катехизаторов Синодальный отдел намерен вести в тесном сотрудничестве с Российским православным университетом. Такая работа не просто планируется, но и уже ведется. С начала текущего учебного года на базе РПУ развивает свою деятельность наш совместный проект — Богословско-катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея Тверского. Специалисты университета также принимали деятельное участие в разработке проектов базовых стандартов в сфере катехизации, о которых я уже сегодня говорил. Определенный указом Святейшего Патриарха в начале этого года новый статус РПУ как университета Русской Православной Церкви подразумевает, что исследование практических аспектов церковного служения станет важным элементом образовательной деятельности этого вуза. Уверен, что методическое сопровождение подготовки катехизаторов в епархиях Русской Православной Церкви, равно как и подготовка катехизаторов на базе самого вуза, должны стать для университета одним из направлений специализации.
Свидетельством того, что катехизация как системный непрерывный образовательный процесс востребована обществом, является факт государственного лицензирования в ряде епархий воскресных школ, которые получили в результате статус центров дополнительного образования, где реализуются единовременно десятки программ. Потенциал взаимодействия Церкви, общества и государства по этому направлению весьма значителен, а возможные издержки близки к нулю: лицензирование воскресных школ позволяет преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Имеющийся опыт должен быть максимально изучен, обобщен и задействован на общецерковном уровне для того, чтобы включение воскресных школ в единую систему национальной педагогики как можно скорее перешло из экспериментальной фазы в повседневную жизнь.
Изменение законодательной базы, разработка новых стандартов, создание системы непрерывного православного образования, представление нашей культурной традиции в светской школе — все эти вопросы для Русской Православной Церкви, конечно, не являются новыми, но их активное обсуждение и поэтапная реализация свидетельствуют о позитивном отношении профессионального педагогического сообщества, органов управления образованием, общества в целом к непосредственному участию Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Систематизируя накопленный опыт, создавая новые методики обучения и воспитания, мы сегодня формируем качественно иную духовную реальность дня завтрашнего, в котором должно быть спокойно и безопасно нашим детям.
В дискуссиях и обсуждениях, подчас острых, вырабатываются единый подход и понимание того, с чем и ради чего мы идем в школу, что несем детям. Какими бы различными ни были наши представления о будущем, мы хотим, чтобы благополучие России созидалось в мире и согласии, на основе многовековых традиций. Этому должна учить школа, независимо от ее конфессиональной или национальной принадлежности, в этом заключается наша общая задача, в этом один из главных смыслов эпохи.
Надеюсь, что нынешний форум даст новый импульс развитию церковно-государственного диалога в образовании, будет способствовать межконфессиональному сотрудничеству. Желаю всем участникам Рождественских чтений в процессе дискуссий и обсуждений выработать правильное понимание главного направления нашего сотрудничества в развитии отечественного образования — воспитание высоконравственного гражданина России.