iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам и гостям I конференции домовых храмов при университетах (вузах) России

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые господа!
С радостью приветствую всех вас — участников первой конференции домовых храмов. Не могу не радоваться о том, что встреча эта состоялась — впервые за 14 лет, прошедших после возрождения института домовых храмов и открытия храма мученицы Татианы при Московском государственном университете, и за 4 года существования Ассоциации домовых храмов при вузах России.
Сегодня мы уже можем подводить некоторые итоги. Но это будут итоги только первого этапа существования храмов в системе высшего образования России, итоги периода, когда сама идея открытия церкви при вузах только обретала легитимность. Мы можем с радостью отметить, что при всей неопределенности статуса домовых храмов, при необходимости того, чтобы деятельность общин не противоречила общему светскому характеру высшего образования, при не всегда простых процессах достижения взаимопонимания с руководством, было организовано столько общин и в стольких вузах совершается Литургия, звучит Слово Божие.
Однако задачи собрания не будут выполнены, если работа конференции сведется к подведению итогов и радости о достигнутых успехах. Сегодня у нашей конференции другая цель — определить задачи на будущее.
На днях в Московском государственном университете начал свою работу съезд Союза ректоров России, где отмечалось, что самый правильный метод воспитания — не учить, а формировать ценности. В настоящее время в России насчитывается более 70 действующих храмов при высших учебных заведениях. Поле для дальнейшей работы очень велико — только примерно в каждом десятом вузе есть церковная община. Но сказав, что жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), мы не имеем права отступать и опускать руки.
Мы должны наметить направления дальнейшей деятельности домовых храмов. Стоит задача интенсифицировать свидетельство Православной Церкви в вузах России. Содержание свидетельства о Православии не меняется вот уже две тысячи лет. Но формы и пути этой проповеди должны соответствовать историческим обстоятельствам и характеру тех людей, к которым свидетельство обращено. Корпорации российских вузов — та особая среда, в которой несут свет веры домовые храмы. Мы призваны ответить на вопросы людей ищущих, образованных, молодых или достигших успехов в науке и творчестве, готовых к новому знанию, но и готовых к дискуссии. И слово Церкви в этой дискуссии должно звучать достойно.
Какими путями может осуществляться свидетельство? Нельзя переоценить важность создания при университетах, институтах и других учебных заведениях таких церковно-приходских общин, которые могли бы служить примером для всех, будучи исполнены духа братской любви, кротости и благочестия, чтобы по той любви, которая будет в них, живущие рядом видели, что это ученики Христовы (Ин. 13, 35).
Однако вместе с созданием таких церковных общин важно не забывать о том, что ныне у Церкви появилась возможность реализации новаторских проектов. Именно перед образованными молодыми православными и их пастырями стоит задача ответить на вызовы времени. Будет ли это интенсивное и квалифицированное присутствие в Интернете, проведение лекций, создание дискуссионных площадок, где люди, еще только ищущие свою дорогу к храму или делающие по ней первые шаги, смогут получить ответы на свои вопросы, будет ли это проповедь на концерте современной или классической музыки, — Церковь входит и должна все глубже и глубже входить в самую жизнь российского студенчества, делить его радости и скорби, иметь его не объектом попечения, но стать неотделимым от него субъектом.
Именно таких плодов мы ждем от сегодняшней конференции. И да поможет вам Господь и Бог наш Иисус Христос приносить этот плод в терпении (Лк. 8, 15), взаимной любви и согласии.
 

Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси


 

27 марта 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00