выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам и гостям I конференции домовых храмов при университетах (вузах) России

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые господа!
С радостью приветствую всех вас — участников первой конференции домовых храмов. Не могу не радоваться о том, что встреча эта состоялась — впервые за 14 лет, прошедших после возрождения института домовых храмов и открытия храма мученицы Татианы при Московском государственном университете, и за 4 года существования Ассоциации домовых храмов при вузах России.
Сегодня мы уже можем подводить некоторые итоги. Но это будут итоги только первого этапа существования храмов в системе высшего образования России, итоги периода, когда сама идея открытия церкви при вузах только обретала легитимность. Мы можем с радостью отметить, что при всей неопределенности статуса домовых храмов, при необходимости того, чтобы деятельность общин не противоречила общему светскому характеру высшего образования, при не всегда простых процессах достижения взаимопонимания с руководством, было организовано столько общин и в стольких вузах совершается Литургия, звучит Слово Божие.
Однако задачи собрания не будут выполнены, если работа конференции сведется к подведению итогов и радости о достигнутых успехах. Сегодня у нашей конференции другая цель — определить задачи на будущее.
На днях в Московском государственном университете начал свою работу съезд Союза ректоров России, где отмечалось, что самый правильный метод воспитания — не учить, а формировать ценности. В настоящее время в России насчитывается более 70 действующих храмов при высших учебных заведениях. Поле для дальнейшей работы очень велико — только примерно в каждом десятом вузе есть церковная община. Но сказав, что жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), мы не имеем права отступать и опускать руки.
Мы должны наметить направления дальнейшей деятельности домовых храмов. Стоит задача интенсифицировать свидетельство Православной Церкви в вузах России. Содержание свидетельства о Православии не меняется вот уже две тысячи лет. Но формы и пути этой проповеди должны соответствовать историческим обстоятельствам и характеру тех людей, к которым свидетельство обращено. Корпорации российских вузов — та особая среда, в которой несут свет веры домовые храмы. Мы призваны ответить на вопросы людей ищущих, образованных, молодых или достигших успехов в науке и творчестве, готовых к новому знанию, но и готовых к дискуссии. И слово Церкви в этой дискуссии должно звучать достойно.
Какими путями может осуществляться свидетельство? Нельзя переоценить важность создания при университетах, институтах и других учебных заведениях таких церковно-приходских общин, которые могли бы служить примером для всех, будучи исполнены духа братской любви, кротости и благочестия, чтобы по той любви, которая будет в них, живущие рядом видели, что это ученики Христовы (Ин. 13, 35).
Однако вместе с созданием таких церковных общин важно не забывать о том, что ныне у Церкви появилась возможность реализации новаторских проектов. Именно перед образованными молодыми православными и их пастырями стоит задача ответить на вызовы времени. Будет ли это интенсивное и квалифицированное присутствие в Интернете, проведение лекций, создание дискуссионных площадок, где люди, еще только ищущие свою дорогу к храму или делающие по ней первые шаги, смогут получить ответы на свои вопросы, будет ли это проповедь на концерте современной или классической музыки, — Церковь входит и должна все глубже и глубже входить в самую жизнь российского студенчества, делить его радости и скорби, иметь его не объектом попечения, но стать неотделимым от него субъектом.
Именно таких плодов мы ждем от сегодняшней конференции. И да поможет вам Господь и Бог наш Иисус Христос приносить этот плод в терпении (Лк. 8, 15), взаимной любви и согласии.
 

Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси


 

27 марта 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00