iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы теологического образования в России

Круглый стол «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества» состоялся в Туле 8 февраля. Он был приурочен к совместному выездному заседанию Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Общественного совета Центрального федерального округа.
С приветствиями участникам круглого стола выступили архиепископ Тульский и Белевский Алексий и ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев.
В выступлении Евгения Юрьева, председателя Общественного совета ЦФО, возглавившего круглый стол, было отмечено, что сегодня в нашем «обществе все еще доминирует понятие светскости в виде атеизма, и идеологической основой образования является атеизм».
Первый заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО Антон Федоров в своем выступлении подчеркнул, что «развитие законных форм присутствия Церкви в образовательном пространстве является важным направлением государственной политики».
По мнению ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерея Владимира Воробьева, в настоящее время теология возвращается в образовательное пространство страны. Отныне люди могут изучать богословие, специалисты-теологи участвуют в научной и образовательной жизни, в любой сфере общественной и государственной жизни.
В 2001/2002 гг. Министерство образования и науки приняло новый стандарт по предмету «Теология», в соответствии с которым в настоящее время ведется преподавание теологии в 36 вузах России, 21 из которых — государственные. Потребность молодежи в знаниях о религии подтверждают данные социологического исследования, проведенного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Игоря Рязанцева. Одним из самых успешных опытов развития теологических подразделений на базе государственных вузов является кафедра теологии в Тульском государственном университете, возглавляемая протоиереем Львом Махно, на базе которой и был организован круглый стол.
Но в сфере высшего теологического образования существуют и определенные проблемы: непризнание государством дипломов духовных школ, незавершенность вертикали теологического образования в высшей школе. Реформа высшей школы по Болонскому соглашению, которую реализует сейчас Минобрнауки, направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности российского образования. Однако в настоящее время степень кандидата и доктора теологии можно получить только за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах. В России степени кандидата и доктора теологии не включены в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.
При этом, как отметила в своем выступлении проректор по учебной работе Московского исламского университета Гульфия Хабибуллина, «опыт показывает, что подготовка специалистов-теологов, например, в области исламской теологии, в других странах неприемлема и даже опасна».
По итогам работы круглого стола была составлена резолюция, предусматривающая ряд программ и мероприятий по содействию развитию теологического образования и наука в России.
По материалам
пресс-службы ПСТГУ

14 февраля 2007 г.
Ключевые слова: теология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00