iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  11 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Почаевской иконы Пресвятой Богородицы в Свято-Успенской Почаевской Лавре

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник: мы празднуем 450-ую годовщину со дня принесения на сию святую землю чудотворного образа, который стал щитом и великим символом надежды для тысяч и миллионов людей; мы прославляем силу Царицы Небесной, явленную всем нам, всему роду человеческому, через этот чудотворный образ. Потому и притекаем мы сюда в таком множестве, что знаем историю этих чудес, знаем не понаслышке, потому что и сегодня многие люди, делясь друг с другом, говорят о том, что совершила Божия Матерь в их жизни после молитвы на этом святом месте у чудотворного образа, у отпечатка стопы Царицы Небесной. Мы прославляем Божию Матерь, Которая слышит наши молитвы и отвечает на них; именно в этом ответе и содержится основание нашей веры в то, что Она, Матерь наша, предстательствует за нас пред Престолом Сына Своего и молится за род человеческий.

Когда мы литургически, церковно празднуем дни, связанные с памятью о Богоматери, то читаем всем хорошо известное Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом своих друзей, где было две сестры – Марфа и Мария; Марфа заботилась об угощении, как всегда бывает, когда дорогой гость приходит в дом, а Мария слушала то, что говорит Спаситель (см. Лк. 10. 38 – 42). Вознегодовала старшая сестра Марфа на младшую сестру свою Марию и обратилась ко Господу: Скажи ей, чтобы помогла мне. Он же ответил: Ты печешься о многом и суетишься, а Мария благую часть избрала, и это не отымется от нее.

Почему в день, когда мы вспоминаем Божию Матерь, читается Евангелие об этих двух женщинах? В конце Евангельского зачала есть небольшое добавление из другой части Евангелия от Луки, где говорится о том, как женщина, исцеленная Спасителем, воскликнула громким голосом, сказав: Блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11. 27), однако основная часть этого Евангельского чтения посвящена Марфе и Марии. Ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: «Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слушает». Он не осудил Марфу, ведь женщина от чистого сердца готовила трапезу, вкладывая в этот труд всю свою душу. Господь сказал и Марфе, и Марии, а через них и всем нам, что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни – это Слово Божие. А читаем мы Евангельское повествование о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в самой себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа следовала своему пути, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами: Она была Матерью, Она созидала семью, много трудилась. Однако труды эти никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что когда Она стояла у Креста в самый страшный момент Своей жизни, то слышала слово Своего Сына, который вручил ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд.

В этом соединении – весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении – осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они имеют радость жизни при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение.

В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но мы празднуем также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он соединил в своей личности и в учениках своих то, о чем слышим мы из слова Божия: молитву, созерцание и труд. В Лавре сей всегда была горячая молитва; ее насельники всегда устремлялись к Богу как к высшей ценности человеческого бытия. И вера пламенела: сила ее останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Преподобный Иов создал здесь школу, и типография возникла, и множество людей приходили в обитель и получали не только духовное утешение, но и хлеб насущный, и защиту – так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской.

Что же бывает, когда люди разделяют эти два идеала – веру и труд? Что бывает, когда люди возлагают надежду на свой труд, на свое умение и образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу; когда они считают, что вера – это частное дело человека? Мол, там, у себя дома, ты можешь делать все, что хочешь. Хочешь – молись, хочешь – не молись; хочешь – живи по Божиим законам, а хочешь – греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой, но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет; не будет денег ― не будет наслаждения, не будет радостей жизни и ты загубишь свою жизнь. Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Многие из нас, по крайней мере, люди среднего и старшего поколения, вышли из советского прошлого, и мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая людей и природные ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая человеческая сила оказались неспособны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого положили жизни миллионы людей.

Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни.
Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти.

И отсюда, с этой святой Почаевской горы, я хотел бы обратить к Украине ― стране, где крепка вера, где так много людей призывают имя Божие, — увещание хранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни. Чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным; а для этого нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой ― то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит счастья и благополучия, если путь к его достижению лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей.
Тот же призыв я бы хотел обратить и к России, и к Беларуси, и к Молдове ― ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку (см. Мк. 9. 23), тогда, сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала, сможем и горы свернуть.

Почаев – один из великих духовных центров русского Православия, и с этой святой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога, не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои пришли к пониманию того, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку: не построить счастливого общества с опорой только на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни.

Если же мир пойдет по тому пути, который сегодня нам Господь указывает на примере двух женщин – Марфы и Марии, то у нас будет надежда на то, что остановлена будет апостасия, остановлено будет пришествие зла, и Господь приклонит любовь Свою и благословение ко всему роду человеческому. И тогда отпадут все проблемы военных блоков, противостояний, соревновательности, в том числе идеологической, потому что люди, сопрягающие Божественное и человеческое, небесное и земное, способны к правильному устроению своих межличностных и международных отношений.

Я хотел бы от всего сердца приветствовать Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Священноархимандрита сей Свято-Успенской Почаевской лавры. Приветствую всех вас, мои дорогие братья и сестры – Высокопреосвященных и Преосвященных Владык, всечестных отцов и множество паломников, весь народ наш благочестивый, народ-исповедник и мученик, выдержавший страшные гонения XX века, и сегодня с любовью, в покорности Господу склоняющий сердца и главы перед Божественным величием, перед силой Божией благодати, которая только и способна обратить наши слабости — в силу, наши болезни — в здоровье.
И верим, что Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, охраняя Русь Святую, поможет всем нам идти только таким путем ко славе Божией. Аминь.

 

11 августа 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи