![]()
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Игумен Марк (Виленский), наместник Казанского Богородицкого монастыря: «В нашей обители физически ощущается Покров Пречистой Владычицы» В преддверии празднования Казанской иконы Божией Матери "Церковный Вестник" анонсирует интервью в "Журнале Московской Патриархии" с наместником Казанского Богородицкого монастыря игуменом Марком (Виленским) PDF-версия
2 ноября 2020 г. 12:50
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин): Наша обитель неразрывно связана с историей трех славянских народов В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию 20 октября 2019 года Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского Успенского монастыря. Минувшим летом корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал на Брянской земле, где посетил восстанавливающийся Свенский Успенский монастырь и побеседовал с его наместником - игуменом Алексием (Тюриным). PDF-версия.
22 октября 2019 г. 12:00
Паломники к нам приезжают со всей России Ровно год назад, в октябре прошлого года, в Вологодской епархии возрожден Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь. Легендарная обитель в ожерелье Русской Фиваиды, из которой в разные эпохи вышли несколько светильников Церкви Русской, снова стала местом монашеской молитвы. Параллельно на монастырской территории продолжает функционировать музейное учреждение, ежегодно принимающее тысячи туристов со всего света. И это неудивительно, ведь их привлекает единственный дошедший до нас полный комплекс фресок знаменитого мастера средневековой Руси Дионисия. В преддверии первого престольного праздника обители корреспондент «Журнала Московской Патриархии» беседует с ее настоятелем игуменом Иоасафом (Вишняковым). PDF-версия
18 октября 2019 г. 12:59
Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№10, 2019) выйдет статья, где о старце вспоминает один из его духовных чад и насельников Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин).
8 октября 2019 г. 10:00
Брянские сестры Брянская епархия торжественно отметила четвертьвековой юбилей. За свою историю земли Брянщины находились под управлением и Черниговских, и Западнорусских (в составе Великого княжества Литовского), и Смоленских, и Московских, и Орловских преосвященных. Подобная кафедра в Церкви существовала и в советские годы — с 1921 по 1945 год. После юбилейных торжеств корреспондент «Журнала Московской Патриархии» навестил женские обители Брянщины — поздравил насельниц с праздником и посмотрел, в каких условиях они живут и молятся. PDF-версия
24 сентября 2019 г. 10:59
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Нужно уметь давать человеку надежду Один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе нынешнего года отмечает 70-летие со дня рождения. На страницах нашего журнала владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. PDF-версия.
23 августа 2019 г. 11:52
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
|
![]()
ЖМП № 5 май 2010 /
14 мая 2010 г.
Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупеВоспоминания о епископе Якутском и Ленском Зосиме игумена Иннокентия (Ольховского), эконома Данилова монастыря С будущим епископом Зосимой мы вместе прожили в Даниловом монастыре восемь лет. Многие отмечают его любовь и кротость. Для меня же особенно удивительными и радостными были, пожалуй, три черты его духовного облика. Во-первых, общение с ним дарило ясное ощущение — он монах от природы, Господь дал ему этот удивительный дар. Второе — его трепетное, неподдельно радостное и душевное отношение ко всем священническим обязанностям. И третье — его глубокая церковность. Монашество для епископа Зосимы было сознательным выбором. В нем епископ Зосима полностью раскрылся. В нем он чувствовал себя как рыба в воде. Он искренне говорил, что монашество — его естественное состояние. Конечно, монашество — это и сокровенный, внутренний труд. Если же говорить о внешнем, то в нем можно увидеть безрадостное, механическое выполнение монашеских обязанностей: чтение правила, поклоны, каноны. Но у владыки Зосимы и это всегда приобретало радостный посыл. Нередко он приглашал меня вместе почитать правило или, если это было Великим постом, то Евангелие. Все эти монашеские, можно сказать — не самые увлекательные — обязанности вызывали в его сердце живой отклик и всегда неподдельный интерес. Редко с кем монах может вместе прочитать свое правило. И начиналось для нас это еще в середине 1990-х, когда мы с ним поехали на море, в Бердянск (там наш знакомый священник имел небольшую хибарку на берегу) — ходили вдоль моря и читали вслух правило. И от этого испытывали неподдельную духовную радость. Зосима не был каким-то особенным аскетом, хотя очень интересовался жизнью древних отцов и внимательно читал жития и поучения. Сам смысл монашества как попытки уйти от мирских страстей, но не от людей, раскрылся для меня в епископе Зосиме по-новому. К нему приходило множество людей за советом, и он совмещал свое естественное, Богом данное состояние монашества с интересом к их радостям и вниманием к их горю, хотя это далеко не каждый может. Когда же он стал священником, духовником для своих довольно многочисленных чад, когда он стал часто совершать Божественную литургию, то говорил, что в этом тоже нашел свое призвание. Именно в священном служении. Для него служить Литургию было великой радостью. Для иеромонаха в монастыре, который плотно занят на послушаниях, который постоянно исповедует, любая просьба о совершении дополнительных треб — допустим, кого-то пособоровать, причастить, исповедовать — это дополнительная нагрузка. Тяжело бывает, просто физически тяжело. А Зосима откликался с такой готовностью, как будто только и ждал этого. К нему подойдешь (он еще не был владыкой), скажешь: «Отец, надо поисповедовать, а все заняты…» — «Конечно, — отвечает, — пусть приходят, всегда рад». И видно, что он действительно рад. Вот это совершенно неформальное — не по привычке, не по долгу — отношение к своим священническим обязанностям совершенно драгоценно. К нему приходило множество людей, которые хотели знать его мнение, получить совет, просто побеседовать. Священники знают, иногда это обременительно, но Зосима ни в коем случае не отдалялся, не говорил «мне это чуждо», с терпением и добротой откликался на каждый вопрос человеческой души. Что касается церковности, то мы знаем — бывают даже священнослужители не вполне церковные по тем или иным причинам, им интереснее, может быть, какой-то другой аспект служения, а не именно отношение к Церкви как к святыне. А Зосима жил этим внутренним ощущением. Когда он стал ризничим в монастыре, я был экономом. Отец Зосима всегда говорил, что ризничий — это самое лучшее послушание, потому что связано с богослужением, с церковью. Это облачения, иконы, святыни — что может быть лучше! Все так, но на самом деле это очень напряженное послушание, сложное: он постоянно вертелся как белка в колесе. В праздники на Зосиму невозможно было смотреть без слез, он был совершенно запыхавшийся, измотанный. Ведь это Данилов монастырь — здесь всё искрит, все время что-то меняется, особенно, когда приезжают высокие гости. То где-то ковер забыли постелить, то икону не ту положили на аналой, поэтому порой просто голова кругом. А он сохранял любовь именно к этому послушанию. Удивительно было то, что он никогда ни на кого не обижался. Все мы люди со своими слабостями, особенностями характера, у всех есть острые углы. У него же как будто углов не было — «круглый» характер, непамятозлобивый. Кто бы что ни сделал ему, он всегда искренне прощал. Иногда что-то скажешь резкое сгоряча или от усталости, невнимательность проявишь, думаешь, вот человек обидится. А про Зосиму я твердо знал, что он никогда не обидится, оправдает, в сердце своем поймет. Живущие в монастыре понимают, как редко такое бывает. С таким человеком легко. В городском монастыре жизнь инока тяжела, потому что не затворник, не отшельник, живешь в суете, постоянно среди людей, в потоке совсем не монашеских событий, разговоров, забот. А отец Зосима в гуще всего этого оставался монахом. Поэтому его епископство было просто следующим закономерным шагом служения. Хиротонию владыка воспринял как новое трудное послушание. Он говорил, что вся полнота духовного сана сосредоточена в епископе. И без епископа нет Церкви. Поначалу очень его тяготила необходимость командовать. До хиротонии Зосима никогда не начальствовал, всегда был подчиненным. Один немолодой священник, который встречал владыку, когда его назначили в Якутию, рассказал мне, как они в епархии волновались. Даже присылали к нам в Свято-Данилов монастырь «соглядатая», разведать, что за человек Зосима-архимандрит, который будет у них епископом. Когда же владыка прибыл в епархию, все были поражены его простотой и открытостью. Он был смиренный, кроткий. Например, как-то, когда владыка Зосима с духовенством шли по коридору епархиального здания, он бросился открывать дверь священнику. От епископа такого совсем не ожидали. Даже растерялись. Служение было для владыки непростым: управлять священниками, договариваться с властями, быть, что называется, первым лицом — для него эти вещи были новые и достаточно тяжелые. Но владыка отнесся к этому как к делу всей своей жизни. Для него все предыдущие этапы: послушание краснодеревщика, руководителя издательства, командировка в Иерусалим, затем ризничего в Даниловом монастыре — были как бы кирпичики в фундаменте того здания, которое он дальше мог строить уже сам, используя свои знания, свой опыт. Какая у него была сверхзадача? Создать якутское духовенство. Он считал, что значительная часть духовенства епархии должна быть из местных жителей. Он задумал открыть духовное училище — сейчас оно практически построено, должны к сентябрю освящать. Когда у него дело пошло, он вошел во вкус, он там гениально все устроил: православная гимназия, семинария с общежитием и квартирами для преподавателей. Монастырь мужской. Храм отдельный. И все это уже почти построено. Это все для Якутии. Умудриться пробить там такой православный комплекс — это чудо. У владыки было глубокое знание и понимание истории церковного искусства, церковного зодчества, церковной архитектуры, иконописи. Кстати, в Якутии он первым делом пошил для всего духовенства новые облачения, потому что до него они служили чуть ли не в послевоенных. Церковное искусство он знал и любил, и всегда практически беспроигрышно понимал, где что лучше сделать. Теперь это будет служить поколениям и поколениям якутян на сто лет вперед. С другой стороны — нагрузка возросла в разы: очень серьезный проект, в котором все замыкалось на нем. Неудивительно, что последний год он был весь на нервах. Каждый день ездил на эту стройку, сам во все вникал. Это же было его детище. И сердце не выдержало нагрузки. Якутские власти долго присматривались к новому епископу. Он сетовал, что это такая стена, которую пробить тяжеловато. Не всегда и не всем удается с чиновниками подружиться. Но во второй половине его пребывания в Якутии, особенно в последние два года, он наладил контакт с президентом Республики Саха-Якутии В.А. Штыровым и со всем его аппаратом. И вдруг так получилось, что эти люди — не по ту сторону баррикад, а по эту. Священство его любило, миряне... Однако все равно существовала дистанция епископ — подчиненные, которую невозможно перешагнуть. А он очень любил друзей. Дружеское общение, теплота в монастыре особо ценится. В миру естественно, что есть друзья или приятели. А в монастыре каждая дружеская душа — это редкость. Это очень ценно. А в Якутии он остался как бы один, в удалении от друзей. Это его тяготило. И как же он радовался, когда, приезжая сюда, в Данилов, слышал от нас не «владыко, благословите», а — «Зосима, пойдем чайку попьем». Для него это было утешение. Утешением было и для нас. Несмотря на то, что он епископ, а мы монахи, иеродиаконы, он был нашим другом. Другом он и остался. Я, к сожалению, при живом владыке Зосиме в Якутии не побывал, побывал только на погребении. Раньше все было некогда, недосуг, а теперь я понял, что откладывать такие вещи нельзя. Если есть возможность с другом увидеться, надо этим дорожить. Потому что часто такие люди, каким был наш Зосима, не задерживаются на земле.
14 мая 2010 г.
Ключевые слова:
Дальний Восток, духовенство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Дом для мамы плюс Традиционным «Домом для мамы» сегодня удивить сложно: только на территории России за девять лет Церковь открыла свыше семи десятков подобных учреждений для женщин (в основном для молодых мам и беременных), оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Калужский опыт ценен эффективными наработками, при помощи которых такие проекты становятся ядром целой системы начинаний епархиальных социальных служб. Что необходимо для успеха этой деятельности помимо горячего энтузиазма и вдумчиво подобранного штата квалифицированных исполнителей, на месте выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
26 января 2021 г. 14:45
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
|