ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /
12 июля 2009 г.
Слово архимандрита Назария (Лавриненко) при наречении во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополииВаше Святейшество, Святейший Владыко! Ваше Блаженство, Сейчас в моей душе смешались разные чувства. С одной стороны, чувство радости, но при этом я всегда помню, что радость способна заслонить чувство долга и возбуждает самонадеянность. С другой стороны, чувство страха. Чем больше я вчитывался в богодухновенные слова о епископском служении, тем больше я осознавал свое недостоинство, и даже утешительные слова апостола Павла о «силе Божией в немощех совершающейся» (Кор. 12, 9) не совсем помогли мне преодолеть страх взойти на высокую свещницу и стать «светом миру». Все вы, Ваше Святейшество и дорогие архипастыри, стояли на этом месте, и легко можете понять и простить мои сомнения. То, что я не являюсь исключением, подтверждают слова святителя Григория Богослова: «Из предизбранных благодатию в звание Предстоятелей Церкви ни те не подвергаются осуждению — за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, ни те — за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию. Ибо одни страшатся величия служения, а другие повинуются — по вере в Призывающего». Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Знаю, что Господь, избирая кого-либо, не оставит, а даст силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему. Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители. В день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании и этом святом Таинстве «…духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (см.: Ис. 11, 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исаии — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысяч, но и спастись сам. Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия, и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла его ученику Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми. Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей Небесное). Она же стала моим «апостолом». Вспоминаю один эпизод моего детства: 1961 год, Пасха. Мы с мамой идем в храм. Облава комсомольцев, и на другой день в школе мне выстригают крест на голове и запрещают стричься, чтобы зарастал долго и все имели возможность издеваться над «святошей». Теперь, конечно, можно относиться к этому с улыбкой и рассматривать как прообраз настоящего пострига — через 24 года. Моим первым Евангелием стали четыре листочка малого формата из Евангелия от Матфея с параллельным славяно-русским текстом. По ним же я учился читать на церковнославянском. И сейчас помню, что это была четвертая глава, где повествовалось о призвании апостолов. Затем был Крымский сельскохозяйственный институт, работа в миру, одновременно с этим — пение в церковном хоре. Когда Господь призвал, через большие препятствия, но без колебаний и долгих раздумий, я приехал в город на Неве и поступил в Духовные школы, где ректором был тогда архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Даже после успешной сдачи экзаменов мне не давали прописку в Ленинграде, и только личное вмешательство Владыки ректора позволило мне стать воспитанником Духовной семинарии. Всегда молитвенно поминаю Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, который совершил мою хиротонию сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха, причем первая хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В этом же соборе я нес послушание после смерти Владыки Антония и был первым монахом в клире лавры после долгих десятилетий перерыва монашеского служения в ее стенах. С глубокой благодарностью вспоминаю почившего Первосвятителя Московского и всея Руси Алексия II, который, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, доверил мне, тогда еще студенту Духовной академии, стать настоятелем очень сложного и важного прихода в городе Выборге. Именно он на выпуске академии в 1988 году возвел меня в сан игумена, а в первый свой визит уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси вручил крест с украшениями. Он же назначил меня начальником подворья Валаамского монастыря, процесс возрождения которого тогда только начинался. Собственно, с того времени начались мои «строительные университеты», на все последующие годы до сего дня ставшие моим основным послушанием в Церкви. Валаамское подворье, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Александро-Невская лавра — везде разруха и запустение. Эпоха «игуменов-мусорщиков» выпала на самые активные годы моего церковного служения. Смею надеяться, что эти труды хотя бы частично будут зачтены Господом вместо молитвенных подвигов, которые надлежало бы нести мне как монаху. Отдельное и особое слово благодарности я должен сказать вам, ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Владимир. Вы оценили результаты моих трудов в Коневской обители и доверили потрудиться вместе с вами над восстановлением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Благодарю Господа, вас, Владыко, и всю братию за долготерпение к моим немощам. В истории Александро-Невской лавры только несколько наместников исполняли это послушание около десяти лет. Меня же вы терпели и терпите уже почти тринадцать лет. С 1996 года по вашему благословению я являюсь благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. Нижайший поклон вам за доверие, всегдашнюю помощь и отеческое отношение ко мне. Двадцать четыре года я несу церковное послушание в монашеском чине. И если Святая Церковь призывает меня сегодня на высшее служение, то я рассматриваю это как продолжение послушания с еще большей ответственностью и ревностью и новую возможность быть максимально полезным Церкви Божией и народу ее. Молю вас, Ваше Святейшество, дорогие богомудрые архипастыри, о ваших молитвах обо мне, дабы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы быть делателем непостыдным, твердо стоящим на Божественной страже и право правящим слово Господней истины, и чтобы мое архипастырское служение принесло пользу Святой Церкви, Отечеству нашему и на Страшном Судищи Христовом не было бы мне в осуждение. Архимандрит Назарий (в миру Лавриненко Николай Алексеевич) родился 11 августа 1952 г. в селе Ивковцы Черкасской области.
12 июля 2009 г.
Ключевые слова:
хиротония
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|