выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово архимандрита Назария (Лавриненко) при наречении во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии

Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Ваше Блаженство,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Ныне с трепетом стоя пред вами, могу только, следуя заповеди апостола Павла, благодарить вас за призвание меня, недостойного, к высшему в земной Церкви служению.

Сейчас в моей душе смешались разные чувства. С одной стороны, чувство радости, но при этом я всегда помню, что радость способна заслонить чувство долга и возбуждает самонадеянность. С другой стороны, чувство страха. Чем больше я вчитывался в богодухновенные слова о епископском служении, тем больше я осознавал свое недостоинство, и даже утешительные слова апостола Павла о «силе Божией в немощех совершающейся» (Кор. 12, 9) не совсем помогли мне преодолеть страх взойти на высокую свещницу и стать «светом миру».

Все вы, Ваше Святейшество и дорогие архипастыри, стояли на этом месте, и легко можете понять и простить мои сомнения. То, что я не являюсь исключением, подтверждают слова святителя Григория Богослова: «Из предизбранных благодатию в звание Предстоятелей Церкви ни те не подвергаются осуждению — за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, ни те — за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию. Ибо одни страшатся величия служения, а другие повинуются — по вере в Призывающего».

Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Знаю, что Господь, избирая кого-либо, не оставит, а даст силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему.

Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители. В день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании и этом святом Таинстве «…духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (см.: Ис. 11, 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исаии — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысяч, но и спастись сам.

Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия, и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла его ученику Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми.

Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей Небесное). Она же стала моим «апостолом».

Вспоминаю один эпизод моего детства: 1961 год, Пасха. Мы с мамой идем в храм. Облава комсомольцев, и на другой день в школе мне выстригают крест на голове и запрещают стричься, чтобы зарастал долго и все имели возможность издеваться над «святошей». Теперь, конечно, можно относиться к этому с улыбкой и рассматривать как прообраз настоящего пострига — через 24 года.

Моим первым Евангелием стали четыре листочка малого формата из Евангелия от Матфея с параллельным славяно-русским текстом. По ним же я учился читать на церковнославянском. И сейчас помню, что это была четвертая глава, где повествовалось о призвании апостолов. Затем был Крымский сельскохозяйственный институт, работа в миру, одновременно с этим — пение в церковном хоре.

Когда Господь призвал, через большие препятствия, но без колебаний и долгих раздумий, я приехал в город на Неве и поступил в Духовные школы, где ректором был тогда архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Даже после успешной сдачи экзаменов мне не давали прописку в Ленинграде, и только личное вмешательство Владыки ректора позволило мне стать воспитанником Духовной семинарии.
За два года мне удалось окончить полный семинарский курс. От рук Вашего Святейшества я получил первую степень церковнослужителя — чтеца. На первом курсе Духовной академии по благословению тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) я принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Мануил, ныне архиепископ Петрозаводский и Карельский.

Всегда молитвенно поминаю Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, который совершил мою хиротонию сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха, причем первая хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В этом же соборе я нес послушание после смерти Владыки Антония и был первым монахом в клире лавры после долгих десятилетий перерыва монашеского служения в ее стенах.

С глубокой благодарностью вспоминаю почившего Первосвятителя Московского и всея Руси Алексия II, который, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, доверил мне, тогда еще студенту Духовной академии, стать настоятелем очень сложного и важного прихода в городе Выборге. Именно он на выпуске академии в 1988 году возвел меня в сан игумена, а в первый свой визит уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси вручил крест с украшениями. Он же назначил меня начальником подворья Валаамского монастыря, процесс возрождения которого тогда только начинался.

Собственно, с того времени начались мои «строительные университеты», на все последующие годы до сего дня ставшие моим основным послушанием в Церкви. Валаамское подворье, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Александро-Невская лавра — везде разруха и запустение. Эпоха «игуменов-мусорщиков» выпала на самые активные годы моего церковного служения. Смею надеяться, что эти труды хотя бы частично будут зачтены Господом вместо молитвенных подвигов, которые надлежало бы нести мне как монаху.

Отдельное и особое слово благодарности я должен сказать вам, ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Владимир. Вы оценили результаты моих трудов в Коневской обители и доверили потрудиться вместе с вами над восстановлением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Благодарю Господа, вас, Владыко, и всю братию за долготерпение к моим немощам. В истории Александро-Невской лавры только несколько наместников исполняли это послушание около десяти лет. Меня же вы терпели и терпите уже почти тринадцать лет. С 1996 года по вашему благословению я являюсь благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. Нижайший поклон вам за доверие, всегдашнюю помощь и отеческое отношение ко мне.

Двадцать четыре года я несу церковное послушание в монашеском чине. И если Святая Церковь призывает меня сегодня на высшее служение, то я рассматриваю это как продолжение послушания с еще большей ответственностью и ревностью и новую возможность быть максимально полезным Церкви Божией и народу ее.
Надеюсь, что в помощь мне в предстоящем апостольском служении к осуществлению этих обещаний и чаяний будут молитвы Святителя и чудотворца Николая, с именем которого я был крещен; мученика Назария — моего небесного покровителя в монашеском постриге; преподобного Арсения Коневского, чудотворца, мощи которого я обретал из поругания; святого благоверного великого князя Александра Невского, нашего небесного покровителя и молитвенника. И конечно, уповаю на предстательство Матери Божией о мне, грешном и недостойном, пред Ее Сыном и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Молю вас, Ваше Святейшество, дорогие богомудрые архипастыри, о ваших молитвах обо мне, дабы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы быть делателем непостыдным, твердо стоящим на Божественной страже и право правящим слово Господней истины, и чтобы мое архипастырское служение принесло пользу Святой Церкви, Отечеству нашему и на Страшном Судищи Христовом не было бы мне в осуждение.

Архимандрит Назарий (в миру Лавриненко Николай Алексеевич) родился 11 августа 1952 г. в селе Ивковцы Черкасской области.
В 1974 г. окончил Крымский сельскохозяйственный институт.
В 1974–1975 гг. служил в армии, в группе Советских войск в Германии.
С 1978 г. работал в Центральном ботаническом саду Академии наук Украины в должности старшего инженера.
В 1982 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию.
В 1985 г. принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона, затем — в иеромонаха.
С марта 1986 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
С ноября 1987 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга.
В 1988 г. возведен в сан игумена.
С 1 января 1990 г. — настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде.
В феврале 1991 г. в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря.
В 1996 г. назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии.
25 октября 1996 г. назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
17 апреля 1997 г. решением Священного Синода утвержден в должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
С 1990 г. по настоящее время — член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии.
27 мая 2009 г. избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской митрополии.
Церковные награды: орден преподобного Сергия Радонежского (III степени), орден преподобного Андрея Рублева (III степени), орден Финской Православной Церкви «Святого Агнца» (I степени).
 

12 июля 2009 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00