![]()
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! PDF-версия.
28 апреля 2022 г. 18:00
Любая модернизация должна включать нравственное измерение Святейший Патриарх Кирилл еще задолго до восшествия на первосвятительскую кафедру снискал известность как выдающийся духовный писатель и среди отечественной паствы, и далеко за пределами России. Известно, что к любому делу Святейший относится очень внимательно, в том числе кропотливо работает над сборниками своих трудов. Почему его тексты — это настоящая православная литература, каковы традиции издания трудов церковных иерархов и почему один из любимых образов, который использует Святейший Патриарх, это закон всемирного тяготения, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Евгений Полищук. PDF-версия.
23 ноября 2021 г. 16:00
Балтийский рубеж Епархия, созданная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, о которой он не оставляет своего архипастырского попечения. Регион, в котором до 1985 года не было ни одного храма, через несколько лет ставший оплотом Православия на западе нашей страны. Край, в разных уголках которого продолжают возводиться храмы, восстанавливаться немецкие кирхи, внутри которых теперь живет Православие. Пожалуй, все это делает детище Его Святейшества — Калининградскую митрополию — уникальной. PDF-версия.
23 ноября 2021 г. 15:00
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор: «Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело» Владыка Исидор об актуальных задачах развития Смоленской духовной семинарии, приоритетах духовного образования и возможностях, которые дает церковному учебному заведению специальность «теология». PDF-версия.
22 ноября 2021 г. 13:30
Крест и высокая миссия Предстоятеля Предстоятель… Многое сказано одним этим словом. Предстоятель — тот, кто стоит впереди, перед всей Церковью; Предстоятель — это тот, кто принимает первую честь среди иерархов Поместной Церкви, но вместе с тем и тот, в кого более всего мечут стрелы ее враги. Велико служение Предстоятеля, и велика лежащая на нем ответственность. PDF-версия.
19 ноября 2021 г. 14:00
Служитель Слова Личность Предстоятеля Церкви, его вдохновенное, убеждающее, окрыляющее слово действуют не только на всякого верующего, но и на всех остальных, кто его слушает, столь благодатным образом, что невольно задаешься вопросом: в чем секрет такого воздействия слова? Может быть, в речах Святейшего Патриарха Кирилла есть какая-то тайна? С просьбой «поверить алгеброй гармонию» «Журнал Московской Патриархии» обратился к известному лингвисту, профессору Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина и Николо-Угрешской духовной семинарии Владимиру Аннушкину. PDF-версия.
18 ноября 2021 г. 15:00
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Московской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Архиепископ Сурожский Елисей: Мы все принадлежим одной семье, в центре которой Христос В этом году исполнилось 300 лет присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах — первое богослужение состоялось в декабре 1716 года в храме Успения Богородицы при российском посольстве в Лондоне. После смерти Петра I русский приход жил небогато и на протяжении трех веков не раз менял свой адрес.
28 ноября 2016 г. 14:55
Милейший город Смоленск 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был «Смоленский и Калининградский». ПДФ-версия.
16 ноября 2016 г. 13:16
|
![]()
ЦВ № 3 (424) февраль 2010 /
15 февраля 2010 г.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вечерне с чином прощенияНакануне начала Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отказавшись от принятия Божиего закона, Божиего плана по устроению жизни мира и человека, первые люди были изгнаны из рая. Таким был ответ на грех, который они совершили. Это даже не было Божиим наказанием: это была Божественная констатация того факта, что грех и Бог несовместимы. В Боге нет никакого греха; в Божественной чистоте нет ни тени того, что не есть чистота. И потому Божественная жизнь, которая передавалась первым людям через древо жизни, не могла более соприкасаться с омраченным грехом человеческим естеством. Людей, которые нарушают государственные законы, изолируют от общества (если это особо опасные нарушения) — не потому, что само общество злое, а потому, что человек, нарушивший основополагающие законы, становится несовместимым с общественной жизнью. Мы хорошо это знаем из существующей практики судопроизводства и наказания. Вот нечто подобное произошло на заре человеческой истории. Но, отлучая человека от общения с Собой, Бог не лишает его надежды: Он дает ему обетование о пришествии в мир Того, Кто спасет род человеческий, Кто сотрет главу змия — диавола (см. Быт. 3:15). Что же такое обращение? Это, во-первых, взор, устремленный к Богу — не физический взор, а желание видеть в Боге цель своей жизни. Человеку вдруг становится ясно, что множество целей и ценностей, которые ему казались таковыми, вдруг перестают быть и целью, и ценностью; и тогда возникает непреодолимое желание достигнуть подлинной цели своего бытия. И вслед за обращением наступает нечто очень важное. Устремляясь к Богу, каждый человек не может не спросить себя — а что я должен сделать для того, чтобы достичь этой цели, чтобы обрести рай, войти в общение с Творцом? А сделать нужно обратное тому, что сделал Адам. Адам ослушался Бога, а тому, кто желает вернуться к Богу, нужно обрести послушание Его воле. Сделать это очень непросто, потому что у каждого складываются свои привычки, жизненные стереотипы, взгляды на окружающий мир и на самого себя. И для того чтобы сделать этот первый шаг на пути к Богу, для того чтобы обращение стало действенным, необходимо покаяние. Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни. Это не одномоментный акт. Нельзя сказать: «Я вот сейчас раскаялся и готов для встречи с Богом». Нельзя сказать, что до какого-то момента человек жил во грехе, а затем покаянием все вдруг было смыто. Даже Таинство исповеди полностью не освобождает нас от всех грехов, потому что невозможно человеку раскаяться во всех своих прегрешениях. Поэтому исповедь есть очень важная часть общего процесса освобождения человека от греха, подлинного покаяния, которое совершается в Царствии Божием. С чего же начинается этот процесс переосмысления жизни, эта перемена ума и сердца? Он всегда начинается с некоего испытания. Нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправоту. Чем более мы перед кем-то виноваты, тем сложнее нам испросить прощения. Но без этого прощения невозможен путь покаяния. Вот почему Великий пост и начинается чином прощения, когда в Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения, люди собираются в храм для того, чтобы испросить прощения пред Богом и друг перед другом. Из практики мы знаем, что можем с легкостью подойти к людям знакомым или даже незнакомым и, следуя обычаю, сказать «прости меня» — так просто и легко, потому что на самом деле мы с этими людьми не в ссоре. Они нас не обидели, а мы не обидели их. Но как же тяжело подойти и попросить прощения у человека, с которым ты находишься в реальном конфликте, который тебе кажется врагом! К человеку, которого ты считаешь врагом, подойти и попросить прощения невероятно тяжело. Но если мы неспособны сделать этот шаг, то и весь путь покаяния обречен на неудачу. Поэтому сегодня мы и призываемся к прощению — к тому, чтобы просить прощения и прощать, делая тем самым первый шаг на пути освобождения от греха, делая реальный разворот навстречу тому пути, который ведет нас к Богу. И сейчас мы совершим это важное действие. Здесь, в храме, каждый должен попросить прощения у другого, особенно у того, с кем находится в непростых отношениях. А когда мы придем домой, то и там следует опуститься на колени перед нашими родными, близкими, перед теми, с кем мы каждый день бок о бок живем, трудимся — и, конечно, не бывает так, чтобы эти домашние отношения не омрачались конфликтами, некоторым напряжением. Там-то особенно нужно испросить друг у друга прощения. Но если мы найдем в себе силы и завтра, придя на работу, попросить прощения у своих коллег, у тех, с кем мы вместе работаем или вместе учимся, то это может стать моментом обращения не только нас самих, но и тех людей, к которым мы обратим слово «прости». Путь духовного возрастания начинается с этого слова, и будем просить Господа, чтобы Он нам дал чистоту сердца и мужество, испросив друг у друга прощения, положить начало великопостному поприщу. Я сознаю, что как Патриарх могу кого-то обижать своими делами, своими словами. Кто-то, может быть, неправильно понимает мои слова и намерения — такие люди существуют. Иногда эти люди реагируют через прессу, через средства массовой информации, и, читая об этом, я очень часто убеждаюсь в том, что это реакция на неправильно понятые слова, которая не имеет под собой подлинной причины. Мы не снимаем с себя ответственности за это, полагая, что за каждое слово нужно нести ответ. Общаясь со своими братьями-архипастырями, с духовенством, я тоже мог кого-то вольно или невольно обидеть, кому-то вольно или невольно причинить боль. И вот именно сегодня я у всех вас прошу прощения — у епископата нашей Церкви, у духовенства, у мирян — всех, кого вольно или невольно мог обидеть, или смутить, или насторожить, или даже озлобить. Благословите и простите меня, грешного.
15 февраля 2010 г.
Ключевые слова:
Патриарх Кирилл
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
|