iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 мая 2007 г.
версия для печати версия для печати

Тайна "мощей святого Филиппа"

В начале февраля российские информационные агентства опубликовали необычную новость: один из отечественных интернет-аукционов выставил на продажу человеческие останки — как утверждалось, «святые мощи». Продавец, Борис Георгиев из Санкт-Петербурга, предложил «вниманию ценителей русской старины останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века». Согласно объявлению, на черепе имелась «дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер». Желающие могли ознакомиться и с фотографией «лота». На черепе была надпись, которая гласила: «Св. Филипп», ниже дата — 1899, и менее разборчиво — «на нуте».
Как и следовало ожидать, вскоре человеческие останки были изъяты с интернет-аукциона правоохранительными органами. После проведения экспертизы глава антикварного отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Владислав Кириллов представил прессе свое заключение. По его словам, останки были списаны из фондов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в 1940 году. Сотрудники музея принимали участие в их исследовании совместно с правоохранительными органами. По инвентарным номерам и была установлена принадлежность останков к фондам Кунсткамеры.
По заключению экспертов, этот человеческий череп принадлежал женщине, жившей в конце XVII века. Больше ста лет он пролежал под землей в Новгороде, позднее попал в коллекцию местного краеведа и археолога Василия Передольского и в 1931 году был передан в Кунсткамеру. После списания части коллекции, «не представляющей научной ценности», в 1940 году череп был отдан студентам.
Странная надпись также получила объяснение. В Новгороде была улица Нутская. На ней стояла церковь святого апостола Филиппа. Рядом — кладбище, откуда были взяты останки.
В.Кириллов подчеркнул, что данные останки не являются мощами православного святого. В интервью для газеты «Известия» он сказал, что уголовного дела по этому факту скорее всего не будет: нет ни кражи ценностей, ни самих ценностей. Только человеческие кости. А ими торговать закон не запрещает.
Мы попросили прокомментировать эту историю профессора богословия протоиерея Владимира Сорокина, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора. Он в частности сказал: «Из ажиотажа вокруг так называемых “мощей святого Филиппа” необходимо извлечь несколько уроков. Во-первых, несмотря на то что нынешнее российское общество страдает глубоким религиозным невежеством, все-таки дело до обмана и кощунства не дошло. Это радует. Во-вторых, чрезмерное увлечение ныне чудесами, мощами, исцелениями, видениями и т.д. опасно тем, что может подтолкнуть неустоявшихся в православии людей на Иудин грех — предательство. Всякий, кто продает церковную святыню, продает Господа нашего Иисуса Христа, “Тело Его, которое есть Церковь”» (Кол. 1, 24).
Отец Владимир также отметил, что у большинства православных людей знание канонов Церкви находится на очень низком уровне. В спорных ситуациях необходимо спрашивать сопроводительные документы, удостоверяющие предполагаемые святые мощи. При этом о. Владимир особо подчеркнул безнравственность и недопустимость использования человеческих останков в качестве музейных экспонатов.
«К сожалению, известны случаи появления “альтернативных” мощей. В Санкт-Петербурге до последнего времени выставлены мощи преподобного Серафима Саровского в раскольническом православном приходе. Сегодня, как никогда, необходима бдительность православных иерархов по охранению святоотеческого завета: “Верую... во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Единство и святость сегодня в особой опасности», — сказал в заключение протоиерей Владимир Сорокин.

Анна Курская
14 мая 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00