iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 мая 2007 г.
версия для печати версия для печати

Тайна "мощей святого Филиппа"

В начале февраля российские информационные агентства опубликовали необычную новость: один из отечественных интернет-аукционов выставил на продажу человеческие останки — как утверждалось, «святые мощи». Продавец, Борис Георгиев из Санкт-Петербурга, предложил «вниманию ценителей русской старины останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века». Согласно объявлению, на черепе имелась «дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер». Желающие могли ознакомиться и с фотографией «лота». На черепе была надпись, которая гласила: «Св. Филипп», ниже дата — 1899, и менее разборчиво — «на нуте».
Как и следовало ожидать, вскоре человеческие останки были изъяты с интернет-аукциона правоохранительными органами. После проведения экспертизы глава антикварного отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Владислав Кириллов представил прессе свое заключение. По его словам, останки были списаны из фондов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в 1940 году. Сотрудники музея принимали участие в их исследовании совместно с правоохранительными органами. По инвентарным номерам и была установлена принадлежность останков к фондам Кунсткамеры.
По заключению экспертов, этот человеческий череп принадлежал женщине, жившей в конце XVII века. Больше ста лет он пролежал под землей в Новгороде, позднее попал в коллекцию местного краеведа и археолога Василия Передольского и в 1931 году был передан в Кунсткамеру. После списания части коллекции, «не представляющей научной ценности», в 1940 году череп был отдан студентам.
Странная надпись также получила объяснение. В Новгороде была улица Нутская. На ней стояла церковь святого апостола Филиппа. Рядом — кладбище, откуда были взяты останки.
В.Кириллов подчеркнул, что данные останки не являются мощами православного святого. В интервью для газеты «Известия» он сказал, что уголовного дела по этому факту скорее всего не будет: нет ни кражи ценностей, ни самих ценностей. Только человеческие кости. А ими торговать закон не запрещает.
Мы попросили прокомментировать эту историю профессора богословия протоиерея Владимира Сорокина, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора. Он в частности сказал: «Из ажиотажа вокруг так называемых “мощей святого Филиппа” необходимо извлечь несколько уроков. Во-первых, несмотря на то что нынешнее российское общество страдает глубоким религиозным невежеством, все-таки дело до обмана и кощунства не дошло. Это радует. Во-вторых, чрезмерное увлечение ныне чудесами, мощами, исцелениями, видениями и т.д. опасно тем, что может подтолкнуть неустоявшихся в православии людей на Иудин грех — предательство. Всякий, кто продает церковную святыню, продает Господа нашего Иисуса Христа, “Тело Его, которое есть Церковь”» (Кол. 1, 24).
Отец Владимир также отметил, что у большинства православных людей знание канонов Церкви находится на очень низком уровне. В спорных ситуациях необходимо спрашивать сопроводительные документы, удостоверяющие предполагаемые святые мощи. При этом о. Владимир особо подчеркнул безнравственность и недопустимость использования человеческих останков в качестве музейных экспонатов.
«К сожалению, известны случаи появления “альтернативных” мощей. В Санкт-Петербурге до последнего времени выставлены мощи преподобного Серафима Саровского в раскольническом православном приходе. Сегодня, как никогда, необходима бдительность православных иерархов по охранению святоотеческого завета: “Верую... во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Единство и святость сегодня в особой опасности», — сказал в заключение протоиерей Владимир Сорокин.

Анна Курская
14 мая 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Канон и современность в Павшинской пойме
В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок.
14 августа 2020 г. 18:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00