![]()
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
Будет на сем месте благодать Божия В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал № 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего тридцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. PDF-версия.
17 января 2023 г. 15:00
Служил добросовестно и честно В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76), имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномучениках Григории Златорунском и Димитрии Семенове, принявших мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год). PDF-версия.
25 ноября 2022 г. 17:30
«Возгревай во мне дар священства» Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища, Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии. В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). PDF-версия.
21 ноября 2022 г. 15:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Прости им, Боже Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-версия.
15 сентября 2022 г. 18:00
Поле памяти в вятской тайге Одна из важных задач Русской Церкви сегодня — сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы большевистского террора. «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как ведется эта работа в Вятской епархии.Открытый в феврале 1938 года в непроходимых кайских лесах один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ) Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) оставил после себя множество массовых захоронений, которые долгие десятилетия были заброшены и забыты. Сегодня усилиями православных волонтеров-поисковиков имена узников лагеря возвращаются из небытия. PDF-версия.
13 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЦВ № 13-14 (266-267) июль 2003 /
10 июля 2003 г.
ТатенькаДивеевская инокиня Евдокия девочкой участвовала в Саровских торжествах 1903 года. После октябрьского переворота 45 лет прожила в московской семье Мартыновских-Золотовых и фактически спасла ее от голода в военные и послевоенные годы. Она молилась о своих тогда еще совершенно не церковных благодетелях. Сегодня о ней вспоминают с благодарностью и любовью Инокиня Евдокия умерла в 1981 году, когда ей было 93 года, а мне — 13. Она ухаживала за моими прабабушкой и прадедушкой, вырастила моих маму, дядю и меня. Она каждый день гладила мне к школе белую рубашку и пионерский галстук. А каждое воскресенье и по всем праздникам одевала свое лучшее, наименее залатанное пальто, брала с собой складной стульчик и шла в церковь, чтобы вернуться оттуда совершенно сияющей и радостной. "Ушла в церков", — писала она своим корявым почерком записочку и оставляла ее на кухонном столе, — как будто, продрав глаза поздно в выходной, мы могли сомневаться, где она. Что может быть интересного читающей публике в жизни этой простой русской женщины? Никаких неизведанных страниц церковной истории скудные воспоминания об инокине Евдокии приоткрыть не могут, да и не влияла она никак на жизнь Церкви или нации. Она была обычной церковной старушкой, какие и составляли подавляющее большинство угнетенной Русской Православной Церкви в советское время. Однако, вспоминая сегодня Евдокию Ивановну, понимаешь, к какому великому подвигу любви и служения ближнему довелось прикоснуться. И задумываешься о том, какой далекой от сегодняшнего интеллектуально-околоцерковного мифотворчества была ее крепкая и целостная православная вера. В семье ее племянника, железнодорожника из раскулаченных, ее звали тетя Душа. В Дивеевском монастыре — Дуня Беленькая. Конечно, как звали ее в иночестве, я тогда не знал. Но когда летом 1992 году мы с отцом приехали в Дивеево и меня проводили к схимонахине Маргарите — единственной монахине из старого монастыря, помогавшей восстанавливать обитель, — она спросила строгим голосом: "Дуня Беленькая или Дуня Черненькая?" Я ответил, что точно сказать не могу, знаю только, что она вышивала. "Вышивала? Тогда Дуня Беленькая", — уверенно сказала матушка. Позже выяснилось, что моя мама знала об этом ее монастырском имени. А у меня уже не могло быть никаких сомнений в том, что матушка Маргарита действительно вспомнила нашу няню. У нас в семье ее звали Татенька. Когда в 1941 году семья уезжала в эвакуацию в Томск вместе с 1-м Государственным подшипниковым заводом, домработниц брать с собой не разрешалось — только родственников. И мой дедушка, инженер Дмитрий Михайлович Мартыновский, записал ее как "тетю". Чья тетя — непонятно, но все-таки тетя. И в Томске, чтобы соседи ничего не заподозрили, ее звали "тетенька". А когда моя мама, Екатерина Дмитриевна, родившаяся в московском бомбоубежище 31 июля 1941 года, начала в эвакуации говорить, то называла ее "Татенька". Так и повелось. Татенька, вернее Дуня Фролова, родилась 31 июля (13 августа) 1888 года в селе Чепурновка, что ныне в Ковылкинском районе Мордовии, а тогда относилось к Нижегородской губернии. Она закончила четыре класса церковно-приходской школы и "писала без ошибков", как она говорила. Очень хотела учиться дальше, но такой возможности не было. Когда ей было 12 лет, умерла ее мама, и отец отдал ее на воспитание в Дивеевскую обитель — за три года до того, как Саров стал центром всероссийских торжеств. В Петергофе Дуня была под началом строгой матушки Феофании. В отличие от ее родной сестры игумении Александры, вызывавшей у Дуни безмерное уважение, матушка Феофания, по моим смутным воспоминаниям о Татенькиных рассказах, вызывала скорее страх. С особой любовью вспоминала Татенька о царевнах, которые, по всей видимости, нередко бывали на подворье. О монастырской жизни она рассказывала достаточно много. Но в памяти больше всплывают рассказы о сельских работах, как сестры сами жали и молотили. "Мы полностью себя обслуживали", — не без гордости заявляла Татенька. Нам она никогда не рассказывала о своем постриге. Но помню, с каким почтением говорила о тех матушках, которые были пострижены в мантию и к коим она не относилась, хотя и называла себя "монашенкой". Вскоре после революции Татенька вернулась в Дивеево и прожила там до закрытия монастыря в 1927 году. Затем она провела два года в арзамасской колонии. "Нас не посадили, нас изолирвали", — говорила она. Начальник тюрьмы и особенно его жена были люди добрые и к монахиням относились хорошо. "Нас называли матушками", — говорила Татенька. А матушки семью начальника обшивали и вышивали для них. В 1936 году Евдокия Ивановна пришла домработницей в семью моего прадедушки, бывшего полковника, а затем комбрига красной армии Андрея Николаевича Светозарова и его жены Надежды Семеновны. Зедсь она и осталась. Кто знает, что было бы с нашей семьей в войну, если бы не она. В товарном вагоне, в котором мою маму весь второй месяц ее жизни везли из Москвы в Томск (какие тут шансы выжить?), Татенька бегала на станциях за кипятком и однажды чуть не отстала от поезда. В военном городке под Томском, где расположился эвакуированный завод, она посадила огород, чего не умели ее интеллигентные подопечные, и ходила пешком за десятки километров на промысловый сбор грибов или менять вещи на продукты по деревням. Это же приходилось делать и в послевоенной голодной Москве, наряду с многочасовым стоянием в очередях. "Она была удивительно практичным человеком, — вспоминает моя мама, пианистка Екатерина Дмитриевна Мартыновская, — занимала несколько очередей одновременно, брала меня с собой, чтобы где-то достать чего-то больше, иногда устраивала целое театральное представление на базаре, кричала: детей кормить нечем!". Да и в пору моего детства, в семидесятые годы, никто из нас не проводил столько времени в очередях, сколько она. Она пекла замечательные блины и пироги — каждый раз "в последний раз". Запасала яйца задолго до Пасхи, просвечивая их лампочкой (до сих пор не знаю зачем), а потом красила луковой шелухой и выкладывала в пророщенный овес. Мяса она не ела вообще, а в пост питалась только жидким супчиком с одной картошкой. Готовя скоромное для нас, она никогда не пробовала, что готовит, и однажды приготовила целый обед с содой вместо соли. Всю жизнь она ходила в тот храм, в какой сподручней. Пока семья жила на Балчуге, ходила в Скорбященский храм на Большой Ордынке. Когда переехали на Ломоносовский проспект — ездила в Николо-Кузнецкий, потому что это было удобно — на трамвае прямо от дома до порога храма. Никаких обсуждений предпочтения одного храма перед другим или одного батюшки перед другим я никогда от нее не слышал. Раз в год или чуть реже она ездила "к Сергию" в Загорск, и каждый раз это было большое событие. Молилась она каждый день — и на коленях, и стоя, и сидя, и лежа. "Я пойду читать", — говорила она. У нее была большая ветхая Псалтирь на церковно-славянском, маленький дореволюционного издания Молитвослов, такое же Евангелие, акафист преподобному Серафиму и какие-то рукописные, в школьных тетрадочках, службы. В руках у нее всегда, если она не работала, были шерстяные четки. В углу над кроватью висела икона Благовещения, а в шкафчике одна полка была отведена святыням. Там, среди бумажных иконок, в баночке со святой водой лежал кусочек гранита — осколок камня, на котором молился преп. Серафим. Рядом в картонной коробочке — зашитая в марлю трава с Канавки Божией Матери. Мы всегда знали, что их надо будет положить ей в гроб. Говела Татенька и причащалась несколько раз в году. Однажды рассказывала о своем потрясении, когда почувствовала причастие физически как Плоть Христову: “Прямо Тело!” — восклицала она. Она избегала разного рода регистраций и прочих соприкосновений с властями, когда этого можно было избежать, и с благоговением говорила: "Вот в раньшное время..." Но при этом была абсолютно лояльным, чуждым всякой оппозиционности человеком — имела паспорт, получала 45-рублевую пенсию, исправно ходила голосовать в шесть утра перед ранней литургией и, можно сказать, с уважением относилась к различным организациям, в том числе к комсомолу и коммунистической партии. Мой дядя, Андрей Дмитриевич Мартыновский, вспоминает, как в 60-е годы, будучи секретарем комсомольской организации на заводе, был премирован поездкой в Киев и привез оттуда Татеньке в подарок бумажную иконку Божией Матери. Купив ее во Владимирском соборе, он специально отправился во Фроловский монастырь — один из немногих действовавших тогда в СССР женских монастырей, — чтобы получить "автограф" у настоятельницы. И получил. Когда по возвращении он преподнес Татеньке этот подарок, она была поражена, поцеловала иконочку и тут же оделась и убежала. Через некоторое время она вернулась с большим тортом и вручила ему со словами: "Это тебе, настоящему комсомольцу!" Единственное, в чем ее учение расходилось с официальной доктриной, это отношение к бедным. "Надо бедным помогать!" — говорила она. Когда моя мама возражала ей, говоря, как положено, что бедных у нас нет, Татенька отвечала: "Ну как же, Котя, очень много бедных!" Все наши соседи-алкоголики ходили к ней за рублями, трешками и пятерками, и она им никогда не отказывала. А они потом исправно возвращали ей деньги и очень ее любили. Мы почти не знали ее церковных бабушек-подружек. Они редко у нас появлялись, а несколько раз их выставляли — тогда это был предел религиозной терпимости в нашей семье. Но по ряду косвенных признаков можно судить, что в церкви тоже существовала определенная система материальной взаимопомощи, хотя мы сегодня и говорим огульно об отсутствии приходской жизни в советское время. Мы не знаем, поддерживала ли она контакт с кем-то из дивеевских сестер. Но по крайней мере несколько раз за послевоенное время она ездила в Арзамас и Дивеево. Татенька с удовольствием рассказывала мне о православных праздниках, когда я спрашивал, и научила читать славянские буквы, потому что мне это было любопытно. Но никогда она не проповедовала и не пыталась кого-то из нас обратить в христианство. И уж тем более никогда ничего не навязывала. Но, безусловно, она за нас молилась. Когда просила меня, тогда некрещеного, написать для нее записочки в церковь, то, перечислив незнакомые и знакомые мне имена, всегда говорила: "И себя напиши". Теперь нас учат, что так поступать нельзя. Когда я уходил на контрольную или экзамен, Татенька говорила: "Дай я тебя в маковку поцелую!" Я наклонялся к ней, и она целовала меня — точно так же, как она целовала в маковку и мою маму, когда та училась в школе и институте. И только теперь мы понимаем, что Татенька нас благословляла.
10 июля 2003 г.
Ключевые слова:
Москва, Серафим Саровский
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|