выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Культура
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  10 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Георг Фридрих Гендель

Если бы Гендель жил в наше время, он наверняка сочинял бы мюзиклы и саундтреки — и это были бы самые грандиозные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя — это массовое искусство первой половины XVIII века, а сам он — величайший шоумен своей эпохи. Гений Генделя вобрал в себя весь современный ему музыкальный фон, все штампы, все приемы «изготовления» музыкального «продукта».

Интересно сравнить Генделя с Бахом (мы постоянно будем возвращаться к этой параллели). Если Бах черпал свое творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени, как в зеркале, — иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил массовое, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной небесной гармонии. Музыка Генделя глубока, радостна и здорова; она пережила свое время и свою эстетическую среду и сделалась драгоценным достоянием всех времен и всех народов.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 года в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау — отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора — железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом — и стал им, не ссорясь с отцом.

В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге — самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после нее — оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, без всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льется из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).

В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию — «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия — это и учеба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придется бороться с итальянцами за свое «место под солнцем»... В Италии Гендель пишет много духовной музыки, и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.

В 1710 году Гендель становится придворным дирижером ганноверского герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровали композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой, герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим ее наследником оказался, по иронии судьбы, герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко и искал, как примириться с королем (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель все-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощен.

Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряженной — так что он даже остался холостяком: некогда было жениться... Он много сочинял, но не меньше занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». В Лондоне была очень популярна итальянская опера, и Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком; его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, и при этом то разоряется, то опять обогащается; «воюет» с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, потом мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола; ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей — и неустанно пишет музыку.

Георг Фридрих был энергичным, жизнерадостным человеком, очень любящим хорошо поесть и при этом весьма полным и имевшим крупное телосложение... Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который случился с ним в 1737 году. Поразительно — Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а в те времена и подавно... Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным» и стал писать оратории на библейские сюжеты — все с такой же необыкновенной быстротой. Чуть ли не весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и множество других грандиозных музыкальных полотен.

Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки... Около года продолжалось это печальное состояние. Гендель очень переживал и даже впал в уныние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. В конце лета 1742 года всего за три недели, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое свое произведение — ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория ни исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся. Не знаю, как сейчас, но при жизни Генделя так оно и было.

Выздоровевший Гендель снова полностью включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» — сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов.

Через два года Георга Фридриха постигает новая трагедия — он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор — тот самый, который сделал неудачную операцию ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху...

Слепота была особенно тяжела Генделю, потому что из-за нее остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе. Он еще играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своем лондонском доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит.

Гендель предчувствовал приближение смерти. В начале весны 1759 года, распорядившись всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и попросил оставить его одного и не беспокоить — потому что, сказал он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и случилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве.

Ученик и биограф Генделя Чарльз Берни писал: «Облик его... был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь черные тучи солнечный луч».

Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.

 

игумен Петр (Мещеринов)
10 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00