![]()
На Китайском Патриаршем подворье представили перевод книги Святейшего Патриарха Кирилла «Мысли на каждый день года» Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, открывая встречу, заметил, что Святейший Патриарх с особым вниманием относится к православной миссии в Китае. Будучи в 2013 году с визитом в этой стране, Его Святейшество не только встретился и помолился с соотечественниками и православными китайцами в храмах Пекина, Харбина и Шанхая, но и продуктивно пообщался с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Именно по благословению Святейшего Патриарха в 2011 году было открыто Китайское Патриаршее подворье. PDF-версия.
11 ноября 2021 г. 16:00
Иерей Иоанн Нефедов: «Сохранить преемственность традиции богослужебного книгоиздания» Обеспечение православных священно- и церковнослужителей богослужебными книгами — так иерей Иоанн Нефедов обозначает задачу возглавляемого им Отдела богослужебных книг Издательства Московской Патриархии. Почему нельзя сокращать традиционный Служебник, как вносится правка в богослужебные тексты, как правильно относиться к акафистам и какие инновации появились в издании богослужебной литературы, священник рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
18 июня 2021 г. 14:30
Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует» Вышел в свет 4-й том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Презентация книги состоялась в Издательском совете Русской Православной Церкви при участии епископа Балашихинского Николая, главного редактора Издательства Московской Патриархии. Книга освещает основные события жизни святителя с августа 1866 года до января 1878 года. Председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, что нового он открыл для себя о святителе Феофане, работая над этим томом. PDF-версия.
9 января 2021 г. 12:40
Вышла в свет первая монография о церковной истории Миусского кладбища Вчера, 7 февраля, в российской столице представлена монография москвоведа, директора Научно-исследовательского центра «Приходская инициатива» Михаила Денисова «Церковный некрополь Миусского кладбища г. Москвы в XVIII – XXI вв.» Это первое научно-справочное издание обо всех известных нам людях, погребенных на одном из «чумных» кладбищ первой российской столицы (которому в будущем году, кстати, исполнится ровно 250 лет) и об истории бытования их захоронений.
8 февраля 2020 г. 12:35
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Вышла новая книга Святейшего Патриарха Кирилла о казаках и казачестве Вчера, 1 октября, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя общественности представили книжную новинку Издательства Московской Патриархии «Казачество: Отечество, вера, служение» из серии «Слово Святейшего Патриарха». Она представляет собой богато иллюстрированные и талантливо скомпонованные воедино отрывки из первосвятительских обращений к казакам во время различных мероприятий в Донском ставропигиальном монастыре, на Съезде казачьих духовников в 2013 году, на встрече с атаманами казачьих войск в Донском Старочеркасской мужском монастыре и на V Всемирном конгрессе казаков в 2015 году, а также некоторых других праздников и официальных общецерковных событий.
2 октября 2019 г. 09:40
В юбилейный сезон Патриаршая литературная премия расширит круг награжденных Будущей весной лауреатов Патриаршей литературной премии им. свв. равноапп. Мефодия и Кирилла определят уже в десятый раз. Как сообщил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, нынешний премиальный сезон отличается дополнительными специальными номинациями: им. Федора Достоевского (за лучшее художественное произведение), им. Сергея Аксакова (за лучшее произведение для молодежи и подростков), им. свв. равноапп. кнн. Петра и Февронии (за лучшее произведение на семейную тему).
18 сентября 2019 г. 19:35
Перезагрузка стеллажей Синодальная библиотека, носящая имя Патриарха Алексия II, вступила в эпоху непростых, но давно назревших и остро необходимых преобразований. Решением Священного Синода от 28 декабря прошлого года (журнал No 137) это учреждение приписано к Учебному комитету Русской Православный Церкви. Полгода спустя, 30 мая 2019 года, Синод ( журнал No 62) поставил во главе библиотеки клирика города Москвы протоиерея Александра Троицкого, назначив его заместителем председателя Учебного комитета. Параллельно разрабатываются уставные изменения Синодальной библиотеки и формируются предложения по ее бюджету, который (скорее всего, со следующего финансового года) предполагается пополнять из общецерковных средств. PDF-версия
13 сентября 2019 г. 15:59
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Сергей Кравец: «Мы делаем энциклопедию силами всего православного мира» Уже больше 20 лет в Москве идет работа над Православной энциклопедией. Запланировано 75 томов, вышло больше половины. Этот издательский проект во многом уникален. Прежде всего тем, что это первый и пока единственный в мире фундаментальный научный труд по двухтысячелетней истории Православия. Из сугубо церковного издания энциклопедия уже давно стала общегуманитарным национальным проектом. О том, как возникла идея ее создания, какие трудности и открытия готовит каждый новый том и чем еще сегодня живет Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал его создатель и руководитель Сергей Кравец. PDF-версия.
5 июля 2019 г. 11:48
|
![]()
ЖМП № 3 март 2018 /
2 января 2018 г. 10:16
Молитва Матроне МосковскойВ этом году исполнилось 20 лет со дня обретения мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Как известно, ее мощи находятся в Покровском монастыре Москвы. О том, как были обретены мощи святой, как восстанавливался монастырь, о современной жизни обители "Журналу Московской Патриархии" рассказала игуменья Феофания (Мискина).Pdf-версия. — Еще в начале 1990-х годов в Москве мало кто слышал о блаженной Матроне Московской. Расскажите, пожалуйста, как вы сами узнали о старице? — О том, что есть такая подвижница, я узнала еще в 1982 году. Я только окончила среднюю школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой лавры в Свято-Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. В монастыре, куда я ездила к батюшке на исповедь, была полная разруха, только-только начались восстановительные работы по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище похоронена одна старица, которая помогает в разных нуждах. Найти могилу оказалось трудно — никто из посетителей не знал, где это. Только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матрона. Могила была не совсем заброшена, кто-то за ней ухаживал. Не помню, о чем конкретно я просила, но уже тогда Матрона мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои сомнения. Вскоре я ушла в монастырь. — Расскажите, как получилось, что именно в Покровском монастыре упокоились мощи старицы? — Монастырь был возрожден как женская обитель решением Священного Синода 24 ноября 1994 года, а Указ о моем назначении настоятельницей Святейший Патриарх Алексий II подписал 22 февраля 1995 года. Когда я приехала из Дивеево в Москву, то перед встречей с Патриархом поехала на могилу к Матроне. После приема у Патриарха мне дали документы и Устав новой обители, еще не согласованный с Минюстом. Трудно было всё начинать с нуля — готовить и согласовывать наши требования на здания и землю бывшего монастыря. Обивала пороги архивов, заказывала справки, чтобы было основание поселиться в монастыре, ведь там столько арендаторов было! И конечно, вновь стала ездить на Даниловское кладбище, молилась Матроне, чтобы она помогла управить все дела. Монастырские помещения тогда занимали самые разные организации и компании, среди которых были Минтопэнерго, Посылторг, строительные организации и банки. Арендаторов было свыше 40. Святейший Патриарх Алексий переживал, как я там справляюсь, поэтому иногда заезжал лично, чтобы проверить. Один раз он заехал в обитель в начале января 1998 года. Зима, на территории никого — служба давно кончилась, ворота все закрыты. Святейший был один, только с иподиаконом и водителем. Они хотели проехать в одни ворота, в другие — всё закрыто. Мы тогда еще только готовились к освящению Покровского храма, и полы там еще не до конца были положены. Две сестры были в храме, закрылись там и читали правило. Патриарх стучит в окно, а сестры говорят: храм закрыт на уборку, извините. Не узнали Святейшего! Да и как узнать — они его никогда не видели! В это время я как раз вернулась с Даниловского кладбища, от Матроны. Не знала, что Предстоятель в монастыре, пошла в свою келью. Ведь телефонов мобильных не было еще, захожу — а мне звонок по городскому: «У тебя Патриарх на территории, а ты где ходишь?!». Я — бегом в храм, сестрам говорю: «Берите благословение, это же Патриарх перед вами!». И упала Святейшему в ноги: «Простите, Ваше Святейшество!». А он спрашивает: «Где это ты бываешь по выходным?». Я сразу сказала, что была на кладбище у Матроны, туда столько народу ходит! А у нас сегодня молилось всего два человека, никто не ходит в храм. Я стала сразу рассказывать, как мы с сестрами за могилой присматриваем, дежурим, людей чаем с пирожками кормим. Патриарх тогда осмотрел всю территорию монастыря, которую нам уже передали к тому времени, заглянул в каждое освобожденное арендаторами помещение — везде ни души, будто и не Москва это вовсе. После литии Святейший еще долго разговаривал с народом, расспрашивал, как им помогает старица. Очень вдохновился Патриарх этой поездкой. А я попросила Его Святейшество, если можно, останки Матронушки перенести к нам в монастырь, перезахоронить. И сразу же я подала прошение, которое было подготовлено заранее, лично в руки Патриарху. После этого мы с сестрами каждую ночь молились Матроне, чтобы к нам в монастырь перенесли ее останки. — А почему обретение мощей было назначено именно на 8 марта? — Такое решение и благословение было дано лично Святейшим Патриархом Алексием II. В начале марта, за неделю до обретения мощей, мне сообщили, что к 8 марта нужно подготовить кладбище, приедет комиссия для обретения мощей. Я никому ничего не сказала, даже сестрам, и поехала. С администрацией кладбища мы заранее договорились, чтобы его закрыли в 17 часов. С 17 до 19 часов мы все убрали с могилы. Крест, который там стоял, сейчас находится у нас в монастыре, в правом приделе Покровского храма. В состав приехавшей комиссии входили: архиепископ (ныне митрополит) Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, тогда он был наместником Новоспасского монастыря, архимандрит Алексий, наместник Даниловского монастыря, протоиерей Александр Абрамов, архидиакон Роман и археологи. Когда начали копать землю, архидиакон начал петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И пение подхватил народ, пели без остановки, не торопясь, тихо и благоговейно, до тех пор пока не обрели мощи. Не знаю даже, откуда взялось столько людей, ведь кладбище было закрыто! Чувствовалась такая благодать! Все люди стояли с благоговением, никто не разговаривал. Было такое чувство, что все ждали какого-то чуда. Пока копали, все время шел снег, очень крупный, но холода не чувствовалось вообще — в воздухе было разлито какое-то тепло и радость. На следующий день останки перевезли в Даниловский монастырь. С ними продолжили свою работу археологи, а мы каждый день панихиду служили... Так совпало, что в тот год 8 марта была Неделя Торжества Православия — первое воскресенье Великого поста. Всё у Бога промыслительно. Сегодня к Матронушке приходят тысячи людей, даже очень далеких от Церкви, — сначала, бывает, они просто просят помощи в своих житейских нуждах, а в итоге получается, что Матрона всех приводит к православной вере, в Церковь Христову. Помогает наладить семейную жизнь, работу, учебу. У нас есть множество таких примеров. — Как проходил процесс канонизации? Были какие-то трудности? Ведь мощи святой старицы обрели в 1998 году, а канонизировали ее в 1999-м? — Когда останки блаженной Матроны 1 мая 1998 года в 12.30 привезли к нам в монастырь, сразу закономерно возник вопрос о причислении ее к лику святых. Не хватало описаний чудес, которые нужны были для положительного решения Синодальной комиссии по канонизации святых. Мы стали собирать истории о помощи, которую оказывала блаженная Матрона, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали имена и адреса. Были сложности, но с Божией помощью прошли все эти испытания. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года сообщил, что канонизация блаженной Матроны намечена на 2 мая того же года. Это была такая радость, что просто не описать словами. В день канонизации собралось так много народа, что вся территория была заполнена людьми, хотя нигде и объявления не давали. Прошло уже почти 20 лет, а мне кажется, что всё только вчера было… — За все эти 20 лет, как вы уже упомянули, множество людей испытали на себе действенность молитв к блаженной старице… — Еще с семи-восьмилетнего возраста у Мат¬ронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. И с этого времени Матрона начала свой тяжелый путь молитвенницы пред Богом о людях. А в 17 лет у нее отнялись ноги, она стала полным инвалидом. Сколько скорбей пришлось перенести ей при жизни — ведает только Господь. — Хорошо известно об огромных очередях желающих приложиться к мощам святой Матроны, особенно по праздникам. Посоветуйте нашим читателям, когда лучше приезжать в Покровский монастырь. Каждый ли день они доступны для молитвенного поклонения? — К Матроне ежедневно приходят до трех и более тысяч человек, по субботам и воскресеньям — 8–10 тысяч, а в дни памяти Матроны — и того больше. По праздникам мы устраиваем благотворительную трапезу для всех прихожан: полевая кухня, чай с булочкой. Монастырь открыт каждый день с 7 утра до 8 вечера, а по воскресеньям — с 6 утра. Утром по субботам и воскресеньям бывает особенно много автобусов из регионов, люди с 4 утра занимают очередь. И так — с ранней весны до поздней осени. Поэтому стоять приходится долго, и, если есть возможность, лучше приезжать в другой день. Например, в будние дни к вечеру, после 18–19 часов. В 20.00 мы закрываем ворота на вход, а те, кто уже на территории, обязательно приложатся к мощам, даже если очередь еще большая. Бывает, последние паломники уходят в 22–23 часа. — Вы сказали, что приезжает много паломников из регионов. Как решается вопрос с их размещением? — По многочисленным просьбам паломников, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, мы начали восстановление монастырской гостиницы и часовни с молельным домом. Эти здания исторически входили в комплекс монастыря, но были снесены во время гонений на Церковь. С 2005 года шло согласование документации, и только в конце 2012 года мы начали строительные работы. — Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как живет сегодня Покровская обитель? Всё ли восстановлено? Какую еще деятельность ведет монастырь, кроме приема паломников? — Можно благодарить Господа, что за эти годы монастырь полностью восстановлен. Помимо гостиницы, в комплекс с которой входит храм Петра и Февронии, где проходит крещение и венчание, мы восстановили два храма, колокольню, корпуса, стены и башни. Служба в обители совершается каждый день, утром и вечером. Ежедневно принимаем большое количество корреспонденции, на все письма мы отвечаем, много писем приходит из тюрем. Каждый день сестры проводят благотворительные экскурсии для разных групп. В нашем детском приюте проживают и учатся 40 детей из неблагополучных семей. А история создания приюта тоже связана с блаженной Мат¬роной. Мы в то время постоянно молились, чтобы Матрона «пришла» к нам, то есть чтобы в наш монастырь перенесли ее мощи. Скоро в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически ¬регистрировать детский приют. В 2004 году мы оформили все документы. — Как вам и сестрам обители удается совмещать послушание и молитву в центре огромного города, при таком количестве народа? — Всё по молитвам блаженной Матроны, мы ее так любим! Ведь она всю свою жизнь без остатка отдавала людям, молитве к Богу за народ наш. И нас укрепляет в монашеском делании. Когда еще не было обретения мощей, монастырь с огромным трудом только-только восстанавливался, я молилась ей, чтобы она «пришла» к нам своими святыми мощами. Тогда я даже не представляла себе, с какими трудностями и проблемами мне придется столкнуться, только сейчас, спустя 20 лет, оглядываясь на прожитые годы, я стала понимать.
родилась в 1965 г. в многодетной верующей семье. В детстве часто бывала на службах в Троице-Сергиевой лавре, где затем училась на регента. В 1987 г. поступила в Корецкий монастырь. В 1988–1992 гг. несла послушание в Московской Патриархии. В 1992–1995 гг. была насельницей Дивеевской обители. В феврале 1995 г. назначена настоятельницей Покровского монастыря г. Москвы. В 1998 г. возведена в сан игумении.
основал царь Михаил Федорович Романов в 1635 г. в память о своем отце Патриархе Филарете, почившем в праздник Покрова Божией Матери. В 1879 г. святитель Иннокентий Московский присвоил обители статус миссионерской. До революции в монастыре подвизалось до 50 монахов, был приют для мальчиков, пастырские курсы, богадельня. Обитель закрыта в 1929 г. Семеро монахов прославлены в лике новомучеников Российских. Монастырь возрожден как женский решением Священного Синода в ноябре 1994 г. Сейчас в обители более 50 сестер, открыт приют для девочек, православная гимназия.
2 января 2018 г. 10:16
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Приход между двух огней По самому смыслу своего предназначения Церковь призвана окормлять верующих в разных условиях — в процветании и в нищете, в относительном благоденствии и под репрессивным гнетом жестоких гонений. По человеческим меркам довольно долго все общины Русской Церкви жили под мирным небом. Но кровавый конфликт на востоке Украины и развернувшаяся затем специальная военная операция вынудили приходы учиться развиваться в условиях прямой угрозы здоровью и жизни человека. Каково это — молиться в храме, вокруг которого продолжительное время рвались снаряды и раздавались пулеметные очереди? Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» попытался найти ответ на этот вопрос, побывав в Донбассе. PDF-версия.
8 августа 2022 г. 16:00
Подрясник как форма проповеди Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион В Нью-Йорке 16 мая 2022 года после продолжительной болезни отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. PDF-версия. (06.01.1948 - 16.05.2022)
25 июля 2022 г. 16:00
Циничная афера на уровне государства Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
|