выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Культура
фото автора
19 марта 2014 г. 12:45
версия для печати версия для печати

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Для всенародного почитания новомученников необходимо преодолеть страх, который растворен у нас в крови

В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках презентации книги Ольги Гусаковой «Хранители веры» протоиерей Сергий Правдолюбов поделился воспоминаниями об известных ему новомученниках и о жизни правосланой семьи в условиях богоборческих гонений.

У читателей, пришедших на презентацию, было много вопросов к отцу Сергию. Но свой рассказ он начал с воспоминаний о своей семье. В роду отца Сергия много священников, есть исповедники и новомученники, все они в полной мере вкусили враждебное отношение атеистической власти. Однако никто из них не относился с своим гонителям враждебно.

«Наша семья воспринимала это как естественное отношение, понимая, что это нужно со смирением терпеть, независимо от того, от кого исходит вражда - от детей или директора школы, представителей власти или соседей. Еще один штрих из моего детства - мы с братьями не понимали, через что прошел отец, отбывая заключение на Соловках и относились к нему без особого почтения. На что он говорил: «Вы не понимаете как я страдал в лагерях. А ведь раньше тех, кто выживал во время гонений, уважали и почитали, и советовались с ними, и спрашивали о их духовном и жизненном опыте, а вы уже не хотите это понимать».

Это понимание пришло к отцу Сергию, когда он стал псаломщиком в одном из храмов Калужской области. Однажды, читая канон всем святым, в России просиявшим будущий пастырь возгорелся любовью к мученикам и русским святым. Он был так тронут словами канона, что в конце сымпровизировал тропарь, в котором упомянул трех своих дедов и брата деда, помня, что они пострадали за Христа и были расстреляны. Это был задолго до их прославления. «Для меня не было рубежа, что они вдруг стали святыми. Они всегда были для меня святыми. Мы чтим святых, восхищаемся, прославляем, радуемся и сами знаем свое место, что нам до этого еще далеко»,- отметил отец Сергий.

Отец Сергий участвовал в прославлении 32 рязанских святых (11 из них его родственники), один из которых его дедушка, протоиерей Михаил Селищенский. «Он был особенно нам близок и понятен, мы с братьями бывали в доме, в котором он когда-то жил. Я с детства ощущал свою сопричастность к нему. И для этого мне даже не нужно было что-то про него узнавать, - сказал отец Сергий. - Перед самой смертью в 1981 году мой отец рассказал, что ему приснился отец Михаил. Он был написан на иконе и улыбался. Но это для нас изображение нашего дедушки на иконе было совершенно просто и естественно. Хотя тогда и мыслей ни у кого не было, что он будет прославлен». Он также напомнил, что мученическую смерть за Христа принимали не только священники, но и простые крестьяне: «Знаю случай, когда простую женщину арестовали и расстреляли за фразу «Зачем вы батюшку арестовывайте? Он же ни в чем не виноват!». На следствии она могла бы отказаться от своих слов, сказать что погорячилась и ее отпустили бы, но не отказалась.

Если у тебя в роду есть святые , это большая радость, потому что они молятся за тебя и есть надежда, что они помогут, когда ты в этой помощи нуждаешься. И если ты их почитаешь и любишь, и они будут тебя любить и стараться помочь. Так, из истории преп. Иосифа Песнописца (+883 г., написал множество канонов святым) известно, что когда он умирал, ему явились все святые, которым он написал каноны и помогли его душе перейти из этого мира в мир горний. «Я участвовал в написании канонов новомученникам. которые, надеюсь тоже помогут мне в последнюю минуту»,- улыбнулся отец Сергий.

В связи с этим рассказом, вполне естественным стал вопрос, почему в наше время, не смотря на подвиг наших новомученников, в обществе нет их широкого почитания? «Скажу вам больше. Я наблюдаю в нашем храме резкое снижение почитания даже святителя Николая Чудотворца, -ответил священник,- хотя его на Руси чтили всегда. Ответ простой, люди не знают, кто такой святитель Николай. И вы хотите, чтобы наши советские граждане начали чтить новомученников, сидевших в лагерях? Как вы себе это представляете? Очень трудно преодолеть в себе инерцию советского сознания, для этого нужны определенные усилия и желание узнать больше о вере своих отцов. А с другой стороны, нужно преодолеть инерцию страха, который растворен у нас в крови», - считает священник.

В настоящее время отец Сергий готовит к изданию книгу воспоминаний своего отца. Когда он записывал эти на диктофон, получилось шесть часов. Текст уже отредактирован и священник надеется подготовить ее к печати в ближайшее время.

Справка

Книга историка и журналиста Ольги Гусаковой «Хранители веры. О жизни церкви в советское время»- это девять бесед с людьми, мирянами и священниками, сумевшими сберечь и обрести христианскую веру в условиях богоборческой советской власти. Это настоятель протоиерей Сергий Правдолюбов семье (в роду Правдолюбовых есть исповедники и новомученники) , протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Иоанн Каледа, протоиерей Георгий Бреев и др.

 

 

19 марта 2014 г. 12:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи