выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Культура
ЦВ № 19 (392) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Должна быть легкость и ощущение радости

— Можно ли говорить, что мода и Церковь как-то связаны?
— Говорить о моде и Церкви вряд ли корректно. Существуют правила поведения в храме, а дальше люди решают сами: они могут позволить себе одеться, условно говоря, смешно или пафосно. Одежда сама по себе не влияет на отношение людей к Богу. Никаких ограничений здесь нет.
Мы не можем рассуждать так: вот, стиль английский или романтический дозволителен в храме, он обладает элегантностью, а другие нет. Это личный выбор человека, это вопрос личной свободы и ответственности перед Богом, и это не нужно регламентировать и выводить на уровень дисциплины.
— Допустимо ли появление в храме женщины в брюках?
— Есть бабки и другие доморощенные блюстители чистоты веры, ханжи, которые порой мешают другим людям прикоснуться к Богу. Их взгляды и замечания оскорбляют человека и отвлекают от главного, ради чего он пришел в Церковь.
Что касается брюк, я думаю, что это право каждого человека — одеваться так, как он сам считает нужным. Сегодня брюки становятся обычной одеждой для женщин. В XIX веке европейская женщина впервые появилась в брюках, потихонечку отстояла свое право носить этот вид одежды, и сегодня существует целый гардероб женских брюк.
— Собираясь в Церковь, тем не менее, стоит ли отдать предпочтение классическому стилю?
— Я думаю, конечно. Не должно быть никаких особых украшений и макияжа, особенно нелепого. Женщина не должна быть разодета, как кукла. Это отвлекает внимание окружающих.
Человек ни в коем случае не должен своим внешним видом раздражать или засорять окружающую среду. Он должен смотреться органично.
Когда человек идет на кладбище, то он не должен привлекать внимание. У женщины на этот случай есть корректная черная одежда. Скорбь проявляется через лаконизм в цвете и лаконизм в форме.
В храме хороши светлые тона. Здесь одежды должны быть по ощущению более светлые, более легкие. Не обязательно легкие ткани, но по ощущению более воздушные, более наполненные светом и солнцем — приобщаясь к Богу, ты приобщаешься к Свету.
Я считаю, что мирянин, который ходит в черной одежде, замыкается, не позволяет себе открыться.
Женщинам хорошо носить платок, но только светлый, а не темный и не цветной.
Раньше женщины часто носили накидки, шали, платки и белоснежные платки с кружевными вставками.
Платок должен быть чисто хлопчатобумажным. Потому что шелковые платки нелепо смотрятся. Женщина одета красиво и элегантно — и вдруг невероятный шелковый платок! Это совершенный диссонанс!
Прежде чем одеться на богослужение, хорошо бы немного продумать наряд. Потому что в храме — множество людей, которые, хочешь ты того или не хочешь, все равно отметят твой внешний вид. И женщина не должна выглядеть как чучело или попугай.
Здесь вопрос воспитания очень важен, культура в оценке самой себя. Это достаточно сложно. Но, я думаю, каждая женщина может найти в своем гардеробе белую блузку, подобрать к ней черную юбку, белый платок на шею или на голову — и все будет прекрасно. Летом, если будет платье, то еще лучше.
— Как одеться на праздник?
— О, на праздники вообще совершенно роскошно можно одеться. Мне кажется, надо специально шить одежду для праздника.
Самые лучшие праздники в нашей жизни — это Пасха и Рождество. Новый год существует как «придуманный» праздник, а церковные праздники — они вечные.
Должна быть специальная праздничная одежда. Должны быть пышные юбки, красивые блузоны. Должна быть легкость и ощущение радости присутствия человека, находящегося в таком молитвенном и торжественном состоянии. Просветленность должна присутствовать в человеке, который одет в такую одежду.
Я говорю о своих ощущениях, какими бы я хотел видеть людей на празднике. Пасха — это не унылые лица, а лица просветленные, лучезарные, и одежда должна «струиться светом», чтобы в храме не было людей в унылых, серых и эстетически несовершенных одеждах.
Наша Церковь Православная чем хороша? У нее потрясающе красивое храмовое убранство: золото, свечи, драгоценные иконы, одежда священнослужителей — все это праздник восприятия, возвышенное ощущение. Входишь в церковь и поднимаешься на другой уровень бытия.
Я много езжу по стране, и везде захожу в соборы и церкви. Недавно я был в Сибири, там есть один удивительный старинный собор. Потрясающая резьба по дереву! Там возникает такое ощущение приподнятости, что хочется распрямить плечи и полететь. Такая роскошь целостного восприятия среды, поразительное ощущение великого праздника, когда мы прикасаемся к Богу...
— Сегодня многие церковные мастерские, дизайнеры предлагают православным женщинам одежду, стилизованную под народную. Как вы к этому относитесь?
— На ярмарку можно так одеваться, а в церковь нет. Крестьянская одежда иногда очень хорошо смотрится. Например, светлый блузон и на нем шитье. Элемент народности, который таким образом вносится, на самом деле не принадлежит к церковной культуре.
— Сегодня в такой одежде в Церковь идти не стоит?
— Я думаю, нет.
— Нужна ли какая-то особая одежда для посещения храма?
— Женщина в храме надевает платок. Если она неожиданно заходит в Церковь, то достает платок из сумочки. Она знает, что может посетить Церковь, и носит с собой платок. Это уже хорошо. Другое дело, что порой платок абсолютно не гармонирует с ее одеждой, даже просто по цвету. Но все равно она соблюдает порядок в церкви.
У мужчины проблем больше. Чаще всего он приходит в храм в своей обычной, повседневной одежде. В старые времена у мужчин были галоши специальные новые, в которых только в церковь ходили, чтобы снять их при входе и войти в храм в чистой обуви. Сегодня никто даже ноги не вытирает при входе.
Раньше мужчины, собираясь идти в храм, специальные льняные рубахи надевали, чистые, светлые, без вышивки. Косоворотки. Рубахи должны быть без рисунка. Цветные не ассоциируются с Церковью. Настолько роскошно и богато одеяние священнослужителей, что сравниться с ними все равно невозможно, и не надо пытаться. Нам надо быть хорошим фоном для них. Если одежда прихожан будет смотреться ярче, чем одеяния священнослужителей, это будет неправильно. Прихожане и вся церковная среда должны быть как бы фоном для священнодействия, которое происходит в храме.
— Расскажите, а в чем вы сами ходите в храм?
— Я не так часто захожу в столичные храмы. Обычно я хожу в деревенскую церковь, там, где я живу, недалеко от Москвы. Она старая, XVIII века, ее строил еще прадед Натальи Гончаровой. Если зима, иду в валенках. Потому что холодно, и идти приходится по глубокому снегу через кладбище. Но на мне всегда белая рубашка с галстуком или бабочкой. Я не позволяю себе надеть свитер — всегда белая рубашка.
— Сегодня во многих храмах и монастырях при входе предлагают в бесплатную аренду юбки и платки. Как вы к этому относитесь?
— Хорошо, если такой набор в церкви есть. Это удачный вариант для тех, кто хочет приобщиться к церкви, но попадает туда неожиданно… Но если это происходит неожиданно для человека, то для него это скорее туристический поход. Здесь проявляется верхоглядство, и интерес больше визуальный, чем духовный. Человек, оказавшись в храме и отгородив себя на какое-то время от мира, тем не менее не становится до конца участником священнодействия. К приходу в церковь надо всегда готовиться заранее. Это касается и нашего внешнего вида. Я хожу в церковь редко, но я всегда к этому готовлюсь. Потому что просто так зайти в церковь мне как-то неловко. Надо приготовиться, подумать о том, что я скажу Богу.
— Какой головной убор вы посоветовали бы современной прихожанке?
— Простой головной платок — это наследие и порождение социализма. Россия всегда славилась головными уборами, ведь женщины всегда ходили с покрытой головой.
Сейчас все ходят простоволосые. Но мне кажется, что это нелепо и странно, что женщины не носят головной убор.
В своих коллекциях я стараюсь предложить разнообразные головные уборы, чтобы сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Специально провожу большие выставки головных уборов.
Тем не менее, не могу себе представить, как может выглядеть сегодня женский головной убор для церкви... У меня есть ощущение, что женщина должна быть в платке. Почему? Не могу понять! В храме мне странно будет видеть женщину в шляпе, но это мой частный взгляд.
А главное очевидно — если идешь в храм, необходимо соблюдать требования Церкви независимо от тенденций моды.

 

Вячеслав Виш
23 октября 2008 г.
Ключевые слова: мода
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00