выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Документы
Церемония закрытия Всероссийской олимпиады по ОПК
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия Всероссийской олимпиады по ОПК

Пройдя через долгие годы жизни в нерелигиозном обществе, наш народ постепенно приобщается к тем величайшим ценностям, которые хранит отечественная духовная культурная традиция.

А что формируют эти ценности? Они формируют наше мировоззрение. Человек без мировоззрения — как марионетка, его можно дергать и заставлять делать все, что хочет тот, кто воздействует на этого человека. Для того чтобы быть сильным внутренне, успешным, для того чтобы общество было солидарным, сильным, для того чтобы страна была великой, у нас должна быть четкая и ясная система ценностей.

И предмет «Основы православной культуры», как и вся работа Церкви, нацелен на то, чтобы народ наш не изобретал новую систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой стороны — дали бы мощный духовный базис.
Я глубоко убежден в том, что преподавание основ православной культуры в школе, работа воскресных школ в нашей стране, работа православных учебных заведений, средних и высших, вносит очень важный вклад в это большое дело. И в связи с этим трудно переоценить значение олимпиады. Это, с одной стороны, очень важный показатель того, что происходит на уровне сознания молодежи, а с другой стороны — это некий способ формирования убеждений; поэтому значительное увеличение количества участников я воспринимаю как весьма положительное явление.

Сегодня Церковь приступает к широкомасштабной программе подготовки социальных работников.
Исторически православный приход был центром социальной жизни народа. Недаром, когда начался страшный эксперимент с русской деревней и ее решили разрушить, то начали с закрытия деревенских храмов и приходов, потому что приход — это система, которая объединяла народ вокруг единых, общих для всех ценностей, и очень часто на основе православного прихода развивались, как мы сегодня бы сказали, различные социальные программы. Тогда это так не называлось — люди просто творили добрые дела, учили детей и молодежь, помогали друг другу материально. На базе приходов иногда проходили сельские сходы, где принимались очень важные решения, касающиеся жизни людей, — приход был центром социальной жизни народа.
Очень важно вернуть эту роль православному приходу. Именно поэтому я предложил, чтобы в каждом православном приходе в будущем — но начинать эту работу надо уже сейчас — помимо священников, диаконов, певцов, регентов непременно были социальные работники, молодежные руководители, педагоги. Потому что необходимо развивать и социальную, и образовательную деятельность прихода, а также крайне необходимо развивать работу с молодежью.

Для того чтобы поднять этот огромный груз, необходимы специалисты. Мы надеемся, что с Божией помощью со следующего учебного года в Православном Свято-Тихоновском университете будет открыт специальный факультет, готовящий социальных церковных работников, молодежных лидеров, педагогов. И если кто-то из тех, кто выиграл Олимпиаду, захочет поступить в университет и посвятить свою жизнь великой цели духовного преображения нашего народа, мы будем счастливы, потому что без молодых специалистов, которые будут профессионально работать, получая за это достойную зарплату, невозможно справиться с теми задачами, которые перед нами сегодня стоят.
 

29 апреля 2010 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00