выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Документы
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  24 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с Членами правительства Калининградской области, депутатами областной думы и общественностью региона

Уважаемый Георгий Валентинович Боос, уважаемые члены правительства и депутаты, дамы и господа!
Я очень рад встрече с вами. Сегодня у меня состоялась прекрасная встреча со студентами. Должен сказать, что хорошее впечатление на меня произвели общение, лица молодых людей. Когда мы говорим о том, что у нас плохая молодежь, конечно, мы говорим только часть правды. А большая часть правды заключается в том, что у нас хорошая молодежь. Мы говорили о важных вещах.
Несколько дней тому назад Дмитрий Анатольевич Медведев пригласил меня принять участие в Совете ректоров России. Я имел возможность после Президента обратиться к ректорам и говорить на тему воспитания. Но вот сегодня, общаясь со студентами, я почувствовал, насколько востребована тема воспитания.
Мне кажется, что особенность современного человека состоит в том, что его не нужно водить за руку, в том числе и молодых людей. Существует два способа управления массами. Один способ — это тот, который существует в тоталитарных странах (он и у нас в Советском Союзе существовал), когда государство на основе идеологии регламентирует поведение человека. Этот способ позволяет мобилизовывать людей на решение каких-то задач. Но он не воспринимается людьми, потому что каждый чувствует отсутствие свободы. Отсутствие свободы очень больно переживается человеком, потому что Бог так создал нас — с внутренней свободой. И когда нас постоянно дергают, за руку хватают, говорят, что можно делать, а что нельзя, это вызывает у людей отрицательную реакцию. Мы знаем, чем закончился в нашей стране такой эксперимент по установлению контроля над поведением, над мыслями граждан — полной неудачей.
Но есть другой способ управлением массами, он существует в самых развитых свободных государствах, где ни один человек на вопрос, свободен он или нет, не ответит, что он несвободен. Все скажут «да, я полностью свободен». На самом деле формируется определенный поведенческий стандарт, и он формируется за счет ценностей (сегодня мы говорили со студентами о ценностях). Поведенческий стандарт — это то, что человек осуществляет свободно. Придя в гости в хороший дом, мы не будем, простите, в носу ковырять. Если мы увидим, как красиво все сервировано, как лежат приборы, как одеты люди, мы поневоле подчинимся этим принципам, чувствуя себя совершенно свободно. То же самое, я думаю, и в управлении людьми. Очень важно предложить привлекательную систему ценностей. Тогда внутри этой системы человек, чувствуя себя свободным, делает то, что идет на общее благо.
Я говорю это здесь, на заседании правительства с участием представителей общественности, потому что сегодня важно понять, что формирование базисных ценностей — для России это задача номер один. Я с огромным удовлетворением выслушал первое обращение нашего Президента к Федеральному Собранию в минувшем году, в котором он заговорил на тему ценностей. И я полагаю, что это понимание важности фундаментальных базисных ценностей страны вырастает из убеждения в том, что если таких ценностей не существует, то, в конце концов, теряется специфика страны, народа. Сохраняется географическое название, а суть исчезает.
Я понимаю, что любое правительство, будь то федеральное или областное, любой руководящий орган, любая исполнительная власть озабочены решением очень конкретных вопросов. То, о чем мы сейчас с вами говорим, не входит в вашу повестку дня. Ваша повестка дня — решение конкретных задач, которые ставит перед вами жизнь. Тем не менее, работая на тактику, мы никогда не должны забывать стратегического направления нашего развитияю. Нужно понимать, какую страну мы хотим построить.
Когда нам говорят, что главное сейчас — преодолеть экономический кризис, нам говорят не всю правду. Конечно, экономический кризис — это очередной вызов для страны. Его нужно решать и преодолевать возникающие проблемы. Но за решением этих сиюминутных проблем не должна скрываться эта стратегическая перспектива. Я ее вижу как строительство очень сильного, свободного государства. Духовно сильного государства, культурно сильного. Каждый человек должен обладать своим ярко выраженным национальным самосознанием. Мы должны вместе отстаивать базисные ценности и использовать их как систему координат для общего развития страны.
Если перевести все это на более понятный язык, то речь идет не об идеологии, потому что идеология — это скоропроходящее явление. Не существовало практически ни одной идеологии, которая распространяла бы свое влияние, даже опираясь на мощный государственный аппарат, больше, чем на 3–4 поколения людей. Идеология сама себя изживает. Поэтому речь идет не об идеологии, а именно о системе ценностей, в рамках которых происходит общественное развитие.
Здесь, на нашем западном порубежье, в российском эксклаве, эта тема особенно важна, не только для молодежи, но и для всех нас, и, в том числе, для тех, кто несет высокую ответственность за развитие региона. Здесь мы живем на стыке разных культур, являясь российским эксклавом, являясь органической частью России. Мы находимся в инокультурном, иноцивилизационном окружении, и для того, чтобы в рамках свободного и открытого общества наш диалог с соседями и с миром не был обречен на поражение в результате во многом оскорбительных заимствований ценностей, что сейчас, к сожалению, происходит, для того, чтобы мы остались самими собой в условиях этого открытого общества и диалога с другими, мы должны быть очень сильными. И эта сила, в первую очередь — сила нашего духа, нашей веры, наших нравственных убеждений, на которых и должна выстраиваться некая общая психология и стереотипы поведения.
Обращаясь к ректорам, наш Президент сказал очень важную, на мой взгляд, вещь: что без системы ценностей мы не выстроим систему координат. Это действительно так. А без системы координат не может быть стратегического развития страны. Мы должны знать, что мы защищаем, что поддерживаем, что не должно ни при каких условиях исчезать из нашей жизни. Ориентация на решение экономических проблем необходима, потому что от экономики зависит очень многое. Но эта ориентация на решение сиюминутных проблем не должна застилать наше стратегическое зрение. И было бы неправильно говорить, что о стратегии должны размышлять в Москве, а в регионах должны думать о чем-то другом. Думаю, мы все сегодня должны размышлять о том, какой должна быть Россия. Если Россия будет самобытным, духовным, нравственно сильным государством, одновременно открытым к другим, экономически процветающим государством, она станет примером для очень многих.
Думаю, что усилия, которые предпринимала в том числе и Русская Православная Церковь на международной арене в последние 10 лет, были в первую очередь направлены на то, чтобы показать, что наш исторический опыт, — а он совершенно уникальный: то, через что мы прошли, включая наши страдания, не прошла ни одна европейская держава, — этот опыт не прошел для нас даром. Я думаю, что сигналы, которые шли из России и которые были направлены на то, чтобы помочь людям понять ошибочные пути развития современной цивилизации, сегодня эти сигналы многими услышаны. Я не буду называть имена западных политических деятелей, но я слышал, как президенты, премьер-министры вдруг начинают говорить то, о чем Русская Церковь говорила десять лет назад. Причем тогда наше свидетельство сопровождалось снисходительными улыбками, в лучшем случае, а чаще всего просто игнорировалось. Сегодня именно экономический кризис помогает людям понять правоту нашего свидетельства. Но если это свидетельство будет подкреплено реальной жизнью, успехами России в области экономики, социальной жизни, культуры, образования, науки, если все это мы будем развивать на основе того духовного, нравственного и культурного фундамента, который и называется базисными ценностями народа, тогда, действительно, наш пример может стать очень и очень важным для других.
Нам ни в коем случае нельзя поддаваться на соблазны видеть главной своей целью рост материального благополучия и рост потребления. Именно эта задача была поставлена на Западе — материальное благополучие и потребление. Планка потребления поднялась так высоко, что в беседе с руководителем одного мощного западноевропейского государства я вдруг услышал удивительные слова. Мне было сказано: «Мы не знаем, с чем нам теперь выходить к нашим избирателям. Жить лучше, чем мы сейчас живем, невозможно, потому что тогда не хватит ресурсов. Мы достигли такого материального уровня, когда существует полное благополучие. Но ведь партия, призывающая людей на выборы, не может стоять на месте, она же должна обращать к людям новые лозунги, новые призывы...»
Мы понимаем, что материальное благополучие является очень важной составной частью человеческой жизни, и будет лицемерием говорить о том, что это не важно, особенно для России, в которой уровень достатка и уровень потребления остаются еще достаточно низкими в среднем по стране. Тем не менее, будучи озабоченными необходимостью улучшать экономические условия, мы должны помнить, что человеческое благополучие, мироощущение человека определяется не только количеством денег в кармане или на банковском счете. А построение гармонической личности и гармонических отношений обязательно предполагает вместе с экономическим развитием также и развитие духовное.
Я хотел бы, уважаемый Георгий Валентинович, поблагодарить вас и всех присутствующих за те усилия, которые сегодня предпринимаются в Калининградской области. Дай Бог, чтобы действительно мы могли гармонично развивать нашу экономику, социальную сферу, образование и культуру, чтобы все это основывалось на базисных ценностях нашего народа, которые передаются через национальную традицию, через нашу веру.
Вне зависимости от отношения людей к вере — есть люди верующие, есть люди неверующие — мы должны признавать огромное значение Церкви как хранительницы базисных ценностей своего народа. И, может быть, то, что в лихие девяностые годы не разлетелось все так, как могло разлететься, во многом было обеспечено тем генетическим кодом, который когда-то был заложен в первую очередь Церковью в сознание нашего народа. Этот генетический код сработал, он обеспечил наше самосохранение. Поэтому мы должны бережно все это воспитывать, сохранять, развивать, и тогда Господь приклонит к нам милость — экономически тоже будем жить не хуже, чем наши соседи, а может быть, даже и лучше. А учитывая потенциал России — непременно лучше. Сейчас самое основное — не потерять главное в нашем развитии, в нашей жизни.
Я хотел бы сказать, что придаю большое значение тому опыту, который получил за годы своего пребывания в Калининграде. Правильно сказал Георгий Валентинович, употребив слово «пребывание» в отношении к моему служению в Калининграде, потому что, находясь чаще всего в Москве, я тем не менее всегда, каждый день и умом и сердцем был с Калининградом, потому что практически каждый день приходилось дистанционно решать вопросы, относящиеся к религиозной жизни Калининградской области. Это, конечно, большой и очень важный для меня опыт. Я хотел бы поблагодарить всех вас за сотрудничество, которое было у нас, особенно в последние годы. Нам действительно многое удалось сделать. Я никого не хочу называть по имени, но с кем-то из вас у меня были особенно тесные взаимоотношения, я чувствовал всегда поддержку, и сохраню это все в своей памяти. Мне тяжело расставаться с Калининградом, и поэтому я сегодня принял окончательное решение в полной мере с Калининградом не расставаться.
 

24 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00