iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Документы
11 ноября 2016 г. 13:10
версия для печати версия для печати

Принципы осуществления церковной забот о детях-сиротах

 Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

1. Заботу о сиротах ап. Иаков называет проявлением благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27). Сиротство – самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению о сиротах, Священное Писание называет Бога Отцом сирот (Пс. 67, 6 ). 
Церковь всегда проявляла особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. С ранних времен церковной истории это попечение приобрело организованные формы. 
2. В предшествующие исторические периоды причиной сиротства чаще всего становилась смерть родителей в результате войн, болезней и других бедствий. Однако сегодня главными причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные болезни современного общества. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные сироты» – то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными – утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, заботы о детях.
3. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня – признание приоритета семейного воспитания. Согласно утвержденному Синодом Русской Православной Церкви документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую принять ребенка.
Постоянное пребывание ребенка вне семьи, например, в детском доме или интернате, оказывает на его развитие негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви –  основной жизненной потребности человека.
Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом более полноценного личностного развития человека. 
Поэтому главной целью церковной заботы о детях, лишенных родительского попечения, должно стать развитие института приемных семей и усыновления. 
Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, имеющимся церковным детским домам и приютам необходимо развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка. 
4. Признавая приоритет семейного воспитания, Церковь устраивает для тех сирот, которые по тем или иным причинам не нашли приемных родителей, церковные приюты и детские дома. Воспитание в церковных детских домах и приютах, строясь на фундаменте веры и нравственности, должно готовить детей к жизни в обществе. Детям, воспитывающимся в церковном учреждении, следует давать адекватное представление о возможности создания семьи, обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию. 
Главная проблема ребенка в детском доме, в том числе и в церковном, – то, что он растет вне семьи. Поэтому задачей церковного попечения о таких детях должно быть регулярное пребывания ребенка в семейной обстановке хотя бы в виде гостевого режима. Но предпочтительнее, конечно, усыновление или другие формы устройства в приемную семью.
5. Церковь имеет попечение и о детях-сиротах, пребывающих в государственной интернатной системе. В отношении государственных интернатных учреждений следует иметь в виду, что они практически не справляются с задачами воспитания, в частности, с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Детям, выросшим в детских домах несемейного типа, бывает трудно устроиться в жизни, большинство из них не могут создать семью. 
5.1. При окормлении государственных детских домов необходимо учитывать, что очень многое в укладе жизни там не соответствует тому образу жизни, которому детей учат в Церкви, из-за чего церковная жизнь детей чаще всего имеет формальный характер и практически никак не сказывается на их повседневном поведении и нравственном выборе. Необходимо, налаживая конструктивные доброжелательные отношения с администрацией детских домов, вести пастырскую работу с персоналом, способствовать созданию в них атмосферы христианской жертвенной любви. 
Приходской общине, которая желает оказывать помощь государственному детскому дому и придать этой деятельности системный и стабильный характер, следует заключить с этим учреждением договор о сотрудничестве. Такой договор предусматривает посещение детьми храма, служение в детском доме волонтеров-прихожан, участие детей в мероприятиях, организованных общиной в детском доме, или выездных (молебны на начало и конец учебного года, праздничные мероприятия к Рождеству и Пасхе в самом учреждении, посещение храма, паломнические поездки).
В деле церковного просвещения и воспитания сирот из госучреждений и разовые акции, и тем более систематические  мероприятия – это уже благое дело. Но наиболее полноценная,  реальная помощь ребенку в государственных детских домов возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой попечитель помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Попечителю не следует прерывать связь с воспитанником и по его выходе из детского дома. Ведь именно такая связь с человеком, имеющим живой церковный опыт, – самый  верный способ укрепить ребенка в вере. Поэтому здесь очень важно постоянство: установить связь между ребенком и попечителем возможно лишь при регулярном общении. Этим значимым взрослым может стать восприемник ребенка. Крестных родителей нужно тщательно подбирать и ориентировать на то, чтобы они затем сопровождали ребенка всю жизнь. Если же дети уже крещены, а крестные неизвестны, попечителем может стать надежный доброволец-прихожанин.
Необходимо, чтобы при крещении ребенка в детском доме сведения об этом заносились в его личное дело с целью избежать в дальнейшем неясности с тем, крещен ли ребенок. Следует разъяснять важность информации о том, крещен ли ребенок, персоналу детского дома.
Детям, живущем в нецерковном воспитательном учреждении, нужно показать пример иных отношений – семейных и в церковной общине. Для этого самое лучшее – приводить детей из детского дома в приходской храм, делать их участниками событий в жизни прихода, брать в гости, на выходные, на каникулы. В этом плане приглашение детей из детского дома в приходской храм на праздники Рождества и Пасхи предпочтительнее праздничных концертов в самом детском доме. Также весьма важны сопровождение выпускников детского дома, содействие в поиске работы, поддержка в учебе, правовая помощь, в частности, в получении жилья. К такой помощи также необходимо привлекать добровольцев из числа прихожан храма, окормляющего детский дом.
При подготовке детей из детского дома к посещению богослужения и причащению достаточной будет беседа о смысле богослужения и Таинства накануне посещения храма. Требования к соблюдению поста для детей из государственного детского должны быть минимальными, поскольку поститься ребенку в этих условиях очень трудно (см. указания документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года).
Приюты, организованные при монастырях, должны иметь свой внутренний устав (отличный от монастырского устава), однако является естественным, чтобы и дети, и сотрудники таких воспитательных учреждений регулярно участвовали в церковной жизни.
5.2. Свою специфику имеет окормление сирот-инвалидов в госучреждениях. Тут всегда существует нужда в материальной помощи: предметах ухода, реабилитационной технике и т. п. и Волонтерская помощь необходима и в организации развивающих занятий с такими детьми, прогулках, посещении храма. Служение детям с нарушениями развития, живущим в детских домах, самым беспомощным и обделенным из всех, вызывает живой отклик у приходской молодежи, и это служение церковной общине следует поддерживать и всемерно развивать.
Целесообразно привлекать прихожан к установлению внешней опеки над детьми в государственных интернатах для инвалидов (там, где подобное предусмотрено законодательством). Эта форма попечения помогает более эффективно защищать права таких детей на развитие, реабилитацию, образование, качественное лечение, а также сопровождать их при переходе в учреждение для взрослых (психоневрологический интернат).
6. В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, которые приняли на воспитание ребенка.
Принимая к себе ребенка, семья решается на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить семью и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и зачастую в материальной или иной помощи со стороны прихода.
6.1. В разных государствах существуют различные с юридической и практической точки зрения формы устройства ребенка в семью. Священнику, окормляющему семью с приемным ребенком, следует иметь о них представление. 
Он должен также рассказать членам семьи, которая выразила желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к усыновлению, а именно:
- нежелание одного из членов семьи принимать ребенка; 
- недостаточная обеспеченность семьи;
- нежелание ребенка идти именно в эту семью;
- для детей из церковных детских домов – нецерковность потенциальных усыновителей;
- излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;
- представление о том, что приемный ребенок может заменить умершего,
- монашество усыновителей.
Нежелательно усыновление одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной – мальчика. Усыновление в неполную семью в любом случае более трудная задача, и одинокий усыновитель столкнется с гораздо большими трудностями, чем семейная пара. Значительные риски существуют и при усыновлении подростка, особенно когда в семье есть подросток противоположного пола.
Потенциальным приемным родителям обязательно нужно объяснять, что при усыновлении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот). 
От будущих усыновителей потребуется готовность ради приемного ребенка в той или иной степени изменить уклад жизни и свои привычки. Чтобы принять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматичным опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям.
Желательно, чтобы процесс вхождения приемного ребенка в семью происходил постепенно: знакомство, гостевой режим и только потом окончательное решение. Прежде чем принять ребенка в семью, будущие родители должны получить и осознать всю имеющуюся информацию об особенностях его здоровья и развития, а также о том, кто были его кровные родители и какие у них имелись проблемы. Это позволит принять взвешенное решение и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
6.2. Для приемной семьи существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и особое внимание со стороны семейного духовника. Духовник должен быть доступен такой семье постоянно, в том числе у приемных родителей всегда должна быть возможность безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.
Священнику и прихожанам необходимо учитывать, что во время богослужения поведение приемного ребенка, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту, гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть более мягкими.
6.3. Полезно организовывать общение приемных семей на приходе или в благочинии между собой, чтобы усыновители могли обсудить свои проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды приемных родителей без детей на двух- трехдневные интенсивные семинары со специалистами и душепопечителями.
Нужно позаботиться о том, чтобы приемная семья получала поддержку специалистов: психолога, социального педагога и специалиста по социальной работе, компетентных в вопросах усыновления.
Для семей, планирующих принять к себе ребенка, целесообразно открывать православные школы приемных родителей. Желательно, чтобы такая работа велась в каждой епархии. Обучение в православной школе приемных родителей должно наряду с соблюдением государственных стандартов подобной подготовки включать беседы со священниками и встречи с опытными православными приемными родителями. 
На базе школ приемных родителей возможно создавать центры сопровождения приемной семьи, где приемные родители могли бы получить консультацию юриста, православного психолога, социального педагога. Важно, чтобы о таких центрах знали не только семьи, но и священники и могли бы своевременно направлять приемных родителей за помощью.
Поскольку сопровождение приемной семьи требует специальных знаний, желательно на епархиальном уровне организовать для духовенства краткие курсы по ознакомлению с проблемой, привлекая к преподаванию  светских специалистов по вопросам усыновления.
7. Необходимо предпринимать усилия по профилактике социального сиротства: отказов от детей или необоснованного изъятия детей из семьи органами опеки. Работа с родной семьей, помощь ей, если она оказалась в трудной ситуации, сопровождение ее силами прихожан-добровольцев и специалистов, духовная поддержка и наставление со стороны священника чрезвычайно важны.
7.1. Церковь должна участвовать в профилактике отказов от новорожденных в роддомах, при этом нужно оказывать находящимся в трудной жизненной ситуации беременным и молодым матерям материальную, социальную, психологическую и духовную помощь. Эту задачу должны решать церковные кризисные центры помощи одиноким матерям. Такие центры желательно иметь в каждой епархии.
7.2. В случае изъятия ребенка из родной семьи необходимо проводить с ней социально-реабилитационную работу, направленную на ее восстановление и оздоровление с целью вернуть ребенка кровным родителям. Здесь следует работать в сотрудничестве с государственными институтами опеки и попечительства, проводя среди них разъяснение важности сохранения и защиты интересов семьи в целом. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.
Специалистам церковных социальных учреждений следует помогать проблемным родителям найти работу, сопровождать их по государственным инстанциям, помогать в оформлении документов. Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся под угрозой изъятия детей, нужно оказывать силами приходов помощь вещами, продуктами и медикаментами. 
7.3. Особый случай – это профилактика отказов от детей-инвалидов. В медицинских и образовательных учреждениях родителей детей-инвалидов на протяжении жизни неоднократно убеждают отказаться от ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь в лице священников, социальных работников, добровольцев должна быть рядом и предложить семье всестороннюю помощь, чтобы предотвратить отказ от ребенка. Представители Церкви должны знать контакты светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы направить туда семьи за помощью. Родителям ребенка-инвалида необходимо содействовать в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. В случае распада семьи нужно оказывать родителю, взявшему на себя попечение о ребенке с инвалидностью, всемерную поддержку в воспитании и образовании ребенка.
Необходимо также организовывать на приходах различные формы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- регулярную бытовую и социальную помощь;
- группы дневного пребывания (детские сады) для детей-инвалидов;
- семейные клубы, объединяющие семьи с детьми-инвалидами;
- досуговые мероприятия и лагеря летнего отдыха;
- защищенные рабочие места и творческие мастерские;
- тренировочные квартиры (где молодые инвалиды пробуют жить самостоятельно и обучаются навыкам домоводства) или дома сопровождаемого проживания.
Все формы помощи кризисным семьям должны служить воспитанию в родителях и детях духа христианской любви, единства и взаимопомощи.
Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах 
Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.
1. Заботу о сиротах ап. Иаков называет проявлением благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27). Сиротство – самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению о сиротах, Священное Писание называет Бога Отцом сирот (Пс. 67, 6 ). 
Церковь всегда проявляла особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. С ранних времен церковной истории это попечение приобрело организованные формы. 
2. В предшествующие исторические периоды причиной сиротства чаще всего становилась смерть родителей в результате войн, болезней и других бедствий. Однако сегодня главными причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные болезни современного общества. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные сироты» – то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными – утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, заботы о детях.
3. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня – признание приоритета семейного воспитания. Согласно утвержденному Синодом Русской Православной Церкви документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую принять ребенка.
Постоянное пребывание ребенка вне семьи, например, в детском доме или интернате, оказывает на его развитие негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви –  основной жизненной потребности человека.
Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом более полноценного личностного развития человека. 
Поэтому главной целью церковной заботы о детях, лишенных родительского попечения, должно стать развитие института приемных семей и усыновления. 
Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, имеющимся церковным детским домам и приютам необходимо развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка. 
4. Признавая приоритет семейного воспитания, Церковь устраивает для тех сирот, которые по тем или иным причинам не нашли приемных родителей, церковные приюты и детские дома. Воспитание в церковных детских домах и приютах, строясь на фундаменте веры и нравственности, должно готовить детей к жизни в обществе. Детям, воспитывающимся в церковном учреждении, следует давать адекватное представление о возможности создания семьи, обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию. 
Главная проблема ребенка в детском доме, в том числе и в церковном, – то, что он растет вне семьи. Поэтому задачей церковного попечения о таких детях должно быть регулярное пребывания ребенка в семейной обстановке хотя бы в виде гостевого режима. Но предпочтительнее, конечно, усыновление или другие формы устройства в приемную семью.
5. Церковь имеет попечение и о детях-сиротах, пребывающих в государственной интернатной системе. В отношении государственных интернатных учреждений следует иметь в виду, что они практически не справляются с задачами воспитания, в частности, с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Детям, выросшим в детских домах несемейного типа, бывает трудно устроиться в жизни, большинство из них не могут создать семью. 
5.1. При окормлении государственных детских домов необходимо учитывать, что очень многое в укладе жизни там не соответствует тому образу жизни, которому детей учат в Церкви, из-за чего церковная жизнь детей чаще всего имеет формальный характер и практически никак не сказывается на их повседневном поведении и нравственном выборе. Необходимо, налаживая конструктивные доброжелательные отношения с администрацией детских домов, вести пастырскую работу с персоналом, способствовать созданию в них атмосферы христианской жертвенной любви. 
Приходской общине, которая желает оказывать помощь государственному детскому дому и придать этой деятельности системный и стабильный характер, следует заключить с этим учреждением договор о сотрудничестве. Такой договор предусматривает посещение детьми храма, служение в детском доме волонтеров-прихожан, участие детей в мероприятиях, организованных общиной в детском доме, или выездных (молебны на начало и конец учебного года, праздничные мероприятия к Рождеству и Пасхе в самом учреждении, посещение храма, паломнические поездки).
В деле церковного просвещения и воспитания сирот из госучреждений и разовые акции, и тем более систематические  мероприятия – это уже благое дело. Но наиболее полноценная,  реальная помощь ребенку в государственных детских домов возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой попечитель помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Попечителю не следует прерывать связь с воспитанником и по его выходе из детского дома. Ведь именно такая связь с человеком, имеющим живой церковный опыт, – самый  верный способ укрепить ребенка в вере. Поэтому здесь очень важно постоянство: установить связь между ребенком и попечителем возможно лишь при регулярном общении. Этим значимым взрослым может стать восприемник ребенка. Крестных родителей нужно тщательно подбирать и ориентировать на то, чтобы они затем сопровождали ребенка всю жизнь. Если же дети уже крещены, а крестные неизвестны, попечителем может стать надежный доброволец-прихожанин.
Необходимо, чтобы при крещении ребенка в детском доме сведения об этом заносились в его личное дело с целью избежать в дальнейшем неясности с тем, крещен ли ребенок. Следует разъяснять важность информации о том, крещен ли ребенок, персоналу детского дома.
Детям, живущем в нецерковном воспитательном учреждении, нужно показать пример иных отношений – семейных и в церковной общине. Для этого самое лучшее – приводить детей из детского дома в приходской храм, делать их участниками событий в жизни прихода, брать в гости, на выходные, на каникулы. В этом плане приглашение детей из детского дома в приходской храм на праздники Рождества и Пасхи предпочтительнее праздничных концертов в самом детском доме. Также весьма важны сопровождение выпускников детского дома, содействие в поиске работы, поддержка в учебе, правовая помощь, в частности, в получении жилья. К такой помощи также необходимо привлекать добровольцев из числа прихожан храма, окормляющего детский дом.
При подготовке детей из детского дома к посещению богослужения и причащению достаточной будет беседа о смысле богослужения и Таинства накануне посещения храма. Требования к соблюдению поста для детей из государственного детского должны быть минимальными, поскольку поститься ребенку в этих условиях очень трудно (см. указания документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года).
Приюты, организованные при монастырях, должны иметь свой внутренний устав (отличный от монастырского устава), однако является естественным, чтобы и дети, и сотрудники таких воспитательных учреждений регулярно участвовали в церковной жизни.
5.2. Свою специфику имеет окормление сирот-инвалидов в госучреждениях. Тут всегда существует нужда в материальной помощи: предметах ухода, реабилитационной технике и т. п. и Волонтерская помощь необходима и в организации развивающих занятий с такими детьми, прогулках, посещении храма. Служение детям с нарушениями развития, живущим в детских домах, самым беспомощным и обделенным из всех, вызывает живой отклик у приходской молодежи, и это служение церковной общине следует поддерживать и всемерно развивать.
Целесообразно привлекать прихожан к установлению внешней опеки над детьми в государственных интернатах для инвалидов (там, где подобное предусмотрено законодательством). Эта форма попечения помогает более эффективно защищать права таких детей на развитие, реабилитацию, образование, качественное лечение, а также сопровождать их при переходе в учреждение для взрослых (психоневрологический интернат).
6. В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, которые приняли на воспитание ребенка.
Принимая к себе ребенка, семья решается на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить семью и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и зачастую в материальной или иной помощи со стороны прихода.
6.1. В разных государствах существуют различные с юридической и практической точки зрения формы устройства ребенка в семью. Священнику, окормляющему семью с приемным ребенком, следует иметь о них представление. 
Он должен также рассказать членам семьи, которая выразила желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к усыновлению, а именно:
- нежелание одного из членов семьи принимать ребенка; 
- недостаточная обеспеченность семьи;
- нежелание ребенка идти именно в эту семью;
- для детей из церковных детских домов – нецерковность потенциальных усыновителей;
- излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;
- представление о том, что приемный ребенок может заменить умершего,
- монашество усыновителей.
Нежелательно усыновление одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной – мальчика. Усыновление в неполную семью в любом случае более трудная задача, и одинокий усыновитель столкнется с гораздо большими трудностями, чем семейная пара. Значительные риски существуют и при усыновлении подростка, особенно когда в семье есть подросток противоположного пола.
Потенциальным приемным родителям обязательно нужно объяснять, что при усыновлении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот). 
От будущих усыновителей потребуется готовность ради приемного ребенка в той или иной степени изменить уклад жизни и свои привычки. Чтобы принять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматичным опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям.
Желательно, чтобы процесс вхождения приемного ребенка в семью происходил постепенно: знакомство, гостевой режим и только потом окончательное решение. Прежде чем принять ребенка в семью, будущие родители должны получить и осознать всю имеющуюся информацию об особенностях его здоровья и развития, а также о том, кто были его кровные родители и какие у них имелись проблемы. Это позволит принять взвешенное решение и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
6.2. Для приемной семьи существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и особое внимание со стороны семейного духовника. Духовник должен быть доступен такой семье постоянно, в том числе у приемных родителей всегда должна быть возможность безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.
Священнику и прихожанам необходимо учитывать, что во время богослужения поведение приемного ребенка, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту, гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть более мягкими.
6.3. Полезно организовывать общение приемных семей на приходе или в благочинии между собой, чтобы усыновители могли обсудить свои проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды приемных родителей без детей на двух- трехдневные интенсивные семинары со специалистами и душепопечителями.
Нужно позаботиться о том, чтобы приемная семья получала поддержку специалистов: психолога, социального педагога и специалиста по социальной работе, компетентных в вопросах усыновления.
Для семей, планирующих принять к себе ребенка, целесообразно открывать православные школы приемных родителей. Желательно, чтобы такая работа велась в каждой епархии. Обучение в православной школе приемных родителей должно наряду с соблюдением государственных стандартов подобной подготовки включать беседы со священниками и встречи с опытными православными приемными родителями. 
На базе школ приемных родителей возможно создавать центры сопровождения приемной семьи, где приемные родители могли бы получить консультацию юриста, православного психолога, социального педагога. Важно, чтобы о таких центрах знали не только семьи, но и священники и могли бы своевременно направлять приемных родителей за помощью.
Поскольку сопровождение приемной семьи требует специальных знаний, желательно на епархиальном уровне организовать для духовенства краткие курсы по ознакомлению с проблемой, привлекая к преподаванию  светских специалистов по вопросам усыновления.
7. Необходимо предпринимать усилия по профилактике социального сиротства: отказов от детей или необоснованного изъятия детей из семьи органами опеки. Работа с родной семьей, помощь ей, если она оказалась в трудной ситуации, сопровождение ее силами прихожан-добровольцев и специалистов, духовная поддержка и наставление со стороны священника чрезвычайно важны.
7.1. Церковь должна участвовать в профилактике отказов от новорожденных в роддомах, при этом нужно оказывать находящимся в трудной жизненной ситуации беременным и молодым матерям материальную, социальную, психологическую и духовную помощь. Эту задачу должны решать церковные кризисные центры помощи одиноким матерям. Такие центры желательно иметь в каждой епархии.
7.2. В случае изъятия ребенка из родной семьи необходимо проводить с ней социально-реабилитационную работу, направленную на ее восстановление и оздоровление с целью вернуть ребенка кровным родителям. Здесь следует работать в сотрудничестве с государственными институтами опеки и попечительства, проводя среди них разъяснение важности сохранения и защиты интересов семьи в целом. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.
Специалистам церковных социальных учреждений следует помогать проблемным родителям найти работу, сопровождать их по государственным инстанциям, помогать в оформлении документов. Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся под угрозой изъятия детей, нужно оказывать силами приходов помощь вещами, продуктами и медикаментами. 
7.3. Особый случай – это профилактика отказов от детей-инвалидов. В медицинских и образовательных учреждениях родителей детей-инвалидов на протяжении жизни неоднократно убеждают отказаться от ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь в лице священников, социальных работников, добровольцев должна быть рядом и предложить семье всестороннюю помощь, чтобы предотвратить отказ от ребенка. Представители Церкви должны знать контакты светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы направить туда семьи за помощью. Родителям ребенка-инвалида необходимо содействовать в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. В случае распада семьи нужно оказывать родителю, взявшему на себя попечение о ребенке с инвалидностью, всемерную поддержку в воспитании и образовании ребенка.
Необходимо также организовывать на приходах различные формы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- регулярную бытовую и социальную помощь;
- группы дневного пребывания (детские сады) для детей-инвалидов;
- семейные клубы, объединяющие семьи с детьми-инвалидами;
- досуговые мероприятия и лагеря летнего отдыха;
- защищенные рабочие места и творческие мастерские;
- тренировочные квартиры (где молодые инвалиды пробуют жить самостоятельно и обучаются навыкам домоводства) или дома сопровождаемого проживания.
Все формы помощи кризисным семьям должны служить воспитанию в родителях и детях духа христианской любви, единства и взаимопомощи.

 

11 ноября 2016 г. 13:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00