выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Документы
11 ноября 2016 г. 13:10
версия для печати версия для печати

Принципы осуществления церковной забот о детях-сиротах

 Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

1. Заботу о сиротах ап. Иаков называет проявлением благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27). Сиротство – самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению о сиротах, Священное Писание называет Бога Отцом сирот (Пс. 67, 6 ). 
Церковь всегда проявляла особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. С ранних времен церковной истории это попечение приобрело организованные формы. 
2. В предшествующие исторические периоды причиной сиротства чаще всего становилась смерть родителей в результате войн, болезней и других бедствий. Однако сегодня главными причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные болезни современного общества. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные сироты» – то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными – утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, заботы о детях.
3. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня – признание приоритета семейного воспитания. Согласно утвержденному Синодом Русской Православной Церкви документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую принять ребенка.
Постоянное пребывание ребенка вне семьи, например, в детском доме или интернате, оказывает на его развитие негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви –  основной жизненной потребности человека.
Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом более полноценного личностного развития человека. 
Поэтому главной целью церковной заботы о детях, лишенных родительского попечения, должно стать развитие института приемных семей и усыновления. 
Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, имеющимся церковным детским домам и приютам необходимо развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка. 
4. Признавая приоритет семейного воспитания, Церковь устраивает для тех сирот, которые по тем или иным причинам не нашли приемных родителей, церковные приюты и детские дома. Воспитание в церковных детских домах и приютах, строясь на фундаменте веры и нравственности, должно готовить детей к жизни в обществе. Детям, воспитывающимся в церковном учреждении, следует давать адекватное представление о возможности создания семьи, обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию. 
Главная проблема ребенка в детском доме, в том числе и в церковном, – то, что он растет вне семьи. Поэтому задачей церковного попечения о таких детях должно быть регулярное пребывания ребенка в семейной обстановке хотя бы в виде гостевого режима. Но предпочтительнее, конечно, усыновление или другие формы устройства в приемную семью.
5. Церковь имеет попечение и о детях-сиротах, пребывающих в государственной интернатной системе. В отношении государственных интернатных учреждений следует иметь в виду, что они практически не справляются с задачами воспитания, в частности, с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Детям, выросшим в детских домах несемейного типа, бывает трудно устроиться в жизни, большинство из них не могут создать семью. 
5.1. При окормлении государственных детских домов необходимо учитывать, что очень многое в укладе жизни там не соответствует тому образу жизни, которому детей учат в Церкви, из-за чего церковная жизнь детей чаще всего имеет формальный характер и практически никак не сказывается на их повседневном поведении и нравственном выборе. Необходимо, налаживая конструктивные доброжелательные отношения с администрацией детских домов, вести пастырскую работу с персоналом, способствовать созданию в них атмосферы христианской жертвенной любви. 
Приходской общине, которая желает оказывать помощь государственному детскому дому и придать этой деятельности системный и стабильный характер, следует заключить с этим учреждением договор о сотрудничестве. Такой договор предусматривает посещение детьми храма, служение в детском доме волонтеров-прихожан, участие детей в мероприятиях, организованных общиной в детском доме, или выездных (молебны на начало и конец учебного года, праздничные мероприятия к Рождеству и Пасхе в самом учреждении, посещение храма, паломнические поездки).
В деле церковного просвещения и воспитания сирот из госучреждений и разовые акции, и тем более систематические  мероприятия – это уже благое дело. Но наиболее полноценная,  реальная помощь ребенку в государственных детских домов возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой попечитель помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Попечителю не следует прерывать связь с воспитанником и по его выходе из детского дома. Ведь именно такая связь с человеком, имеющим живой церковный опыт, – самый  верный способ укрепить ребенка в вере. Поэтому здесь очень важно постоянство: установить связь между ребенком и попечителем возможно лишь при регулярном общении. Этим значимым взрослым может стать восприемник ребенка. Крестных родителей нужно тщательно подбирать и ориентировать на то, чтобы они затем сопровождали ребенка всю жизнь. Если же дети уже крещены, а крестные неизвестны, попечителем может стать надежный доброволец-прихожанин.
Необходимо, чтобы при крещении ребенка в детском доме сведения об этом заносились в его личное дело с целью избежать в дальнейшем неясности с тем, крещен ли ребенок. Следует разъяснять важность информации о том, крещен ли ребенок, персоналу детского дома.
Детям, живущем в нецерковном воспитательном учреждении, нужно показать пример иных отношений – семейных и в церковной общине. Для этого самое лучшее – приводить детей из детского дома в приходской храм, делать их участниками событий в жизни прихода, брать в гости, на выходные, на каникулы. В этом плане приглашение детей из детского дома в приходской храм на праздники Рождества и Пасхи предпочтительнее праздничных концертов в самом детском доме. Также весьма важны сопровождение выпускников детского дома, содействие в поиске работы, поддержка в учебе, правовая помощь, в частности, в получении жилья. К такой помощи также необходимо привлекать добровольцев из числа прихожан храма, окормляющего детский дом.
При подготовке детей из детского дома к посещению богослужения и причащению достаточной будет беседа о смысле богослужения и Таинства накануне посещения храма. Требования к соблюдению поста для детей из государственного детского должны быть минимальными, поскольку поститься ребенку в этих условиях очень трудно (см. указания документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года).
Приюты, организованные при монастырях, должны иметь свой внутренний устав (отличный от монастырского устава), однако является естественным, чтобы и дети, и сотрудники таких воспитательных учреждений регулярно участвовали в церковной жизни.
5.2. Свою специфику имеет окормление сирот-инвалидов в госучреждениях. Тут всегда существует нужда в материальной помощи: предметах ухода, реабилитационной технике и т. п. и Волонтерская помощь необходима и в организации развивающих занятий с такими детьми, прогулках, посещении храма. Служение детям с нарушениями развития, живущим в детских домах, самым беспомощным и обделенным из всех, вызывает живой отклик у приходской молодежи, и это служение церковной общине следует поддерживать и всемерно развивать.
Целесообразно привлекать прихожан к установлению внешней опеки над детьми в государственных интернатах для инвалидов (там, где подобное предусмотрено законодательством). Эта форма попечения помогает более эффективно защищать права таких детей на развитие, реабилитацию, образование, качественное лечение, а также сопровождать их при переходе в учреждение для взрослых (психоневрологический интернат).
6. В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, которые приняли на воспитание ребенка.
Принимая к себе ребенка, семья решается на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить семью и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и зачастую в материальной или иной помощи со стороны прихода.
6.1. В разных государствах существуют различные с юридической и практической точки зрения формы устройства ребенка в семью. Священнику, окормляющему семью с приемным ребенком, следует иметь о них представление. 
Он должен также рассказать членам семьи, которая выразила желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к усыновлению, а именно:
- нежелание одного из членов семьи принимать ребенка; 
- недостаточная обеспеченность семьи;
- нежелание ребенка идти именно в эту семью;
- для детей из церковных детских домов – нецерковность потенциальных усыновителей;
- излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;
- представление о том, что приемный ребенок может заменить умершего,
- монашество усыновителей.
Нежелательно усыновление одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной – мальчика. Усыновление в неполную семью в любом случае более трудная задача, и одинокий усыновитель столкнется с гораздо большими трудностями, чем семейная пара. Значительные риски существуют и при усыновлении подростка, особенно когда в семье есть подросток противоположного пола.
Потенциальным приемным родителям обязательно нужно объяснять, что при усыновлении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот). 
От будущих усыновителей потребуется готовность ради приемного ребенка в той или иной степени изменить уклад жизни и свои привычки. Чтобы принять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматичным опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям.
Желательно, чтобы процесс вхождения приемного ребенка в семью происходил постепенно: знакомство, гостевой режим и только потом окончательное решение. Прежде чем принять ребенка в семью, будущие родители должны получить и осознать всю имеющуюся информацию об особенностях его здоровья и развития, а также о том, кто были его кровные родители и какие у них имелись проблемы. Это позволит принять взвешенное решение и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
6.2. Для приемной семьи существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и особое внимание со стороны семейного духовника. Духовник должен быть доступен такой семье постоянно, в том числе у приемных родителей всегда должна быть возможность безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.
Священнику и прихожанам необходимо учитывать, что во время богослужения поведение приемного ребенка, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту, гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть более мягкими.
6.3. Полезно организовывать общение приемных семей на приходе или в благочинии между собой, чтобы усыновители могли обсудить свои проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды приемных родителей без детей на двух- трехдневные интенсивные семинары со специалистами и душепопечителями.
Нужно позаботиться о том, чтобы приемная семья получала поддержку специалистов: психолога, социального педагога и специалиста по социальной работе, компетентных в вопросах усыновления.
Для семей, планирующих принять к себе ребенка, целесообразно открывать православные школы приемных родителей. Желательно, чтобы такая работа велась в каждой епархии. Обучение в православной школе приемных родителей должно наряду с соблюдением государственных стандартов подобной подготовки включать беседы со священниками и встречи с опытными православными приемными родителями. 
На базе школ приемных родителей возможно создавать центры сопровождения приемной семьи, где приемные родители могли бы получить консультацию юриста, православного психолога, социального педагога. Важно, чтобы о таких центрах знали не только семьи, но и священники и могли бы своевременно направлять приемных родителей за помощью.
Поскольку сопровождение приемной семьи требует специальных знаний, желательно на епархиальном уровне организовать для духовенства краткие курсы по ознакомлению с проблемой, привлекая к преподаванию  светских специалистов по вопросам усыновления.
7. Необходимо предпринимать усилия по профилактике социального сиротства: отказов от детей или необоснованного изъятия детей из семьи органами опеки. Работа с родной семьей, помощь ей, если она оказалась в трудной ситуации, сопровождение ее силами прихожан-добровольцев и специалистов, духовная поддержка и наставление со стороны священника чрезвычайно важны.
7.1. Церковь должна участвовать в профилактике отказов от новорожденных в роддомах, при этом нужно оказывать находящимся в трудной жизненной ситуации беременным и молодым матерям материальную, социальную, психологическую и духовную помощь. Эту задачу должны решать церковные кризисные центры помощи одиноким матерям. Такие центры желательно иметь в каждой епархии.
7.2. В случае изъятия ребенка из родной семьи необходимо проводить с ней социально-реабилитационную работу, направленную на ее восстановление и оздоровление с целью вернуть ребенка кровным родителям. Здесь следует работать в сотрудничестве с государственными институтами опеки и попечительства, проводя среди них разъяснение важности сохранения и защиты интересов семьи в целом. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.
Специалистам церковных социальных учреждений следует помогать проблемным родителям найти работу, сопровождать их по государственным инстанциям, помогать в оформлении документов. Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся под угрозой изъятия детей, нужно оказывать силами приходов помощь вещами, продуктами и медикаментами. 
7.3. Особый случай – это профилактика отказов от детей-инвалидов. В медицинских и образовательных учреждениях родителей детей-инвалидов на протяжении жизни неоднократно убеждают отказаться от ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь в лице священников, социальных работников, добровольцев должна быть рядом и предложить семье всестороннюю помощь, чтобы предотвратить отказ от ребенка. Представители Церкви должны знать контакты светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы направить туда семьи за помощью. Родителям ребенка-инвалида необходимо содействовать в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. В случае распада семьи нужно оказывать родителю, взявшему на себя попечение о ребенке с инвалидностью, всемерную поддержку в воспитании и образовании ребенка.
Необходимо также организовывать на приходах различные формы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- регулярную бытовую и социальную помощь;
- группы дневного пребывания (детские сады) для детей-инвалидов;
- семейные клубы, объединяющие семьи с детьми-инвалидами;
- досуговые мероприятия и лагеря летнего отдыха;
- защищенные рабочие места и творческие мастерские;
- тренировочные квартиры (где молодые инвалиды пробуют жить самостоятельно и обучаются навыкам домоводства) или дома сопровождаемого проживания.
Все формы помощи кризисным семьям должны служить воспитанию в родителях и детях духа христианской любви, единства и взаимопомощи.
Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах 
Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.
1. Заботу о сиротах ап. Иаков называет проявлением благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27). Сиротство – самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению о сиротах, Священное Писание называет Бога Отцом сирот (Пс. 67, 6 ). 
Церковь всегда проявляла особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. С ранних времен церковной истории это попечение приобрело организованные формы. 
2. В предшествующие исторические периоды причиной сиротства чаще всего становилась смерть родителей в результате войн, болезней и других бедствий. Однако сегодня главными причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные болезни современного общества. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные сироты» – то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными – утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, заботы о детях.
3. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня – признание приоритета семейного воспитания. Согласно утвержденному Синодом Русской Православной Церкви документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую принять ребенка.
Постоянное пребывание ребенка вне семьи, например, в детском доме или интернате, оказывает на его развитие негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви –  основной жизненной потребности человека.
Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом более полноценного личностного развития человека. 
Поэтому главной целью церковной заботы о детях, лишенных родительского попечения, должно стать развитие института приемных семей и усыновления. 
Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, имеющимся церковным детским домам и приютам необходимо развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка. 
4. Признавая приоритет семейного воспитания, Церковь устраивает для тех сирот, которые по тем или иным причинам не нашли приемных родителей, церковные приюты и детские дома. Воспитание в церковных детских домах и приютах, строясь на фундаменте веры и нравственности, должно готовить детей к жизни в обществе. Детям, воспитывающимся в церковном учреждении, следует давать адекватное представление о возможности создания семьи, обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию. 
Главная проблема ребенка в детском доме, в том числе и в церковном, – то, что он растет вне семьи. Поэтому задачей церковного попечения о таких детях должно быть регулярное пребывания ребенка в семейной обстановке хотя бы в виде гостевого режима. Но предпочтительнее, конечно, усыновление или другие формы устройства в приемную семью.
5. Церковь имеет попечение и о детях-сиротах, пребывающих в государственной интернатной системе. В отношении государственных интернатных учреждений следует иметь в виду, что они практически не справляются с задачами воспитания, в частности, с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Детям, выросшим в детских домах несемейного типа, бывает трудно устроиться в жизни, большинство из них не могут создать семью. 
5.1. При окормлении государственных детских домов необходимо учитывать, что очень многое в укладе жизни там не соответствует тому образу жизни, которому детей учат в Церкви, из-за чего церковная жизнь детей чаще всего имеет формальный характер и практически никак не сказывается на их повседневном поведении и нравственном выборе. Необходимо, налаживая конструктивные доброжелательные отношения с администрацией детских домов, вести пастырскую работу с персоналом, способствовать созданию в них атмосферы христианской жертвенной любви. 
Приходской общине, которая желает оказывать помощь государственному детскому дому и придать этой деятельности системный и стабильный характер, следует заключить с этим учреждением договор о сотрудничестве. Такой договор предусматривает посещение детьми храма, служение в детском доме волонтеров-прихожан, участие детей в мероприятиях, организованных общиной в детском доме, или выездных (молебны на начало и конец учебного года, праздничные мероприятия к Рождеству и Пасхе в самом учреждении, посещение храма, паломнические поездки).
В деле церковного просвещения и воспитания сирот из госучреждений и разовые акции, и тем более систематические  мероприятия – это уже благое дело. Но наиболее полноценная,  реальная помощь ребенку в государственных детских домов возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой попечитель помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Попечителю не следует прерывать связь с воспитанником и по его выходе из детского дома. Ведь именно такая связь с человеком, имеющим живой церковный опыт, – самый  верный способ укрепить ребенка в вере. Поэтому здесь очень важно постоянство: установить связь между ребенком и попечителем возможно лишь при регулярном общении. Этим значимым взрослым может стать восприемник ребенка. Крестных родителей нужно тщательно подбирать и ориентировать на то, чтобы они затем сопровождали ребенка всю жизнь. Если же дети уже крещены, а крестные неизвестны, попечителем может стать надежный доброволец-прихожанин.
Необходимо, чтобы при крещении ребенка в детском доме сведения об этом заносились в его личное дело с целью избежать в дальнейшем неясности с тем, крещен ли ребенок. Следует разъяснять важность информации о том, крещен ли ребенок, персоналу детского дома.
Детям, живущем в нецерковном воспитательном учреждении, нужно показать пример иных отношений – семейных и в церковной общине. Для этого самое лучшее – приводить детей из детского дома в приходской храм, делать их участниками событий в жизни прихода, брать в гости, на выходные, на каникулы. В этом плане приглашение детей из детского дома в приходской храм на праздники Рождества и Пасхи предпочтительнее праздничных концертов в самом детском доме. Также весьма важны сопровождение выпускников детского дома, содействие в поиске работы, поддержка в учебе, правовая помощь, в частности, в получении жилья. К такой помощи также необходимо привлекать добровольцев из числа прихожан храма, окормляющего детский дом.
При подготовке детей из детского дома к посещению богослужения и причащению достаточной будет беседа о смысле богослужения и Таинства накануне посещения храма. Требования к соблюдению поста для детей из государственного детского должны быть минимальными, поскольку поститься ребенку в этих условиях очень трудно (см. указания документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года).
Приюты, организованные при монастырях, должны иметь свой внутренний устав (отличный от монастырского устава), однако является естественным, чтобы и дети, и сотрудники таких воспитательных учреждений регулярно участвовали в церковной жизни.
5.2. Свою специфику имеет окормление сирот-инвалидов в госучреждениях. Тут всегда существует нужда в материальной помощи: предметах ухода, реабилитационной технике и т. п. и Волонтерская помощь необходима и в организации развивающих занятий с такими детьми, прогулках, посещении храма. Служение детям с нарушениями развития, живущим в детских домах, самым беспомощным и обделенным из всех, вызывает живой отклик у приходской молодежи, и это служение церковной общине следует поддерживать и всемерно развивать.
Целесообразно привлекать прихожан к установлению внешней опеки над детьми в государственных интернатах для инвалидов (там, где подобное предусмотрено законодательством). Эта форма попечения помогает более эффективно защищать права таких детей на развитие, реабилитацию, образование, качественное лечение, а также сопровождать их при переходе в учреждение для взрослых (психоневрологический интернат).
6. В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, которые приняли на воспитание ребенка.
Принимая к себе ребенка, семья решается на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить семью и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и зачастую в материальной или иной помощи со стороны прихода.
6.1. В разных государствах существуют различные с юридической и практической точки зрения формы устройства ребенка в семью. Священнику, окормляющему семью с приемным ребенком, следует иметь о них представление. 
Он должен также рассказать членам семьи, которая выразила желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к усыновлению, а именно:
- нежелание одного из членов семьи принимать ребенка; 
- недостаточная обеспеченность семьи;
- нежелание ребенка идти именно в эту семью;
- для детей из церковных детских домов – нецерковность потенциальных усыновителей;
- излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;
- представление о том, что приемный ребенок может заменить умершего,
- монашество усыновителей.
Нежелательно усыновление одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной – мальчика. Усыновление в неполную семью в любом случае более трудная задача, и одинокий усыновитель столкнется с гораздо большими трудностями, чем семейная пара. Значительные риски существуют и при усыновлении подростка, особенно когда в семье есть подросток противоположного пола.
Потенциальным приемным родителям обязательно нужно объяснять, что при усыновлении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот). 
От будущих усыновителей потребуется готовность ради приемного ребенка в той или иной степени изменить уклад жизни и свои привычки. Чтобы принять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматичным опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям.
Желательно, чтобы процесс вхождения приемного ребенка в семью происходил постепенно: знакомство, гостевой режим и только потом окончательное решение. Прежде чем принять ребенка в семью, будущие родители должны получить и осознать всю имеющуюся информацию об особенностях его здоровья и развития, а также о том, кто были его кровные родители и какие у них имелись проблемы. Это позволит принять взвешенное решение и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
6.2. Для приемной семьи существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и особое внимание со стороны семейного духовника. Духовник должен быть доступен такой семье постоянно, в том числе у приемных родителей всегда должна быть возможность безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.
Священнику и прихожанам необходимо учитывать, что во время богослужения поведение приемного ребенка, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту, гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть более мягкими.
6.3. Полезно организовывать общение приемных семей на приходе или в благочинии между собой, чтобы усыновители могли обсудить свои проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды приемных родителей без детей на двух- трехдневные интенсивные семинары со специалистами и душепопечителями.
Нужно позаботиться о том, чтобы приемная семья получала поддержку специалистов: психолога, социального педагога и специалиста по социальной работе, компетентных в вопросах усыновления.
Для семей, планирующих принять к себе ребенка, целесообразно открывать православные школы приемных родителей. Желательно, чтобы такая работа велась в каждой епархии. Обучение в православной школе приемных родителей должно наряду с соблюдением государственных стандартов подобной подготовки включать беседы со священниками и встречи с опытными православными приемными родителями. 
На базе школ приемных родителей возможно создавать центры сопровождения приемной семьи, где приемные родители могли бы получить консультацию юриста, православного психолога, социального педагога. Важно, чтобы о таких центрах знали не только семьи, но и священники и могли бы своевременно направлять приемных родителей за помощью.
Поскольку сопровождение приемной семьи требует специальных знаний, желательно на епархиальном уровне организовать для духовенства краткие курсы по ознакомлению с проблемой, привлекая к преподаванию  светских специалистов по вопросам усыновления.
7. Необходимо предпринимать усилия по профилактике социального сиротства: отказов от детей или необоснованного изъятия детей из семьи органами опеки. Работа с родной семьей, помощь ей, если она оказалась в трудной ситуации, сопровождение ее силами прихожан-добровольцев и специалистов, духовная поддержка и наставление со стороны священника чрезвычайно важны.
7.1. Церковь должна участвовать в профилактике отказов от новорожденных в роддомах, при этом нужно оказывать находящимся в трудной жизненной ситуации беременным и молодым матерям материальную, социальную, психологическую и духовную помощь. Эту задачу должны решать церковные кризисные центры помощи одиноким матерям. Такие центры желательно иметь в каждой епархии.
7.2. В случае изъятия ребенка из родной семьи необходимо проводить с ней социально-реабилитационную работу, направленную на ее восстановление и оздоровление с целью вернуть ребенка кровным родителям. Здесь следует работать в сотрудничестве с государственными институтами опеки и попечительства, проводя среди них разъяснение важности сохранения и защиты интересов семьи в целом. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.
Специалистам церковных социальных учреждений следует помогать проблемным родителям найти работу, сопровождать их по государственным инстанциям, помогать в оформлении документов. Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся под угрозой изъятия детей, нужно оказывать силами приходов помощь вещами, продуктами и медикаментами. 
7.3. Особый случай – это профилактика отказов от детей-инвалидов. В медицинских и образовательных учреждениях родителей детей-инвалидов на протяжении жизни неоднократно убеждают отказаться от ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь в лице священников, социальных работников, добровольцев должна быть рядом и предложить семье всестороннюю помощь, чтобы предотвратить отказ от ребенка. Представители Церкви должны знать контакты светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы направить туда семьи за помощью. Родителям ребенка-инвалида необходимо содействовать в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. В случае распада семьи нужно оказывать родителю, взявшему на себя попечение о ребенке с инвалидностью, всемерную поддержку в воспитании и образовании ребенка.
Необходимо также организовывать на приходах различные формы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- регулярную бытовую и социальную помощь;
- группы дневного пребывания (детские сады) для детей-инвалидов;
- семейные клубы, объединяющие семьи с детьми-инвалидами;
- досуговые мероприятия и лагеря летнего отдыха;
- защищенные рабочие места и творческие мастерские;
- тренировочные квартиры (где молодые инвалиды пробуют жить самостоятельно и обучаются навыкам домоводства) или дома сопровождаемого проживания.
Все формы помощи кризисным семьям должны служить воспитанию в родителях и детях духа христианской любви, единства и взаимопомощи.

 

11 ноября 2016 г. 13:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00