выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
История
Конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст».
24 сентября 2018 г. 18:09
версия для печати версия для печати

В Москве открылась Международная конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст»

Первый день конференции прошел в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С одним из докладов выступил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он отметил, что «Евангелие от Матфея» нередко называют «Евангелием Церкви». Одна из причин этого в том, что «оно пользовалось значительно большей известностью, чем Евангелия от Марка и Луки» и привлекало наибольшее внимание толкователей библейских текстов. «В начале II века на него уже ссылался Игнатий Богоносец, а в первой половине III века Ориген написал на него полный комментарий. В IV веке полный комментарий на него составил также Иоан Златоуст. Не удивительно, что в Новое время, в эпоху становления академической новозаветной библеистики, это Евангелие стало предметом дискуссий»,- отметил докладчик.

В своем докладе митрополит Иларион назвал и оценил те противоречия в оценке происхождения, датировке и содержания Евангелия от Матфея, которые существуют между церковной традицией и современной библейской наукой. В первой части выступления митрополит Иларион описал образ автора Евангелия от Матфея, который может быть воссоздан на основе самого евангельского текста. А во второй части -подробно рассмотрел свидетельства о возникновении Евангелия от Матфея, которое можно почерпнуть из Предания Церкви и проанализировал их с позиций критерия теологической обусловленности.

С докладами также выступили Ричард Берридж (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания), «Матфей и евангелие как жанр:критический обзор работ последних 25 лет, 1993-2018гг.», и Меган Уорнер (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания) «Я пришел не отменить, но выполнить»(Мф.5). После чего состоялась научная дискуссия, а затем круглый стол на тему «Основные богословские темы Евангелия от Матфея».

На конференции будет представлено еще 13 докладов ведущих специалистов по Новому Завету из США (Университеты Эмори, Дьюка и Мерсера), Великобритании (Оксфордский и Кембриджский университеты), Германии (Университет Тюбенгема) и Австралии (Университет Мёрдока). Конференция проходит на английском языке и продлится до 28 сентября. Программа здесь.

Справка.

Заседания 24 и 28 сентября проходят в ОЦАД (Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1, конференц-зал); заседания 25 сентября — в ВШЭ (Москва, ул. Мясницкая, 11, ауд. 518); заседания 26 сентября — в ВШЭ (Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1, ауд. 204, зал заседаний ученого совета ФГН).

 

24 сентября 2018 г. 18:09
Ключевые слова: богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи