выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
История
2 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Из архива ЖМП, 1946 г.: "Наши задачи в священном труде реставрации храма и создании нового в иконописи"

ЖМП, № 12, 1946

К счастью, минуло тяжелое время, когда враг человечества пытался столкнуть в могилу то, чему от создания мира предопределено быть бессмертным, погасить свет, который не может померкнуть, даже если бы и солнце померкло, — свет Правды Божией. «Вси языцы» с помощью Божией, силой братского единения, столкнули в могилу того, кто рыл ее для других, для носителей этой Правды. Но какие жертвы были принесены для этого человечеством! Сколько здоровья, жизней и времени, сколько средств и сил было затрачено для этого подвига! Праведный Господь Бог не взыщет за то, что, держа меч защиты святыни, мы не могли в тяжкий час смертельной борьбы восстановить разрушенные или поруганные врагом наши храмы. Только теперь, под небом, не омраченным сатанинскими налетами, сеявшими смерть и слезы, только теперь, вложивши меч в ножны, мы с той же Божией помощью можем спокойно отдаться труду по восстановлению храмов Господних.

Реставрация, восстановление Дома Божия в подобающем его назначению, в достойном его служению виде — задача ответственная и большая для каждого верующего. Она близка, родственна его душе, полной любви сына к Дому Отца. Эта любовь рождена беспредельной любовью к Тому, Кто Сам, возлюбив человека, послал на землю Сына Своего Единородного пострадать и умереть ради спасения человека, ради избавления его от смерти во имя славного Воскресения. Слабые наши силы тщатся неудержимо выявить свою веру и благодарность в непрестанном славословий Божественной Троицы и Приснодевы Марии, в благоговейном поклонении тем, кто своей жизнию во Христе удостоен быть в светлом сонме посредников и ходатаев между греховной землей и Пресветлым Престолом. Это славословие выражается во всех, приличествующих предмету деяниях, куда можно и должно отнести и область иконописания, в основу которого положено явление Нерукотворенного Спаса.

Отсюда ясны задачи наши в священном труде реставрации храма и создании нового в иконописи.

Если мы обратимся к нашим историческим образцам, к иконам и церковным настенным картинам, созданным великими, прославленными мастерами — от Рублева до В. Васнецова и других, то мы не преминем согласиться с преданием о том, что эти славные создания явились результатом не только богодарованного таланта, но священного восторга, просветленного истинной верой в Великого Творца всех дарований в процессе самой работы.

Предание утверждает, что великий смиренный инок Рублев, перед тем как приняться за выполнение возникшей в разуме и в сердце иконы, простаивал ночи коленопреклоненным в молитве, как бы поведая прежде всего Господу свои планы, прося Его милосердного разрешения на исполнение задуманного, и, только прияв благословение на это Отца Небесного, принимался за покорное сыновнее выполнение священной, достойной его веры работы. Иконопись Рублева была его подвигом, радостно принятым на укрепленные Богом слабые человеческие рамена.

Вот отчего, созерцая работу Рублева, его ученики и братья по обители говорили: «Истинно — сам ангел пишет его рукой!».

И правда — откуда явилась в древние времена, когда у нас на Руси не было ни школ, ни теперешних студий, откуда эта изысканность, грация линий, переливы сверкающих красок, нетускнеющих сотни лет, чему дивятся до сих пор все знатоки живописного дела, и наши отечественные и зарубежные, ставя работы Рублева выше известнейших музейных образцов?

И много таких поражающих явлений иконописного гения и в станковой и в настенной церковной живописи: Софийский собор в Киеве, Успенский собор в московском Кремле являют богатство таких непревзойденных художественных творений.

А ряд церквей областных городов? А затерявшиеся часто в глухих уголках необъятной Руси «церковки», сплошь и рядом неожиданно удивляющие и радующие такими великолепными изображениями, написанными неизвестно когда и неизвестно какими, из смиренной скромности не назвавшими себя мастерами? Смотришь, и сила всепобеждающей радости веры вливается в душу освежающей струей благодати, которая, несомненно, веяла и в творившей тогда душе мастера, через разум и сердце управляя рукой иконописца, вверившего все свое дарование, как и собственное свое имя, своему Единому Творцу — Создателю мира.

Знаменитый Виктор Васнецов высказал такую мысль: «Написать образ, олицетворяющий идею веры, неизмеримо труднее» чем написать обыкновенный портрет. В последнем — художник имеет дело с человеком, т. е. с тем же самим собой, только в несущественных деталях несовпадающим с ним. В образе человека доминирует ваше человеческое, в той или иной степени одухотворенное известным настроением этого человека. В образе же, где превалирует божественное начало, а телесная оболочка является лишь исключительно служебной стороной, всецело подчиненной духу, — художнику-иконописцу нужно развоплотиться», проникнуться идеей лицезрения красоты Веры, Надежды и Любви, в чистом их христианском понимании. А для этого сам художник должен всецело проникнуться истинной верой».

Вот немного слов, определивших всю работу великого нашего мастера над воплощением надалтарного образа Богоматери, так неотразимо приковывающего к себе душу каждого, кто переступит порог прекрасного Владимирского собора... Вывод из всего сказанного таков:

— Вдохновение художника при работе по реставрации пусть питается Божией силой, таящейся в великих написанных образцах, чтоб светлой радостью неба сверкали краски в гармонии линий, как это созерцаем мы в гармонии вселенной — создании Великого Творца-Художника.

Д. СВЕТОЗАРОВ

2 сентября 2011 г.
Ключевые слова: иконопись, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00