выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
История
Протопресвитер Александр Шмеман
13 декабря 2013 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон: Память об отце Александре жива

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил послание  вознесшим молитвы во время панихиды 13 декабря  в 30-ю годовщину со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана в храме св. Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке), а также участникам встречи и презентации книги прот. Александра «Литургия смерти и современная культура», которая состоится 15 декабря в Москве.  

 «Наши молитвы за приснопоминаемого отца Александра и публикация еще одной части его богословского наследия свидетельствуют о том, что память об отце Александре жива.

 Характерно, что свой богословский и академический талант он энергично и творчески использовал в служении Церкви. Он был острым критиком тупиков некоторых православных традиций, но без устали свидетельствовал о православной вере как опыте радости и опыте истины, делающей нас свободными» - завявил предстоятель Православной Церкви в Америке.

 «Отец Александр постоянно подчеркивал, что Евангелие начинается с радости и заканчивается радостью.  Пастухи в поле возле Вифлеема слышат слова ангела Господня: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).  Ученики следуют за Господом в Вифанию. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью»  (Лк. 24:51-52), чтобы там ожидать обещанного им Господом  обетования свыше.Источником и вдохновением богословской мысли и учения отца Александра были литургическая жизнь и предание Церкви.  Евхаристия находилась в самом центре его опыта истины и спасительной силы православной веры. Этим опытом он делился со студентами, вдохновляя их на участие в «евхаристическом обновлении» Церкви, которое живо не только в Америке, но во многих частях единой Православной Церкви.

 Когда земной путь отца Александра подходил к концу, было совершено таинство соборования. В соответствующем месте обряда стоявшие у постели услышали ясный и твердый голос отца Александра: «Аминь. Аминь. Аминь».

 И сегодня, в тридцатую годовщину кончины отца Александра, произнесем и мы все вместе: «Аминь. Аминь. Аминь». Живая память об отце Александре — это память о человеке, который жил и умер в уповании воскресения» - говорится в послании Митрополита всея Америки и Канады Тихона.

  Отец Александр — священник и пастырь, богослов и преподаватель литургического богословия; ценитель русской, французской и английской литературы; служитель Церкви и ее миссии в мире, в особенности же служителем Православной Церкви в Америке и ее миссии в Америке.   Изданная недавно в России книга «Литургия смерти и современная культура» -  представляет собой перевод на русский язык лекций о. Александра, прочитанных по-английски. 

13 декабря 2013 г.
Ключевые слова: богословие, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи