выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
История
ЦВ № 13-14 (314-315) июль 2005 /  12 августа 2005 г.
версия для печати версия для печати

Последнее предательство Второй Мировой

Во многих храмах по всему православному миру в конце мая - начале июля поминали жертв трагедии в Лиенце и других лагерях, где находились десятки и сотни тысяч русских, бежавших от мстительной советской власти и рискнувших поднять оружие против Сталина. Британская армия обманом и силой выдавала их войскам "СМЕРШ". Это последняя трагедия войны, развернувшаяся через недели и месяцы после капитуляции Германии.

В 1943 году родилась "вторая волна" русской эмиграции, зажатая в тисках противоборства двух антихристианских режимов. Многим из тех, кто в начале войны оказался брошен родным государством в немецкой оккупации, судьба не оставляла другого выхода. Ибо вслед за Красной армией приходила на бывшие оккупированные территории безжалостная советская власть в лице бесчисленных чекистов и партийных чиновников, грозно вопрошая присмиревшее население: "Как смели жить без нее? Как смели пахать и сеять? Как смели кормить козу и делать запасы на зиму? Как смели дышать одним воздухом с теми, с кем, она, советская власть, воюет? Кто сдавал немцам сало, кормил фашистских захватчиков? Кто тут торговал на базаре? Кто открыл сапожную мастерскую? Кто достал с чердаков иконы, ремонтировал церкви, шил попам рясы, разводил религиозный дурман? Кто служил в горуправах, холуйствовал перед оккупантами, защищал фашистское отребье?" Поэтому, не дожидаясь возвращения "родной" власти, с 1943 года многие русские люди уходили на Запад.

Упорядоченной статистики беженцев немецкие органы эвакуации не вели. Известно, например, что только в период с 25 января по 20 февраля 1943 года при отступлении немцев с Кубани и Северного Кавказа на Украину эвакуировались 312 тысяч человек, включая стариков, женщин и детей. Вместе с семьями с оккупированных территорий выехали сотни представителей технической и гуманитарной интеллигенции.

Разрозненные казачьи части весной-летом 1943 года были сведены в 1-ю казачью кавалерийскую дивизию вермахта, командование которой принял кадровый кавалерист Х. фон Паннвиц. С осени 1943 года казаки фон Паннвица участвовали в боевых действиях на Балканах, сражаясь против партизанских бригад, созданных югославской компартией во главе с И.Тито. С королевскими партизанами (четниками) бригадного генерала Д.Михайловича казаки время от времени вступали в союзные соглашения и неоднократно защищали православных сербов на территории Хорватии от уничтожения хорватскими националистами (усташами).

В феврале 1945 года на базе дивизии был создан 15-й казачий кавалерийский корпус (более 30 тысяч человек), позднее влившийся в состав так называемой "власовской" армии - Вооруженных сил Комитета освобождения народов России. Однако объединение всех частей и соединений власовской армии, разбросанных на большом расстоянии друг от друга, так и не состоялось, и 10-13 мая 1945 года казаки фон Паннвица сдались представителям 8-й британской армии в районе Клагенфурта (Австрия).

Беженцы и казачьи части, отступавшие в 1943 году на Запад вместе с походным атаманом полковником С.В. Павловым, к весне 1944 года достигли Западной Белоруссии, объединившись в передвижное полувоенное поселение Казачий Стан. Вместе с беженцами находились и многочисленные представители духовенства во главе с о. Василием Григорьевым, который был назначен уполномоченным по управлению своеобразной казачьей епархией Новогрудским епископом Афанасием (Мартосом). После гибели полковника С.В. Павлова начальник Главного управления казачьих войск генерал П.Н. Краснов назначил его преемником Т.И. Доманова - донского казака из станицы Мигулинской, бывшего участника Белого движения, подвергавшегося в 20-30-х годах репрессиям со стороны советской власти. Летом 1944 года Казачий Стан переместился в Польшу, а оттуда казаков перевезли в Северную Италию, где в районе Толмеццо возник целый казачий округ. В апреле 1945 года корпус Доманова (более 18 тысяч человек) формально вошел в состав власовской армии. При корпусе находились нестроевые казаки, старики, женщины и дети (всего более 17 тысяч человек; из 2875 детей 569 были младенцами), а в последние недели войны к домановцам присоединились северокавказские добровольцы и беженцы. В начале мая казаки Доманова совершили тяжелый переход из Италии в Австрию и были размещены британским командованием 8-й армии под городом Лиенц.

Весной 1945 года в Европе находились миллионы граждан СССР: около 900 тысяч военнопленных в немецких лагерях, более 3 млн. "остарбайтеров", вывезенных с оккупированных территорий на принудительные работы в рейх, около 300 тысяч эвакуированных "фольксдойче". Особые категории составляли ушедшие с оккупированных территорий на Запад беженцы - по косвенным оценкам, около 1 млн. человек, а также восточные добровольцы вермахта - 700 тысяч человек и военнослужащие власовской армии - около 125 тысяч человек. По примерным подсчетам в мае 1945 года в зонах ответственности союзного командования в Европе оказались 3-3,2 млн. граждан СССР. Многие из них категорически не желали возвращаться в Советский Союз.

Но их судьба была предрешена еще до капитуляции Германии. В ходе Ялтинской конференции глав государств антигитлеровской коалиции, состоявшейся 4-11 февраля 1945 года, союзники приняли решение безоговорочно выдать советским представителям всех граждан СССР, бывших таковыми по состоянию на 1 сентября 1939 года. Западные украинцы и западные белорусы, бессарабские молдаване, а также эстонцы, латыши и литовцы принудительной выдаче не подлежали. Формально не касалась выдача и русских эмигрантов "первой волны", никогда не имевших гражданства СССР. Позднее, когда жестокость и безнравственность насильственных репатриаций, названных зарубежным атаманом Войска Кубанского генерал-майором В.Г. Науменко великим предательством, стала очевидной, в качестве оправдания британские политики выдвигали тезис о возможном удержании в СССР освобожденных Красной армией из немецкого плена британских граждан. Но на самом деле речь шла о полном равнодушии Запада к судьбам миллионов людей разных национальностей и вероисповеданий, искренне веривших в справедливость и действенность декларируемых западными союзниками принципов человеческого общежития. Союзники просто не хотели с ними возиться, обременяя себя излишними заботами о "перемещенных лицах" в разрушенной войной Европе.

Американцы, надо отдать им должное, подобных оправданий себе не искали. Многие офицеры низшего и среднего звена армии США, рискуя попасть под трибунал, неоднократно спасали обреченных власовцев при их переходе в свою зону ответственности или закрывали глаза на их последующие побеги из лагерей военнопленных. Британское же командование с одинаковой безжалостностью выдавало и советских граждан, и русских эмигрантов, формально выдаче не подлежавших. Одновременно, уже без всяких предварительных соглашений, командование 8-й британской армии выдало летом 1945 года на расправу югославским коммунистам десятки тысяч сербских четников-монархистов Д.Михайловича и словенских антикоммунистов-домобранцев Л.Рупника.

Последний акт трагедии русских антикоммунистов начался 15 мая 1945 года. В этот день в районе города Непомук в Южной Чехии офицеры штаба 3-й армии США выдали представителям советской контрразведки "СМЕРШ" командование 1-й власовской пехотной дивизии во главе с генерал-майором С.К. Буняченко, который со своими солдатами в ожесточенных боях 6-8 мая 1945 года спас участников Пражского восстания от гибели, а город - от разрушения. 27 мая британский офицер связи при Казачьем Стане майор В.Р. Дэвис объявил генералу Доманову об обязательной явке на следующий день всех казачьих офицеров на "конференцию" с участием командования 8-й британской армии и генерал-фельдмаршала Г.Александера. Особо подчеркивалась необходимость участия во встрече генерала П.Н. Краснова, находившегося при Стане. Днем 28 мая офицеров Казачьего Стана - всего 2461 человека, включая двух священников, - перевезли из Лиенца в лагерь Шпитталь. По пути туда 16 человек были расстреляны британским конвоем при попытке к бегству. В Шпитталь доставили также группу генерал-лейтенанта А.Г. Шкуро и 140 северокавказских офицеров во главе с генерал-лейтенантом Султан Гиреем Клыч. Здесь несчастные узнали о грозящей им участи. В ночь накануне выдачи четверо из них покончили с собой, среди них - известный русский эмигрантский журналист Е.В. Тарусский (Рышков). 29 мая всех, кто находился в Шпиттале, вывезли из лагеря и передали на зональной границе в Юденбурге сотрудникам "СМЕРШ" 3-го Украинского фронта. 5 человек покончили с собой в момент выдачи, бросившись с моста на камни реки Мур. Среди выданных в Юденбурге около 300 офицеров никогда не были гражданами СССР и не подлежали выдаче даже по Ялтинским соглашениям.

26-28 мая по приказу командования 8-й британской армии были арестованы более 1200 казачьих офицеров 15-го кавалерийского корпуса, размещенного в районе Клагенфурта. Спустя неделю офицеры и нижние чины корпуса - всего более 20 тысяч человек - были выданы сотрудникам "СМЕРШ" в Юденбурге. Немецкий командир корпуса генерал-лейтенант Х. фон Паннвиц, несмотря на статус британского военнопленного, пожелал разделить судьбу своих подчиненных и был выдан 28 мая. Вместе с казаками Паннвица англичане депортировали в советскую зону Австрии 7 священников, 47 женщин и 5 детей. В то же время из лагеря в районе Таранто на юге Италии были выданы 800 добровольцев Отдельного русского полка "Варяг" полковника М.А. Семенова, имевшие советское гражданство.

1 июня из лагеря Пеггец близ Лиенца началась выдача юнкеров, рядовых казаков и казачьих беженцев, включая женщин и детей. Акцию проводили части 36-й пехотной бригады из состава 78-й мотодивизии 8-й британской армии. В 6 утра на центральной площади лагеря собрались несколько десятков тысяч человек. 22 священника во главе с протоиереем Владимиром совершили Божественную литургию, на которой молились обреченные люди. Над толпой колыхались наскоро изготовленные плакаты с надписями "Лучше смерть, чем возвращение в СССР".

Чудом уцелевший протоиерей Тимофей Соин оставил такое страшное свидетельство: "Когда Божественная литургия достигла момента причащения желающих, о. Владимир стал причащать один, из одной чаши. Успел он причастить только несколько десятков человек, как многотысячная толпа была охвачена кольцом танков, танкеток и грузовых машин. Из грузовых машин вышли солдаты, вооруженные дубинами и штыками. Юнкера и молодые казаки всю толпу взяли живым кольцом, сцепившись руками и, таким образом, не давая нападавшим разбивать толпу на мелкие группы. Были слышны залпы из винтовок. Били дубинами, кололи штыками стоявших на краю толпы. Были убитые и раненые. Поднялся неистовый крик. Вся толпа колыхнулась. Отец протодиакон Василий наскоро употребил Святые дары и обернул чашу. Все духовенство начало сходить с помоста, так как толпа, отступая от нападавших, давила друг друга. Тут-то затрещал помост, были перевернуты столы, служившие престолом и жертвенником. Были задавленные насмерть". В тот страшный день отмечались многочисленные случаи самоубийств, убийств матерями своих детей с последующим самоубийством. Жертвы выдачи в Пеггеце исчислялись десятками. По некоторым данным, на братском кладбище было похоронено более 100 погибших в те страшные июньские дни. До 17 июня англичане прочесывали окрестности Пеггеца, разыскивая бежавших. Всего из Казачьего Стана в советскую зону Австрии было вывезено более 30 тысяч человек.

Следующая выдача произошла в лагере "перемещенных лиц" в баварском Кемптене 12 августа. Одна группа американской военной полиции отказалась выполнять приказ о депортации, но другая ворвалась в лагерный православный храм и начала силой выгонять беженцев на улицу. Всего к выдаче предназначались более 400 человек, но многим из них удалось спастись. Некоторых спрятали соседи по лагерю - поляки и литовцы, не подлежавшие выдаче. 16 августа в Шербуре французы передали представителям "СМЕРШ" генерал-майора В.И. Мальцева, который попытался перерезать себе горло бритвой в момент выдачи, и полковника А.Ф. Ванюшина, расстрелянного год спустя. В августе-сентябре из Шербура были выданы около 200 власовских летчиков, включая двух Героев Советского Союза. Сын белого офицера майор М.В. Тарновский, несмотря на то, что имел чехословацкое гражданство, пожелал разделить судьбу подчиненных и последовал за ними в советскую зону. Он был расстрелян в Потсдаме в январе 1946 года.

Вслед за Лиенцем, Клагенфуртом, Кемптеном и Шербуром последовали не менее страшные выдачи русских людей из бывшего нацистского концлагеря Дахау - 19 января 1946 года, Платтлинга - 24 февраля и 13 мая, Бад-Айблинга - 22-24 августа - и других мест. Всех выданных ожидали трибуналы и лагеря, а казачьих и власовских офицеров - штампованные смертные приговоры.

Кирилл Александров
12 августа 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00