выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
История
Новгород Великий, раскопки в Юрьевом монастыре под руководством чл.-корр. РАН Владимира Седова
13 августа 2015 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Археологические сенсации нынешнего полевого сезона: перезахоронение XVIII века почившего в XIV столетии новгородского епископа Феофана, средневековые граффити на фресках Юрьева монастыря и вологодский «берестяной рубль»

В преддверии ежегодно отмечающегося 15 августа Международного дня археолога заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук Леонид Беляев рассказал о самых значимых открытиях, сделанных к экватору продолжающегося экспедиционного сезона. Среди них ученый назвал и несколько находок на археологических памятниках, исторически связанных с церковной средой.

В первую очередь Леонид Андреевич относит к ним результаты раскопок Смоленского Смядынского монастыря, стоявшего на месте убиения святого благоверного страстотерпца Глеба. В числе обнаруженных под руководством археолога Николая Кренке артефактов — основание осевого шпиля большого хороса. «Мы постепенно понимаем, что центр нынешнего Смоленска — часть большого средневекового города Х — ХI столетий, - поясняет Беляев важное значение этой находки. - Ведь до сих пор считалось, что исторический Смоленск располагался на месте городища Гнездово».

В Юрьевом мужском монастыре Новгорода Великого экспедиция под руководством членкора РАН Владимира Седова продолжает углубляться внутрь позднейших полов, достигая интереснейших отметок культурных слоев. В этом году обнаружены первоначальные престолы монастырского собора и остатки сбитых в XIXв. при реконструкции фресок (частично они сохранились у оснований стен под уровнем современного пола). «Все они усеяны так называемыми граффити — начертанными острыми предметами крестиками или надписями, отражающими что-то важное, с чем наши далекие предки обращались к Господу, - объясняет Беляев. - Это обычное дело: в средневековых храмах — как западных, так и восточных — камни на уровне человеческого роста обычно бывали исписаны полностью». Сенсацией стала и обнаруженная в этом городе берестяная грамота XI века с упоминанием христианских имен (обычно считалось, что массово христианство в этом городе приняли как минимум столетием позднее). А вот гробница XVIII столетия местного епископа Феоктиста с остаточными фрагментами тканевого креста, нашитого на плащаницу — скорее находка из разряда научных курьезов. Как выяснилось, это перезахоронение усопшего еще в XIV столетии архиерея.

Впервые берестяная грамота обнаружена в Вологде. Этот город таким образом стал девятым в «берестяном клубе» исторической Руси. Кроме того, находка XIV века, о которой идет речь, к тому же еще и первая «берестянка» со словом «рубль». Наконец, столичный регион ознаменовался в первую очередь серией интересных находок в Новом Иерусалиме. Большинство из них представлено в новой экспозиции монастырского Музея археологии и реставрации, открывшегося в только что отреставрированных Солодовых палатах. Здесь можно увидеть многочисленные премьеры, относящиеся ко второй половине XVII века: фрагменты прежде не демонстрировавшихся гончарных горнов, уникальную старинную чернильницу, воссозданную по археологическим материалам печь для обжига керамики (таких устройств в Новом Иерусалиме по самым скромным подсчетам насчитывалось не меньше двух десятков) и массу других редких памятников.

13 августа 2015 г. 14:35
Ключевые слова: археология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи