![]()
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги. В Москве обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы».
24 января 2018 г. 15:53
Почти каждый второй четвероклассник в Москве изучает Основы православной культуры Рабочая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений началась вчера, 22 января, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с VI конференции учителей Основ православной культуры Московского региона. На ней выступили руководители профильных учреждений исполнительных и законодательных органов власти и епархиальных отделов.
23 января 2018 г. 10:18
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
|
![]()
ЖМП № 1 январь 2014 /
24 февраля 2014 г.
Нужен не единый учебник, а учебник нового типаАвтор федеральных учебников отечественной истории для средней школы Татьяна Васильевна Черникова утверждает, что от учебника — проводника государственной идеологии нам необходимо перейти к учебнику — средству обучения школьников навыкам работы с информацией. — Татьяна Васильевна, как вы полагаете, существует ли в настоящее время объективная общественная потребность в едином учебнике истории для средней школы? — Единый учебник истории сейчас не нужен. Необходим не единый учебник, а единый государственный образовательный стандарт, который всегда был и есть. В рамках этого стандарта писались и пишутся программы преподавания истории либо на базовом, либо на углубленном уровне. Поэтому изобретать велосипед не нужно. Сама по себе вариативность учебников, в том числе школьных учебников истории, — великое завоевание 1990-х годов, которое дает возможность применить более гибкий и творческий подход к школьному образованию. Школьное образование консервативно само по себе, однако в быстро развивающемся мире оно должно поспевать за переменами. — Вы говорите об отечественном школьном образовании? — Нет, консервативно школьное образование в целом как институт, вне зависимости от места его существования. — Однако наше школьное образование отличается особой консервативностью? — Идеалом нашей школы до сих пор является дореволюционная гимназия, в основу которой были положены принципы немецкого образования XIX века. Целью гимназического образования считалось запоминание учениками огромных объемов информации, что в то время делало их образованными людьми на всю жизнь. Наша отечественная школа восприняла эту методику, и она до сих пор свойственна и среднему, и высшему российскому образованию. Постсоветская школа в лучших своих проявлениях следует гимназическим образцам конца XIX — начала XX века. В результате сильной стороной наших школьников являются собственно знания, которые преподавателям удалось «поместить» им в голову. Однако у них полностью отсутствуют такие навыки (или «компетенции»), как поиск и самостоятельная работа с информацией. В современном мире существует избыток информации. И запомнить ее, как в XIX веке, невозможно. Поэтому первоочередная задача школьного образования — научить детей ориентироваться в этом гигантском потоке: искать, находить нужное, уметь анализировать найденное, постоянно следить за обновлениями. Этому у нас не учат. Дети не умеют отличать полезную информацию от бесполезной. В школе их не учат даже элементарным приемам работы с источниками: хотя бы различению жанров найденной информации. Старшие школьники и выпускники средних школ не в состоянии определить, относится ли обнаруженная (прежде всего в Интернете) ими информация к публицистике, научной литературе или не имеет никакой ценности. Необходимо менять подход к образованию в целом. Российская средняя школа находится сейчас в состоянии кризиса именно потому, что сама наша концепция образования устарела. Вот ее и нужно менять, а отдельные новые — хотя бы и единые — учебники ситуацию не спасут. — Но реформы школьного образования продолжаются уже 12 лет, а существенных улучшений так и нет. В чем же причина? — Проблема в способе проведения реформ. Реформу образования возглавляют не профессионалы, а профессионалов, прежде всего талантливых учителей, работающих в школе, никто не спрашивает. Чиновники совершенно не знают реальной школы. Конечно, они обращаются за советами к «педагогической науке», представленной чаще всего академическими специалистами-теоретиками, которые создают красивые идеальные конструкции, совершенно не вписывающиеся в реальную школу. Причина всё та же. Авторы не имеют опыта настоящей длительной работы в реальной школе, а не в академическом кабинете. Нет такой науки — абстрактная педагогика, а реальная педагогика — это скорее искусство. Специалисты-теоретики (в основном из Института развития образования «Высшей школы экономики») прекрасно осознают кризисное состояние нашего среднего образования и совершенно правильно формулируют задачи реформы. Беда заключается в том, что предлагаемые ими формы не состыковываются с действительностью. Они ломают прежнюю, устаревшую, но более или менее работающую систему, а новой системы, работающей на благие цели, реформы не создают. В Москве лучшие учителя-практики с ужасом воспринимают нынешнее укрупнение школ, не понимают его смысла. Но их никто не слышит, мнение школьной общественности подменяется «суррогатом» заранее заказанных речей отдельных педагогов. Директорский корпус запуган. Какое уж тут творчество и гибкость! Механическое слияние «слабых» и «сильных» школ имело, с моей точки зрения, негативные последствия. Лучшие школы потеряли свое лицо, специализацию, часто неформальные связи с вузами, идет утрата устоявшихся школьных традиций, разрушение педагогических коллективов. — Что касается единого учебника истории, вы полагаете, что это еще одна неудачная идея реформаторов школьного образования? — Нет, я считаю, что единый учебник истории не есть плод реформы образования. В данном случае речь идет о желании снова использовать школу для внедрения в умы граждан некой «правильной» государственной идеологии. Кроме того, я полагаю, что помимо государственного заказа в ситуации с единым учебником истории присутствует и борьба личных амбиций. — Какие аргументы можно привести в пользу вариативности учебников? — Если говорить о формальной стороне дела, то вариативность учебников заложена в законе об образовании, который еще никто не отменял (п. 3 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ). А если говорить по существу, прежде всего следует сказать, что все дети — разные и все школьные и классные коллективы тоже разные. Нужно выбирать учебник, отталкиваясь от конкретных интересов конкретных школьников. Для детей, интересующихся историей, необходим более сложный учебник, в котором приводились бы тексты исторических документов и предусматривалось бы преподавание начал анализа данных источников. В таком учебнике могут излагаться разные точки зрения на одно и то же событие, которые присутствуют в исторической науке. Ведь дети, как правило, понимают, что история как наука и история как череда событий представляют собой разнопорядковые явления. Поэтому они знают, что у историков могут быть разные мнения о тех или иных вещах. Для слабомотивированных детей нужен другой учебник, благодаря которому посредством просто и интересно написанного рассказа они могли бы увлечься изучением истории и получить базовые знания о прошлом своей родины. Это необходимо для самоидентификации любого гражданина. Такого рода концепция двух разноуровневых учебников применима к средним школам крупных городов. Что же касается школ малых городов или же сельских школ, то для них нужен третий вариант учебников, внутри которых заложена градация уровней подготовки и мотивированности учащихся в рамках одного класса. В такой ситуации нужен совершенно иной учебник, который бы предусматривал возможность усвоения учебного материала на нескольких уровнях. Сильные дети могли бы изучать более сложные его компоненты, а слабые дети могли бы осваивать базовый курс, представленный в таком учебнике. Есть и коррекционные школы. Учебник для таких школ должны писать историки в сотрудничестве со специалистами в области коррекционной педагогики. Только эти специалисты должны опять-таки быть не теоретиками, а практиками, имеющими опыт работы в коррекционной школе, иметь благоприятные отзывы об их работе не только руководства, но и родителей. Их должны любить и признавать сами дети, а коллеги уважать. Учебник для коррекционных школ должен содержать минимум научно-исторического элемента, поскольку назначение такого учебника заключается в коррекционном развитии ребенка, в облегчении его социализации в гораздо большей степени, чем усвоение им каких-либо научных сведений. И наконец, самое главное. Учителя учебник не заменит. По моему мнению, а я 20 лет проработала в школе, дети любят или не любят предмет не из-за самого предмета, а из-за того, как этот предмет им преподают. Если учитель интересно, увлекательно преподает, если дети любят учителя, им тогда нравится и его предмет. Если же этого нет, никакой учебник ситуацию не спасет. Далее, учителя тоже разные. Учитель должен иметь право выбирать такой учебник, такой методический материал, с которым ему удобнее работать. Единый учебник истории поставит крест на реформе образования в части, касающейся разработки новых учебных материалов. Проблема используемых в нашей системе образования учебников состоит в том, что они страдают от того же недостатка, что и вся система: идеалом учебника, образцом, которому они следуют, служит всё тот же гимназический учебник позапрошлого века, то есть сокращенная копия вузовского учебника. Наши учебники не соответствуют новой концепции образования, о которой мы уже говорили. А в рамках этой новой концепции даже форма учебника должна быть иной. Но для того, чтобы появился этот новый тип учебника, необходим непрерывный процесс создания новых и новых учебников. Они должны конкурировать друг с другом. Для этого школам и учителям надо дать реальное право выбора. В этом залог естественного отбора лучшей учебной литературы. Появление единого учебника этот процесс искусственным образом остановит. Мы так много говорим об учебнике, но стоит понимать, что в современном обществе учебник отнюдь не является не только единственным, но даже и основным источником информации по предмету. Концепция единого учебника морально устарела, она соответствует совершенно иной стадии развития общества, не имеющего прямого и быстрого доступа к гигантскому объему постоянно меняющейся информации.
СПРАВКА: Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД РФ. В 1984–2004 гг. преподавала историю в московской средней общеобразовательной школе № 38 (ныне № 1262) им. А.Н. Островского. Автор учебников по истории России для средней школы, имеющих гриф Министерства образования Российской Федерации и включенных в федеральный комплект рекомендованных учебников: История России IX–XVI вв. 6 класс. М.: Дрофа (с 1997 г. по настоящее время). История России XVII–XVIII вв. 7 класс. М.: Дрофа (с 1997 г. по настоящее время).
24 февраля 2014 г.
Ключевые слова:
история
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
|