iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
История
ЦВ № 9-10 (262-263) май 2003 /  15 мая 2003 г.
версия для печати версия для печати

Великие князья Константиновичи

Неподалеку от Большого Стрельнинского дворца располагается небольшой, уютный дворец Петра I. В этом дворце два года назад открылся музей, большая часть экспозиции которого посвящена “Константиновичам” — великим князьям, потомкам брата императора Николая I Константина Романова. Большая часть экспозиции посвящена знаменитому поэту К.Р. (псевдоним Константина Константиновича Романова). Мы же хотим рассказать о его младшем брате — новомученике великом князе Дмитрии Константиновиче, с именем которого связаны многие благотворительные деяния в Стрельне.

Великий князь Дмитрий прожил неполных 59 лет. В 1919 году он мученически завершил свою жизнь — без суда и следствия был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.

Родился он 1/14 июня 1860 года в имении Стрельна Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. Его отец, великий князь Константин Николаевич (в то время владелец Стрельны), был генерал-адмиралом и возглавлял Военно-морское ведомство. Дмитрий был пятым ребенком в семье.

Три поколения семьи “Константиновичей” были моряками и конногвардейцами. Последнюю стезю выбрал для себя и великий князь Дмитрий. К концу своей жизни он стал генерал-майором и шефом конных гренадеров.

Не имея своей семьи, великий князь Дмитрий Константинович стал “вторым отцом” (так его и называли) для сыновей своего старшего брата Константина Константиновича. Трое из них погибли в 1918 году — были сброшены живыми в шахту вблизи Алапаевска вместе с преподобномученицей Елизаветой. Четвертый сын К.Р. — Олег погиб на Первой мировой войне. Только один из “Константиновичей” по мужской линии — великий князь Гавриил чудом спасся из большевистской тюрьмы и окончил свои дни за границей.

Великий князь Дмитрий всю свою жизнь занимался широкой благотворительностью. На его средства содержались: придворная церковь Преображения Господня в Стрельне, древнейшая на южном побережье Финского залива; Александро-Невская церковь в Большом Стрельнинском дворце; Александро-Невский храм Стрельнинского братства “Помощь ближнему”; в 1917 году он начал постройку гарнизонной церкви в Стрельне, пожертвовал участок земли для учреждения подворья Казанской Амвросиевской Шамардинской пустыни. В 1917 году часовню подворья освящал прп. Анатолий Оптинский. Кроме того, большую поддержку оказывал великий князь Дмитрий народному образованию — содействовал открытию в Стрельне мужской гимназии и начального женского училища, а также “Попечительства о народной трезвости”.

Много средств вложил Дмитрий Константинович в заботу о больных и раненых во время Первой мировой войны. В Стрельне было открыто три лазарета, сделаны пожертвования на военно-санитарный поезд. На средства великого князя Дмитрия шилось солдатское белье и комплектовались продуктовые наборы для фронта. Сам великий князь не мог отправиться в действующую армию из-за резкого ухудшения здоровья.

Арестован Дмитрий Константинович был в марте 1918 года. Все время заточения он держался мужественно — поддерживала его глубокая вера и молитва. На казнь он пошел с евангельскими словами: “Прости им, Господи, не ведают, что творят” (Лк. 22, 34).

Расстреляли четырех великих князей Романовых — Дмитрия Константиновича, Павла Александровича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича — 11/ 24 января 1919 года в тюремном дворе Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. На территории крепости они, видимо, и были захоронены.

К сожалению, память об этом событии до сих пор не отмечена памятным крестом, как этого добивается православная общественность Санкт-Петербурга на протяжении уже 10 лет. Не установлен такой крест и к 300-летию северной столицы.

На наш взгляд, юбилей города должен быть отмечен не только торжествами, но и служением панихид о новомучениках санкт-петербургских.

Людмила Ильюнина
15 мая 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00