iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
История
ЦВ № 9-10 (262-263) май 2003 /  15 мая 2003 г.
версия для печати версия для печати

Великие князья Константиновичи

Неподалеку от Большого Стрельнинского дворца располагается небольшой, уютный дворец Петра I. В этом дворце два года назад открылся музей, большая часть экспозиции которого посвящена “Константиновичам” — великим князьям, потомкам брата императора Николая I Константина Романова. Большая часть экспозиции посвящена знаменитому поэту К.Р. (псевдоним Константина Константиновича Романова). Мы же хотим рассказать о его младшем брате — новомученике великом князе Дмитрии Константиновиче, с именем которого связаны многие благотворительные деяния в Стрельне.

Великий князь Дмитрий прожил неполных 59 лет. В 1919 году он мученически завершил свою жизнь — без суда и следствия был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.

Родился он 1/14 июня 1860 года в имении Стрельна Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. Его отец, великий князь Константин Николаевич (в то время владелец Стрельны), был генерал-адмиралом и возглавлял Военно-морское ведомство. Дмитрий был пятым ребенком в семье.

Три поколения семьи “Константиновичей” были моряками и конногвардейцами. Последнюю стезю выбрал для себя и великий князь Дмитрий. К концу своей жизни он стал генерал-майором и шефом конных гренадеров.

Не имея своей семьи, великий князь Дмитрий Константинович стал “вторым отцом” (так его и называли) для сыновей своего старшего брата Константина Константиновича. Трое из них погибли в 1918 году — были сброшены живыми в шахту вблизи Алапаевска вместе с преподобномученицей Елизаветой. Четвертый сын К.Р. — Олег погиб на Первой мировой войне. Только один из “Константиновичей” по мужской линии — великий князь Гавриил чудом спасся из большевистской тюрьмы и окончил свои дни за границей.

Великий князь Дмитрий всю свою жизнь занимался широкой благотворительностью. На его средства содержались: придворная церковь Преображения Господня в Стрельне, древнейшая на южном побережье Финского залива; Александро-Невская церковь в Большом Стрельнинском дворце; Александро-Невский храм Стрельнинского братства “Помощь ближнему”; в 1917 году он начал постройку гарнизонной церкви в Стрельне, пожертвовал участок земли для учреждения подворья Казанской Амвросиевской Шамардинской пустыни. В 1917 году часовню подворья освящал прп. Анатолий Оптинский. Кроме того, большую поддержку оказывал великий князь Дмитрий народному образованию — содействовал открытию в Стрельне мужской гимназии и начального женского училища, а также “Попечительства о народной трезвости”.

Много средств вложил Дмитрий Константинович в заботу о больных и раненых во время Первой мировой войны. В Стрельне было открыто три лазарета, сделаны пожертвования на военно-санитарный поезд. На средства великого князя Дмитрия шилось солдатское белье и комплектовались продуктовые наборы для фронта. Сам великий князь не мог отправиться в действующую армию из-за резкого ухудшения здоровья.

Арестован Дмитрий Константинович был в марте 1918 года. Все время заточения он держался мужественно — поддерживала его глубокая вера и молитва. На казнь он пошел с евангельскими словами: “Прости им, Господи, не ведают, что творят” (Лк. 22, 34).

Расстреляли четырех великих князей Романовых — Дмитрия Константиновича, Павла Александровича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича — 11/ 24 января 1919 года в тюремном дворе Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. На территории крепости они, видимо, и были захоронены.

К сожалению, память об этом событии до сих пор не отмечена памятным крестом, как этого добивается православная общественность Санкт-Петербурга на протяжении уже 10 лет. Не установлен такой крест и к 300-летию северной столицы.

На наш взгляд, юбилей города должен быть отмечен не только торжествами, но и служением панихид о новомучениках санкт-петербургских.

Людмила Ильюнина
15 мая 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00