выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: Пособие "Религии мира" не является альтернативной курсу ОПК

Новое учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение» подготовлено в конце 2006 года для российских школ. Коллективом авторов руководили академики Александр Чубарьян и Григорий Бонгард-Левин. Ожидается, что в феврале будет напечатан первый тираж учебного пособия. В начале декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил академику Чубарьяну орден святителя Макария, митрополита Московского (II степени), за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии». Первое интервью, в котором Александр Чубарьян рассказал о работе над учебником, он дал газете «Церковный вестник».
— Уважаемый Александр Оганович! Прежде всего, разрешите поздравить вас с высокой церковной наградой и поблагодарить за согласие рассказать о новом учебнике. Как вы знаете, эта тема вызывает живой интерес и в то же время некоторую настороженность у читателей «Церковного вестника». Расскажите о том, как возник замысел этого учебника.
— Работа над учебником, вернее, учебным пособием, началась еще в 2005 году и шла в течение всего прошлого года. Сейчас эта работа успешно завершена, и буквально в ближайшие дни издательство «ОЛМА-Пресс» выпустит первый тираж нашего пособия. В окончательном виде оно называется «Религии мира: история, культура, вероучение».
Началась эта работа по заказу Министерства образования и науки РФ. Перед нами была поставлена задача написать учебник, базирующийся на современных научных знаниях, и при этом построенный на уважении религиозных и этнических традиций нашей страны, написанный уважительно по отношению ко всем нашим религиозным традициям. Религия рассматривалась нами как органическая часть истории и культуры человечества.
Это была новая, интересная и не всегда простая задача. Мы не могли опираться на разработки советского времени, в которых доминировал откровенно идеологический подход. С другой стороны, мы не могли ориентироваться на учебные пособия, написанные внутри религиозных объединений. В то же время, в последние годы вышел ряд книг по религиозной проблематике, в том числе и рассчитанных на высшее образование. Наш авторский коллектив стремился учесть и использовать все изданные труды.
Авторы должны были использовать новый язык — светский, научный, благожелательный по отношению к разным религиозным традициям, — на котором российские школьники повели бы разговор о религиях мира.
— Кто входил в авторский коллектив?
— В авторский коллектив входили, во-первых, сотрудники Института всеобщей истории и Института этнологии Российской академии наук, которые профессионально многие годы занимаются изучением различных религиозных традиций, их места в мировой и отечественной истории; во-вторых, сотрудники Российского государственного гуманитарного университета. Кроме того, с нашими авторами работали методисты. Они обеспечивали соответствие нашего пособия современным стандартам, принятым в педагогической практике. В частности, они участвовали в составлении вопросов и заданий к разделам учебника.
— Какое место в учебном пособии занимает рассказ о традиционных для России религиях?
— Мы стремились максимально учесть конфессиональные традиции нашей страны. Именно поэтому традиционным для России религиям уделено главное место в нашем учебном пособии. Так, глава, посвященная христианству, без преувеличения — самая большая в учебнике, она занимает почти половину его объема.
Треть этой главы посвящена истории, культуре, богословию христианства первого тысячелетия нашей эры и еще треть — православию в Византии и на Руси. Причем, раздел о православии в Византии впервые для учебников такого типа введен именно в нашем пособии. Особое внимание уделено нами тому, чтобы раскрыть роль православия в истории и культуре нашей страны.
Должен сказать, что мы стремились не просто рассказывать исторические факты, которые, в принципе, школьники знают из других учебных курсов — например, из истории России и Средних веков, — а показать, как религия влияла на ход исторических событий, на культуру нашей Родины в прошлом и настоящем. Отдельные разделы в каждой из глав посвящены изложению основ вероучения соответствующей религии.
— В написании этих разделов как-то участвовали представители религиозных организаций?
— На протяжении всей работы мы поддерживали самые тесные творческие связи с конфессиональными научными центрами. И хотя напрямую их представители не участвовали в написании глав, мы консультировались с ними, отправляли отдельные главы им на рецензию. С удовлетворением могу отметить, что на окончательный текст нашего учебного пособия мы получили положительные отзывы от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (на главу «Христианство»), от Совета муфтиев России (на главу «Ислам»), от «Католической энциклопедии» (на главу «Христианство»).
— Как ваше учебное пособие и курс, который будет по нему читаться, соотносится с курсом основ православной культуры?
— Мы изначально не рассматривали наше пособие как альтернативу курсу «Основы православной культуры». В наших школах всегда преподавалась история России и одновременно всемирная история, начиная с истории древнего мира и по новейшее время. Почему бы так же не преподавать историю и культуру религий мира и наших традиционных религий? С другой стороны, в каждом из курсов существует региональный компонент. Программа, которую наши авторы написали, как раз предусматривает значительное количество часов для регионального компонента, в котором может быть уделено внимание основам православной, исламской или буддистской культуры. Но окончательное решение этого вопроса остается за Министерством образования.
— Как будет строиться дальнейшая работа по предмету «Религии мира» и когда предполагается его введение?
— Выход в свет нашего учебного пособия не означает немедленного появления в школьной программе такого курса. Это разные, хотя и взаимосвязанные процессы. Сейчас достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия «Религии мира: история, культура, вероучение» в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля. Не исключено, что после этой апробации, после того, как учителя поработают с нашим пособием, возникнет необходимость внести в него какие-то изменения и выпустить второе издание. Что же касается введения соответствующего курса в школьную программу, то это прерогатива Министерства образования. Скорее всего, это будет происходить постепенно.

Александр Чубарьян
24 января 2007 г.
Ключевые слова: ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00