выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: Пособие "Религии мира" не является альтернативной курсу ОПК

Новое учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение» подготовлено в конце 2006 года для российских школ. Коллективом авторов руководили академики Александр Чубарьян и Григорий Бонгард-Левин. Ожидается, что в феврале будет напечатан первый тираж учебного пособия. В начале декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил академику Чубарьяну орден святителя Макария, митрополита Московского (II степени), за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии». Первое интервью, в котором Александр Чубарьян рассказал о работе над учебником, он дал газете «Церковный вестник».
— Уважаемый Александр Оганович! Прежде всего, разрешите поздравить вас с высокой церковной наградой и поблагодарить за согласие рассказать о новом учебнике. Как вы знаете, эта тема вызывает живой интерес и в то же время некоторую настороженность у читателей «Церковного вестника». Расскажите о том, как возник замысел этого учебника.
— Работа над учебником, вернее, учебным пособием, началась еще в 2005 году и шла в течение всего прошлого года. Сейчас эта работа успешно завершена, и буквально в ближайшие дни издательство «ОЛМА-Пресс» выпустит первый тираж нашего пособия. В окончательном виде оно называется «Религии мира: история, культура, вероучение».
Началась эта работа по заказу Министерства образования и науки РФ. Перед нами была поставлена задача написать учебник, базирующийся на современных научных знаниях, и при этом построенный на уважении религиозных и этнических традиций нашей страны, написанный уважительно по отношению ко всем нашим религиозным традициям. Религия рассматривалась нами как органическая часть истории и культуры человечества.
Это была новая, интересная и не всегда простая задача. Мы не могли опираться на разработки советского времени, в которых доминировал откровенно идеологический подход. С другой стороны, мы не могли ориентироваться на учебные пособия, написанные внутри религиозных объединений. В то же время, в последние годы вышел ряд книг по религиозной проблематике, в том числе и рассчитанных на высшее образование. Наш авторский коллектив стремился учесть и использовать все изданные труды.
Авторы должны были использовать новый язык — светский, научный, благожелательный по отношению к разным религиозным традициям, — на котором российские школьники повели бы разговор о религиях мира.
— Кто входил в авторский коллектив?
— В авторский коллектив входили, во-первых, сотрудники Института всеобщей истории и Института этнологии Российской академии наук, которые профессионально многие годы занимаются изучением различных религиозных традиций, их места в мировой и отечественной истории; во-вторых, сотрудники Российского государственного гуманитарного университета. Кроме того, с нашими авторами работали методисты. Они обеспечивали соответствие нашего пособия современным стандартам, принятым в педагогической практике. В частности, они участвовали в составлении вопросов и заданий к разделам учебника.
— Какое место в учебном пособии занимает рассказ о традиционных для России религиях?
— Мы стремились максимально учесть конфессиональные традиции нашей страны. Именно поэтому традиционным для России религиям уделено главное место в нашем учебном пособии. Так, глава, посвященная христианству, без преувеличения — самая большая в учебнике, она занимает почти половину его объема.
Треть этой главы посвящена истории, культуре, богословию христианства первого тысячелетия нашей эры и еще треть — православию в Византии и на Руси. Причем, раздел о православии в Византии впервые для учебников такого типа введен именно в нашем пособии. Особое внимание уделено нами тому, чтобы раскрыть роль православия в истории и культуре нашей страны.
Должен сказать, что мы стремились не просто рассказывать исторические факты, которые, в принципе, школьники знают из других учебных курсов — например, из истории России и Средних веков, — а показать, как религия влияла на ход исторических событий, на культуру нашей Родины в прошлом и настоящем. Отдельные разделы в каждой из глав посвящены изложению основ вероучения соответствующей религии.
— В написании этих разделов как-то участвовали представители религиозных организаций?
— На протяжении всей работы мы поддерживали самые тесные творческие связи с конфессиональными научными центрами. И хотя напрямую их представители не участвовали в написании глав, мы консультировались с ними, отправляли отдельные главы им на рецензию. С удовлетворением могу отметить, что на окончательный текст нашего учебного пособия мы получили положительные отзывы от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (на главу «Христианство»), от Совета муфтиев России (на главу «Ислам»), от «Католической энциклопедии» (на главу «Христианство»).
— Как ваше учебное пособие и курс, который будет по нему читаться, соотносится с курсом основ православной культуры?
— Мы изначально не рассматривали наше пособие как альтернативу курсу «Основы православной культуры». В наших школах всегда преподавалась история России и одновременно всемирная история, начиная с истории древнего мира и по новейшее время. Почему бы так же не преподавать историю и культуру религий мира и наших традиционных религий? С другой стороны, в каждом из курсов существует региональный компонент. Программа, которую наши авторы написали, как раз предусматривает значительное количество часов для регионального компонента, в котором может быть уделено внимание основам православной, исламской или буддистской культуры. Но окончательное решение этого вопроса остается за Министерством образования.
— Как будет строиться дальнейшая работа по предмету «Религии мира» и когда предполагается его введение?
— Выход в свет нашего учебного пособия не означает немедленного появления в школьной программе такого курса. Это разные, хотя и взаимосвязанные процессы. Сейчас достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия «Религии мира: история, культура, вероучение» в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля. Не исключено, что после этой апробации, после того, как учителя поработают с нашим пособием, возникнет необходимость внести в него какие-то изменения и выпустить второе издание. Что же касается введения соответствующего курса в школьную программу, то это прерогатива Министерства образования. Скорее всего, это будет происходить постепенно.

Александр Чубарьян
24 января 2007 г.
Ключевые слова: ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00