iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: Пособие "Религии мира" не является альтернативной курсу ОПК

Новое учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение» подготовлено в конце 2006 года для российских школ. Коллективом авторов руководили академики Александр Чубарьян и Григорий Бонгард-Левин. Ожидается, что в феврале будет напечатан первый тираж учебного пособия. В начале декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил академику Чубарьяну орден святителя Макария, митрополита Московского (II степени), за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии». Первое интервью, в котором Александр Чубарьян рассказал о работе над учебником, он дал газете «Церковный вестник».
— Уважаемый Александр Оганович! Прежде всего, разрешите поздравить вас с высокой церковной наградой и поблагодарить за согласие рассказать о новом учебнике. Как вы знаете, эта тема вызывает живой интерес и в то же время некоторую настороженность у читателей «Церковного вестника». Расскажите о том, как возник замысел этого учебника.
— Работа над учебником, вернее, учебным пособием, началась еще в 2005 году и шла в течение всего прошлого года. Сейчас эта работа успешно завершена, и буквально в ближайшие дни издательство «ОЛМА-Пресс» выпустит первый тираж нашего пособия. В окончательном виде оно называется «Религии мира: история, культура, вероучение».
Началась эта работа по заказу Министерства образования и науки РФ. Перед нами была поставлена задача написать учебник, базирующийся на современных научных знаниях, и при этом построенный на уважении религиозных и этнических традиций нашей страны, написанный уважительно по отношению ко всем нашим религиозным традициям. Религия рассматривалась нами как органическая часть истории и культуры человечества.
Это была новая, интересная и не всегда простая задача. Мы не могли опираться на разработки советского времени, в которых доминировал откровенно идеологический подход. С другой стороны, мы не могли ориентироваться на учебные пособия, написанные внутри религиозных объединений. В то же время, в последние годы вышел ряд книг по религиозной проблематике, в том числе и рассчитанных на высшее образование. Наш авторский коллектив стремился учесть и использовать все изданные труды.
Авторы должны были использовать новый язык — светский, научный, благожелательный по отношению к разным религиозным традициям, — на котором российские школьники повели бы разговор о религиях мира.
— Кто входил в авторский коллектив?
— В авторский коллектив входили, во-первых, сотрудники Института всеобщей истории и Института этнологии Российской академии наук, которые профессионально многие годы занимаются изучением различных религиозных традиций, их места в мировой и отечественной истории; во-вторых, сотрудники Российского государственного гуманитарного университета. Кроме того, с нашими авторами работали методисты. Они обеспечивали соответствие нашего пособия современным стандартам, принятым в педагогической практике. В частности, они участвовали в составлении вопросов и заданий к разделам учебника.
— Какое место в учебном пособии занимает рассказ о традиционных для России религиях?
— Мы стремились максимально учесть конфессиональные традиции нашей страны. Именно поэтому традиционным для России религиям уделено главное место в нашем учебном пособии. Так, глава, посвященная христианству, без преувеличения — самая большая в учебнике, она занимает почти половину его объема.
Треть этой главы посвящена истории, культуре, богословию христианства первого тысячелетия нашей эры и еще треть — православию в Византии и на Руси. Причем, раздел о православии в Византии впервые для учебников такого типа введен именно в нашем пособии. Особое внимание уделено нами тому, чтобы раскрыть роль православия в истории и культуре нашей страны.
Должен сказать, что мы стремились не просто рассказывать исторические факты, которые, в принципе, школьники знают из других учебных курсов — например, из истории России и Средних веков, — а показать, как религия влияла на ход исторических событий, на культуру нашей Родины в прошлом и настоящем. Отдельные разделы в каждой из глав посвящены изложению основ вероучения соответствующей религии.
— В написании этих разделов как-то участвовали представители религиозных организаций?
— На протяжении всей работы мы поддерживали самые тесные творческие связи с конфессиональными научными центрами. И хотя напрямую их представители не участвовали в написании глав, мы консультировались с ними, отправляли отдельные главы им на рецензию. С удовлетворением могу отметить, что на окончательный текст нашего учебного пособия мы получили положительные отзывы от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (на главу «Христианство»), от Совета муфтиев России (на главу «Ислам»), от «Католической энциклопедии» (на главу «Христианство»).
— Как ваше учебное пособие и курс, который будет по нему читаться, соотносится с курсом основ православной культуры?
— Мы изначально не рассматривали наше пособие как альтернативу курсу «Основы православной культуры». В наших школах всегда преподавалась история России и одновременно всемирная история, начиная с истории древнего мира и по новейшее время. Почему бы так же не преподавать историю и культуру религий мира и наших традиционных религий? С другой стороны, в каждом из курсов существует региональный компонент. Программа, которую наши авторы написали, как раз предусматривает значительное количество часов для регионального компонента, в котором может быть уделено внимание основам православной, исламской или буддистской культуры. Но окончательное решение этого вопроса остается за Министерством образования.
— Как будет строиться дальнейшая работа по предмету «Религии мира» и когда предполагается его введение?
— Выход в свет нашего учебного пособия не означает немедленного появления в школьной программе такого курса. Это разные, хотя и взаимосвязанные процессы. Сейчас достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия «Религии мира: история, культура, вероучение» в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля. Не исключено, что после этой апробации, после того, как учителя поработают с нашим пособием, возникнет необходимость внести в него какие-то изменения и выпустить второе издание. Что же касается введения соответствующего курса в школьную программу, то это прерогатива Министерства образования. Скорее всего, это будет происходить постепенно.

Александр Чубарьян
24 января 2007 г.
Ключевые слова: ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00