![]()
В суете будней сохранить главное Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не забывая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями. PDF-версия.
11 апреля 2022 г. 18:00
Если Господь — ведущий У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Невский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.
29 ноября 2021 г. 15:00
Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 ноября 2021 г. 17:00
Карельский как родной Сегодня, когда продолжается вымирание сел и деревень, а вместе с ними из нашей жизни уходят культура и язык малых народов, находятся настойчиво этому сопротивляющиеся энтузиасты. В их числе и настоятель прихода Введения во Храм Пресвятой Богородицы Бежецкой епархии протоиерей Димитрий Лихачев, который вместе с неравнодушными людьми в селе Ко`злово Спировского района старается сохранить духовные и культурные ценности тверских карелов. Как ему удалось использовать гранты для восстановления собора, почему карельский язык многие годы был предан забвению, в чем особенности духовного окормления карелов и есть ли перспективы у этого села, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
16 ноября 2021 г. 16:00
Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, хотя был осквернен, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Подробности возрождения храма, как строится приходская жизнь и какие задачи планируется решить к юбилею, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 июня 2021 г. 17:30
Если хочешь — угостись На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
В храме святого Ильи Пророка в Лемешево молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни 13 сентября, в храме святого Ильи Пророка в Лемешево (Подольское благочиние) епископ Видновский, викарий Московской (областной) епархии возглавил торжественное богослужение, приуроченное к двадцатипятилетию возрождения прихода.
13 сентября 2020 г. 20:26
На линии огня Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?
16 апреля 2019 г.
Священник Александр Волохань: Для человека важно молиться на родном языке Его не всегда можно застать дома, в Тронхейме. Половину месяца он проводит в поездках по Северной и Центральной Норвегии, спеша к своей пастве в разбросанные по стране православные общины. Используя все доступные виды транспорта, он несет людям слово Божье и радость соединения во Христе. Востребованность в богослужениях так высока, что его прихожане порой приезжают на службу, преодолев 300-400 километров. Каковы особенности служения в Норвегии, где совершаются службы при дефиците православных храмов, какое место в жизни прихожан-норвежцев занимает православная вера, настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской священник Александр Волохань рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
18 марта 2019 г. 16:07
Небесная покровительница Петербурга Петербуржцы называют несколько небесных покровителей своего города. Но блаженную Ксению они выделяют особо, именуя ее «небесным губернатором» Петербурга. Ее могила на Смоленском кладбище — одна из главных святынь Северной столицы. 6 июня исполнилось 30 лет, как блаженная Ксения была прославлена Русской Церковью как блаженная. PDF-версия.
6 февраля 2019 г. 13:45
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2014 /
7 ноября 2014 г. 11:30
Пастырь строгого режимаИЕРОМОНАХ ИГОРЬ (ВАСИЛЬЕВ): "ОТ СПАСЕНИЯ ДУШ МОИХ ДУХОВНЫХ ЧАД ЗАВИСИТ МОЕ СОБСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ" Ущелье между горами Кавказа, по дну которого протекает река Баксан, украшает каменный, с большим крестом православный Георгиевский храм города Тырныауза. Этот некогда процветавший моногород — районный центр Эльбрусского района Кабардино-Балкарии — настоятель храма иеромонах Игорь (Васильев) считает одним из форпостов христианства в отдаленном уголке России. В интервью «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, как в их храме проходят будни и праздники, как он освящал высочайшую вершину Европы Эльбрус и при каких обстоятельствах постриг в монахи страшного разбойника и бандита, отсидевшего десять лет в колонии за многочисленные убийства. Монах с горы — Отец Игорь, вы стали настоятелем Георгиевского храма уже больше десяти лет назад. Как случилось, что вы озглавили приход в столь молодом возрасте — фактически в 30 лет? - Я местный, родился в Кабардино-Балкарии. Крестился в сознательном возрасте, после армии. Но тогда осознанно в Церковь не вошел, настоящим православным христианином не стал. Несколько лет провел вдали от дома, а в 1999 году вернулся в Тырныауз. Там уже совершались богослужения, возник православный приход. Я стал его прихожанином, через некоторое время настоятель священник Игорь Розин благословил меня нести послушания чтеца и алтарника. А в 2001 году отца Игоря убили. Случилось это 13 мая прямо в храме после Литургии, в день памяти святителя Игнатия Кавказского. — Убийцу нашли? — Да, им оказался исламский фанатик из числа ваххабитов. Он сразу сдался властям и объяснил, что хочет за свое деяние попасть в рай. Его признали невменяемым и несколько лет принудительно лечили, но теперь он уже давно на свободе. Со всей неотвратимостью встал вопрос: кто продолжит священническое служение отца Игоря. И нам, прихожанам, и священноначалию было очевидно: по своей воле в Тырныауз вряд ли кто-то поедет. Направлять же священника на наш приход, где, вполне вероятно, он мог пострадать, видимо, ни у кого рука не поднялась. В общем, через три недели меня постригли в монахи, а на сороковины отца Игоря я вернулся в Тырныауз из епархиального управления уже иеромонахом. Сейчас вспоминаю те дни со сложной смесью удивления и потрясения. Действительно, я ведь и в Церкви-то на тот момент был всего полтора года. Не знал толком ни Устава, ни богослужебного строя и вот так «скоропостижно» стал пастырем. Но тогдашний митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин; †2003) при рукоположении благословил такими словами: «Господь всё управит, без Его воли ничего не происходит, а с Его помощью всё получишь». Конечно, по молодости меня обуревала тщеславная жажда подвига. Ну сколько, думал, я прослужу на этом месте, пока меня не убьют вслед за моим предшественником? Неделю? Месяц? А вон как вышло: 14-й год, слава Богу, уже идет. Успел и Ставропольскую духовную семинарию окончить еще в 2005 году, заочно. — Как устроена жизнь православной общины в столь неспокойном месте Кавказа? Кто ваши прихожане и сколько их? — Тырныауз — это центр Эльбрусского района в Баксанском ущелье. Он возник незадолго до Великой Отечественной войны, а его градообразующим предприятием десятилетиями был горно-обогатительный комбинат. Предприятие, которое добывало вольфрамовую и молибденовую руду, работало в основном на оборонный комплекс и всю советскую эпоху, как говорится, жило — не тужило. Приглашали туда самых лучших специалистов со всей страны. Поэтому исторически в Тырныаузе — городе по советским меркам мелком, с населением в лучшие годы 25–30 тыс. человек — преобладало русскоязычное население. Когда же с развалом Советского Союза комбинат закрылся, фактически все, кто мог, уехали. Сейчас тут живет около 15 тыс. человек — в основном те, кто пришел из соседних аулов и занял освободившиеся квартиры. — Чем занимаются главы семей? Где работают и как выживают? — С работой в Тырныаузе тяжело. В основном мужчины активного возраста пополняют число вахтовиков: уезжают в дальние края и присылают семьям деньги. Молодежь тоже находит место в жизни с большим трудом. Если молодой человек или девушка уезжает учиться, домой, как правило, уже не возвращается. К этому стоит добавить, что, даже по официальным данным, наш район, граничащий с Грузией, — один из самых взрывоопасных на Кавказе. Режим контртеррористической операции здесь объявляют чаще, чем где-либо еще. Чуть спокойнее стало, быть может, последние два года. А еще в середине 2000-х годов доходило до того, что, например, неформального лидера местных казаков расстреляли на пороге его собственной квартиры. — Как же в таких непростых, практически враждебных условиях живет и выживает община? Каким образом вы охраняете храм и обеспечиваете безопасность прихожан? — Надеемся на помощь Божию и только ею живем. По организации общины, по ее устроению с церковно-административной точки зрения наш приход мало чем отличается от аналогичного прихода где-нибудь в провинциальном городке средней полосы. Зато у нас гораздо сильнее ощущаются единство, сплоченность православных верующих. Хотя богослужения совершаются не каждый день, в службах мы ничего не опускаем и не сокращаем. Всенощные бдения Пасхи, Рождества Христова и Крещения Господня (а иногда и других больших праздников) служим ночью. Бывает, братия из других приходов недоумевает: а нужно ли это? Убежден: обязательно нужно. В тех условиях, в которых существует наша община, пастве жизненно необходимо вот таким явственным образом ощущать помощь Божию. Потому что надеяться им, кроме как на Господа, больше не на кого. Что, разве единственный сторож защитит их от бандитов, буде те решат наведаться в церковь? Полиция… Наряды, конечно, охраняют храм. Но всего четырежды в году: кроме перечисленных праздников еще на Радоницу. Приход — О современной Церкви часто говорят, что основное ее предназначение в потерявшем христианские ориентиры мире — миссия. В чем вы видите миссионерское предназначение вашего прихода? — На мой взгляд, для нас успех миссии уже в том, что мы существуем. Быть может, это громко прозвучит, но мне и наш, и другие такие же храмы на Кавказе видятся своеобразным форпостом христианства в этой части России. Даже внешне мы стараемся продемонстрировать здравое позитивное миролюбие нашей веры, нашей Церкви. Тырныауз зажат в ущелье меж горами, по дну которого протекает река Баксан. И Георгиевский храм — каменный, с большим крестом, с иконой Божией Матери на апсиде с внешней стороны — украшает собой, пожалуй, самую живописную точку его главной улицы — Эльбрусского проспекта. Летом силами прихожан обязательно разбиваем цветники. Добиваемся, чтобы наш православный «островок» благоухал на общем городском фоне, если откровенно, не очень чистом и в коммунально-бытовом смысле основательно запущенном. «Русская церковь — единственное место в городе, рядом с которым приятно проходить», — не раз приходилось слышать от местных жителей-балкарцев. — А помощь старикам, рассказы о Православии в детских садах, воскресная школа? — Мы всем этим, конечно же, в меру сил занимаемся. Но город наш маленький, а община напоминает скорее приход большого села. Формализовать приходскую деятельность необходимости нет. Все и так знают, кому нужна поддержка, к кому можно обратиться с той или иной просьбой. Слава Богу, помещения дома причта при храме обеспечены всем необходимым. Здесь даже можно предоставить временный кров оказавшемуся в кризисной ситуации прихожанину, паломникам или просто нуждающемуся человеку. — Сколько детей занимается в воскресной школе? — Увы, в этом году группу мы набрать не смогли: русских в городе всё меньше. Правда, к счастью, сейчас богослужения посещают несколько девочек. Заметно, что веру Христову они принимают всем сердцем. По крайней мере в храм их не родители (сами неверующие) побуждают ходить, а собственное устремление. Но их очень мало, чтобы претендовать на полноценную воскресную школу. — Но ведь ваш храм действует уже полтора десятка лет. Неужели за эти годы не удалось воспитать пусть небольшое, но всё же заметное ядро молодых семей, у которых появились бы собственные дети? — Как я уже замечал, почти все из подрастающего поколения уезжают. Есть и еще одна неприятная тенденция, с которой справиться пока не удается. Юные христианки выходят замуж за местных мусульман и принимают ислам. С одной стороны, это, конечно, говорит о том, что православная вера в их сердцах не пустила глубоких корней. С другой стороны, если посмотреть на проблему житейским взглядом — а за кого еще в Тырныаузе из молодых мужчин им выходить? — А воскресная школа для взрослых? — Каждый богослужебный день для нас и есть школа. Мы стараемся всем приходом проживать каждый дарованный Господом день, каждый христианский праздник. Тем живем и спасаемся. Возьмем для примера воскресенье. Богослужение, как правило, начинается в семь часов с утреннего молитвенного правила. Это очень удобно, тем более с учетом небольших расстояний Тырныауза: каждый член общины проснулся, в своем доме привел себя в порядок и пришел в храм для молитвенного общения. Затем обязательно вместе читаем правило к причащению. Литургия заканчивается обычно в половине первого, после нее — совместная трапеза. Летом в хорошую погоду выбираемся на природу. Стараемся найти живописное место в горах, тем более до них в буквальном смысле рукой подать. Беседуем, радуемся жизни, во всем ищем Бога. Природа благословенного Кавказа очень к этому располагает. Места вокруг красивейшие. Однажды их величие привело к мысли освятить Эльбрус — высочайшую вершину Европы. И вот в 2011 году, на праздник Преображения Господня, по благословению епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после тяжелого пятидневного восхождения, предпринятого вместе с небольшой группой православных христиан из разных городов, состоялась эта ни с чем не сравнимая Божественная литургия на восточной вершине Эльбруса. Служили мы ее при ухудшающейся погоде, в облаках на 5620-метровой высоте, при сильном ветре, в продуваемой и зыбкой палатке. Но при пении «Милость мира...» небо прояснилось, наступил полный штиль (что здесь если и бывает, то крайне редко), и Эльбрус заиграл всеми красками летнего солнца. — В чем вы видите вашу основную задачу как духовника? Как и чем поддерживаете духовное состояние паствы? — Пожалуй, в силу моей молодости и неопытности мне трудно назвать себя настоящим духовником, хотя по воле Божией я и исполняю это послушание. Господь устроил так, что от спасения душ всей моей паствы, каждого прихожанина в отдельности зависит и дело спасения моей души. Стараюсь ни при каких обстоятельствах не забывать, что именно с этими людьми предстану на суд перед Господом. Поэтому всё, что в моих силах, стараюсь для них делать. — О чем конкретно идет речь? С чем непосредственно к вам приходят православные жители Тырныауза? — Со всеми житейскими бедами, скорбями и невзгодами, только с поправкой на региональную специфику. Взять хотя бы ту же социальную деятельность. По сути, каждодневная жизнь нашего прихода и есть та самая социальная работа, которая заключается не в осуществлении громких проектов и «подведении итогов», а в том, чтобы помочь конкретному человеку: например, дать денег, чтобы просящий смог залатать текущую крышу, или помочь прихожанину устроить свадьбу. Да мало ли таких дел! Вот живет у нас сейчас при храме 30-летняя православная христианка Вероника с тяжелой судьбой. Уверовав во Христа в сознательном возрасте, она решила уйти в монастырь. На пользу ей это не пошло: у нее повредился рассудок. В больницу ее не берут (да и вряд ли там ей помогут). Ее родители — давно разведенная пара (мать на Украине, отец в Ростове-на-Дону) — тоже не знают, что с ней делать. Кому она нужна, если не нам? Еще пример. Из соседней с Тырныаузом исправительной колонии строгого режима освободился по отбытию срока заключения гражданин Грузии, православный христианин. Вышел на волю со справкой об освобождении и тремя сотнями рублей — и прямиком к нам. Куда нам его направить? Ни грузинская сторона, ни Федеральная миграционная служба России в его сторону поначалу даже не смотрели. Больше года, пока продолжалась бюрократическая волокита, мы его опекали. А это, помимо прочего, серьезные финансовые затраты. Несколько раз нашему подопечному приходилось ездить в Москву — между прочим, за 1700 км, — чтобы лично писать заявления и объясняться с чиновниками. Слава Богу, ему в итоге всё же удалось попасть в Грузию законным способом, с удостоверением личности и всеми положенными процедурами. — Теперь вы окормляете еще и заключенных этой колонии и являетесь духовником созданного в ее стенах Братства во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. С чего начиналась эта деятельность? — Насколько я понимаю, это «место не столь отдаленное» от города не так уж и близко? — Поселок Каменка, где находится исправительная колония № 3, расположен более чем за сотню километров от Тырныауза, так что бывать там чаще одного раза в месяц не получается. Колония большая, рассчитана на тысячу с лишним человек. Но сейчас ее заметно разгрузили: осужденных впервые отправили в другие места. Остались только рецидивисты. Не могу сказать, что начальство колонии встречает меня с распростертыми объятиями. А сначала достичь взаимопонимания и вовсе не получалось. Охранники старались демонстративно досмотреть меня, допытывались, не несет ли «этот поп водку в широких рукавах». Но это мелочи, хотя и неприятные. Гораздо серьезней другое: администрация выделяла на службу и на всё общение с заключенными всего час. Как можно за это время успеть исповедовать 15–20 человек (а некоторых и причастить), за каждым из которых — тяжелейшие грехи вплоть до убийств? Разбойник Андрей, монах Фаддей — Сколько заключенных в колонии сейчас под вашей постоянной духовной опекой? — Около десяти. Но регулярно исповедуются и причащаются еще меньше. Некоторые примеряют роль «сочувствующих»: ждут меня и выстаивают службу в первую очередь для того, чтобы потом за чаепитием просто излить душу. Ну и слава Богу: что нам чая, что ли, жалко?! Раз попили чаю вместе, два, три — глядишь, у него сердце и оттаяло. — Как за решеткой проходит говение? Требуете ли вы от причастников держать пост? — Обязательно. Другое дело, что еда на зоне из общего котла. Так что есть только растительную пищу или, допустим, рыбу там возможности нет: что приготовили, то и ешь. Но из собственного произволения говеющие ничего скоромного во время подготовки к причастию в пищу не употребляют. Да и курить нельзя. Но вот сейчас в нашем братстве такого же благоговейного, благочестивого лидера нет. Хотя интересные люди попадаются. К примеру, офицер-десантник из элитного разведподразделения. Судя по его рассказу, во время сербской войны он служил на территории разваливавшейся Югославии. Остался там, женился на сербке, появились дети. А потом вся его семья погибла от рук террористов. Сам же он, вернувшись на родину, оказался обвинен в тяжком преступлении — впрочем, как сам он заявляет, по оговору. — Как вы исповедуете заключенных? Побуждаете к самостоятельному перечислению грехов или задаете, так сказать, наводящие вопросы? — По-разному. Всё это сильно зависит от личности человека, который стоит у аналоя. Большинство из них, как мне кажется, называет свои грехи вполне осознанно, искренне раскаиваясь в содеянном. — Приходилось ли вам сталкиваться с исповеданием тяжелого греха, который является уголовным преступлением и за который осужденный не понес наказания? Что вы как священник делаете в таком случае? — Мне в Братстве священномученика Фаддея такие грехи ни разу не исповедовали. Вообще-то ваш вопрос звучит несколько идеально. Ведь каждого заключенного к исповеди надо подводить индивидуально. Это же не как очередь в приходском храме, где десять-пятнадцать минут — и готово. Исповедь заключенного — результат длительной совместной работы, часто с неочевидным результатом. — Что вы сделаете, если на исповеди заключенный вам признается в преступном грехе, за который он не понес заслуженного наказания? — Не знаю. Вас интересует, направлю ли я его тут же к начальству колонии? Наверное, такое условие кающемуся ставить не буду. Вопросы его взаимоотношений с государством — отдельная тема. Кто я такой, чтобы внедряться в нее? Я хоть и монашествующий священник, а сам человек недостойный и грешный. Чем я лучше их? По какому праву мне брать на себя роль судьи? Пусть уж такой кающийся, если нашел в себе силы исповедовать это священнику, самостоятельно признается правоохранительным органам. — Насколько часты в колонии крестины? — Мы крестим несколько человек в год. Практика подготовки к этому таинству обычная. С каждым провожу как минимум одну беседу, чтобы человек понимал, зачем и во имя Кого он крещается. Если к следующей встрече искреннее желание креститься сохраняется, проводим таинство. — Была ли у вас в колонии такая исповедь, которая особенно запала в душу? Быть может, помогла найти особый подход к заключенным, взглянуть на них другими глазами? — Пожалуй, это исповедь Андрея Головко — страшного разбойника и душегуба, осужденного за многочисленные преступления на 20-летний срок. Когда я впервые исповедовал и причащал его, он уже три года был болен раком и сахарным диабетом. Поразила глубина его покаяния. Во время первой исповеди предложил ему — как, собственно, и советую каждому — вспомнить всю свою жизнь, подготовиться к генеральной исповеди. И когда раб Божий Андрей с радостью согласился, я подумал, что этот человек, его духовный путь, испытания, через которые он прошел, опыт его личных встреч с Господом — всё это могло бы послужить хорошим примером для других. Примером, с одной стороны, покаяния, а с другой — милости Божией и любви Бога к человеку. Это могло бы помочь укрепиться в вере хотя бы некоторым. — Сказать, что ваш фильм взорвал Интернет, наверное, нельзя. Всё же каждый может свободно посмотреть его в Сети. Но неужели в эту ленту вошел фрагмент настоящей исповеди? — Конечно. Постановочных кадров там нет. Это было Великим постом. Андрея принесли в тюремный храм на носилках (сам он ходить уже не мог). Оглашение его исповеди в фильме благословлено духовником и осуществлено с согласия самого Андрея. — А вскоре в его жизни случилось удивительное событие: он принял монашеский постриг… — Не так уж и вскоре. С просьбами о постриге Андрей обращался к правящему архиерею не раз. Ответа не было, время шло. И вот наконец после очередной просьбы, переданной мною в письме лично в руки архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану (ныне митрополит Челябинский и Златоустовский), Андрей получил положительный ответ. Владыка Феофан благословил постричь его в монахи под мою личную духовную ответственность. Стали готовиться к постригу в колонии. К этому моменту опухоль на его левом плече уже пустила метастазы по всему телу. — Невозможно спокойно смотреть кадры фильма «Разбойник», когда ваш постриженик, по древней монашеской традиции, обходит, еле передвигаясь на костылях, тырныаузский храм, где совершился постриг. Наверное, самое суровое и бесчувственное сердце в этот момент не может не дрогнуть. Но, как понятно из закадрового комментария, искушения Фаддея на этом не закончились. — Жить ему оставалось около двух месяцев. Он уехал к себе домой за 120 км, в город Прохладный. Его родная мама, не желавшая видеть и осознавать очевидного, надеясь, что болезнь отступит, резко выступила против пострига. Даже заявляла в милицию, что я будто бы похитил ее сына. Как теперь ясно, она предполагала, что на воле сын выздоровеет, женится. В общем, к физической боли монаха Фаддея добавились духовные искушения. Я навещал его дома, исповедовал и причащал. И думаю — по крайней мере мне очень хотелось в это верить — он справился со своими искушениями достойно. — Не может не прийти на ум широко известная русская народная песня об атамане Кудеяре, ушедшем в Соловецкий монастырь. Самой, пожалуй, загадочной ее строчкой мне всегда виделись слова «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Как это — вдруг? Почему именно у Кудеяра, ставшего в монашестве Питиримом, а не у других его товарищей по разбойничьей шайке? Что предшествовало этому «вдруг»? Отец Игорь, может быть, вы нашли ответы на эти вопросы? — Возможно, я разочарую вас, но такого дара у меня нет. Духовная жизнь — столь сильная тайна за семью печатями, что постичь ее закономерности, тем более применительно к другому человеку, нам не под силу. Даже мне самому, несмотря на то что я священник, подчас удивительны и неожиданны события на моем собственном духовном пути. Что уж говорить о других!
«Очень хотелось бы принять монашеский постриг, но на все воля Господа. Если вы, батюшка, все же решите осчастливить меня и постричь в монахи, то хочу предупредить, что у меня случилась еще одна беда: моя мать дерется с пустотой и ругается с кем-то невидимым. Прошу Вас, если можно, приехать ко мне, освятить дом и как-нибудь незаметно для нее самой ей помочь. Конечно же, я молюсь, но что может такой грешный и окаянный раб Божий? Я догадывался, как вам тяжело в миру. Но здесь еще тяжелее, чем я ожидал: все изменилось, все думают только об удовольствиях, забыли о том, как жили их деды и во что верили. Молюсь и читаю пятисотицу тоже на ваших четках, постепенно вхожу в ритм новой для меня жизни, в которой меня не было десять лет. Не забываю вести свой дневник. Как-нибудь надо собраться и продолжить, а может, и окончить с видеосъемкой, пока есть у меня время и силы. Господь для этого и вывел мя, грешного, из темницы».
7 ноября 2014 г. 11:30
Ключевые слова:
Кавказ
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|