выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Интервью
Братия монастыря
ЖМП № 9 сентябрь 2020 /  2 ноября 2020 г. 12:50
версия для печати версия для печати

Игумен Марк (Виленский), наместник Казанского Богородицкого монастыря: «В нашей обители физически ощущается Покров Пречистой Владычицы»

- Ваше Высокопреподобие, мы беседуем в монастыре, основанном на месте явления одной из главных святынь православной Руси. Какое влияние оказала Казанская икона на историю вашей обители?

- Изначально обитель была женской. Когда от образа, обретенного на месте пожарища девочкой Матроной Онучиной и доставленного в кремлевский Благовещенский собор, стали происходить чудеса, об этом доложили царю Ивану Грозному. Государь повелел заложить тут Девичий монастырь. Слава об иконе быстро распространялась, сюда стекалось множество паломников. Приезжали и женщины, желавшие посвятить жизнь Богу и ставшие потом монахинями.

Со временем монастырю официально присвоили категорию первоклассного. На XIX-ХХ века пришелся расцвет обители. В этот период здесь проживало до 500 монахинь.

Казанский Богородицкий женский монастырь славился своими мастерскими – прежде всего золотошвейной и иконописной, приобретшей поистине всероссийскую известность «фирменным» письмом и использованием особых двухслойных досок. Для всей Казани женская обитель стала, как сейчас сказали бы, градообразующей институцией. И само слово «Казань» во всем христианском мире долго ассоциировалось прежде всего с местом обретения чудотворного образа и сооруженным здесь монастырем.

- Как монастырь пережил произошедшую в 1904 году кражу явленного образа и его уничтожение злоумышленниками?

- Прежде всего, монастырь понес духовный урон, выразившийся в общем настроении насельниц. Упадок был столь сильным, что даже Константинопольский Патриарх Иоаким пожелал приободрить и утешить казанских монахинь и горожан. Он благословил сделать список иконы Божией Матери «Паммакариста» («Всеблаженная») и передал его сюда. В общем, это была беда всемирного масштаба. Но монашеская жизнь продолжалась, и новый импульс ей придала деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны по оборудованию на месте обретения явленной иконы Богородице-Рождественского пещерного храма.

- Насколько сильно этот храм пострадал в советские годы?

- После сноса Казанского собора над этим местом была разбита цветочная клумба. Но пещерный храм подвергся поруганию: через него проходила канализационная система табачной фабрики. До начала археологических исследований, предварявших воссоздание Казанского собора, наш монастырь установил на том месте небольшую часовню. Это строение, кстати, цело до сих пор: сейчас оно используется в качестве монастырской звонницы. Полтора десятка лет назад Патриарх Алексий II передал в монастырь «Ватиканский» список Казанского образа, и здесь возродилась монашеская жизнь, стало приезжать множество паломников.

Почти ежедневно в монастырь приходят письма от верующих либо со свидетельствами об утешении после молитвы перед чудотворной иконой, либо с рассказами о помощи Пресвятой Владычицы после паломничества. Для меня нет лучшего доказательства того, что благодать этого места неистощима.

Братия монастыря живет, трудится и молится в центре мегаполиса, но на территории обители ничто нас не раздражает и не отвлекает ни от богослужения, ни от молитвы, ни от монашеского делания. До назначения сюда я служил на приходе и опасался связанной с большим городом суеты. Но, прибыв в Богородицкий монастырь пять лет назад, я отчетливо ощутил, что он пребывает под покровом Пречистой Девы, что здесь царит спокойствие и мир.

- Поток паломников к вам действительно не иссякает. А в следующем году после великого освящения собора визитеров, скорее всего, прибавится. Как это повлияет на обитель? Готовы ли вы их принять, что вы можете им предложить?

- Думаю, монашеское устроение нашей жизни не изменится, разве что в суточном круге богослужений добавится совершение еще одной Божественной литургии. Сейчас по воскресным и праздничным дням у нас их четыре: в шесть часов в нижней церкви, в семь – в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в восемь – в верхнем храме Крестовоздвиженского собора, в девять – на казанском подворье в храме преподобного Сергия, где совершаются в том числе и требы. Будет, таким образом, пять Литургий. Все наши монахи рукоположены в священный сан (помимо меня, это семь иеромонахов и два иеродиакона), так что в кадрах недостатка нет. Тяжесть и напряженность испытывать вряд ли будем – скорее, наоборот, придет вдохновение от богослужения в новом соборе.

Собственной паломнической службы у монастыря нет. На заднем монастырском дворе в одном из корпусов ансамбля, который собираются реставрировать, планируется сделать Дом паломника, но его открытие – дело не завтрашнего дня. Слава Богу, мы находимся не в чистом поле, и гостям из дальних краев в Казани есть где остановиться. Услуги по размещению приезжающих к нам экскурсантов предлагает и Паломническая служба Казанской епархии.

- Кто ваши собратья-священники?

- Это монашествующие, успешно закончившие духовные школы. В основном все они трудились здесь послушниками, а потом приняли иноческий и позднее монашеский постриг. При нашем монастыре действует воскресная школа с тремя возрастными группами: детскими (младшей и старшей) и взрослой. В них занимается около сотни человек. Все мы участвуем в этой работе, преподаем различные предметы – и это довольно интенсивный труд. Именно поэтому на данном этапе в нашей обители нужны прежде всего монахи с духовным образованием.

Не задействованный пока потенциал для роста и дальнейшего развития – послушники: их в монастыре сейчас нет. Думаю, это связано с тем, что ориентированные на принятие иноческого пострига насельники стремятся к уединению (так, как они его понимают) и инстинктивно опасаются расположенных в больших городах монастырей. Впрочем, на самом-то деле брань проходит внутри нас, а не на заполненных мирской суетой и сутолокой площадях.

- Но трудники-то у вас есть?

- Конечно. Однако берем мы не всех, а только тех, кто осознанно желает потрудиться для Господа и обладает конкретной специальностью. А как ее использовать – будем разбираться и дополнительно оговаривать на собеседовании. Работать же с горемыками, желающими перебиться от осени до весны, у нашего монастыря сейчас возможности нет, да и в братию эти люди способны внести ненужную смуту. Прошения трудников, желающих попробовать себя в качестве послушников, мы направляем митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану: он священноархимандрит нашего монастыря, ему и благословлять на такой шаг.

- Если в воскресных школах занимается сотня казанцев, сколько же у монастыря прихожан?

- Зависит от времени года. В среднем по воскресеньям и праздникам за богослужением молятся примерно четыре сотни человек.

- Почему они приходят именно к вам, ведь здесь, рядом с Казанским кремлем, множество действующих храмов?

- Прежде всего люди, конечно, идут к чудотворному образу. Думаю, привлекает прихожан и наша художественная мастерская, где мы пытаемся воссоздавать исторический казанский иконописный стиль и различные виды рукоделий. В основном наши прихожане – жители близлежащих городских кварталов, хотя приезжают и издали.

- Заметный ли ущерб монастырю нанесла пандемия коронавируса? Насколько сложно для вас оказалось служить с соблюдением всех требуемых сегодня санитарных норм и предписаний?

- Как и повсюду на территории России, богослужения в самый разгар распространения инфекции совершались при закрытых дверях. По благословению митрополита Феофана в монастыре соблюдаются все необходимые санитарные меры. Священноархимандрит обители начинает свой рабочий день с посещения Богородицкого монастыря и Казанского собора, уделяя особое внимание соблюдению братией и строителями противоэпидемических норм. Трудницы каждые два часа протирают обеззараживающей жидкостью лавки и дверные ручки, а внешние поверхности икон и киотов – постоянно. Слава Богу, больных коронавирусом в нашем монастыре пока не было.

СПРАВКА ОБ АВТОРЕ. Игумен Марк (Марк Игоревич Виленский) родился в 1984 году в г. Изюме Харьковской области. После школы обучался в Духовном училище в г. Свердловске Луганской области. В 2008 году окончил философско-богословский факультет Российского Православного университета. В 2010 году был рукоположен в сан диакона, а затем и пресвитера (целибат) и направлен служить в Казанскую епархию. В 2013 году принял монашеский постриг, с 2014 года состоит в братии Казанского Богородицкого монастыря, с 2015 года – наместник этой обители.

КАК НАЙТИ. Адрес монастыря: Казань, Большая Красная ул., 5Б.

НА НАШЕМ САЙТЕ И В ДЕВЯТОМ НОМЕРЕ "ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ" ЧИТАЙТЕ, КАК ВОССОЗДАЕТСЯ СОБОРНЫЙ ХРАМ МОНАСТЫРЯ, А В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ - БЕСЕДУ С МИТРОПОЛИТОМ КАЗАНСКИМ И ТАТАРСТАНСКИМ ФЕОФАНОМ

2 ноября 2020 г. 12:50
Ключевые слова: икона, монастырь, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00