выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
Новости
19 августа 2011 г. 17:16
версия для печати версия для печати

"Господь открывал ей имена тех, за кого нужно молиться". К канонизации прп. Евтропии Херсонской

9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, в Свято-Духовском кафедральном соборе по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось прославление в лике местночтимых святых Херсонской епархии монахини Евтропии (Исаенковой).

Божественную литургию с чином канонизации возглавил митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим. По окончании богослужения архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн поздравил собравшихся с этим знаменательным для всех херсонцев событием.

12 августа в Свято-Духовском храме собором херсонского духовенства был впервые отслужен акафист преподобной Евтропии. Богослужение у раки с мощами святой возглавил архиепископ Иоанн.

Монахиня Евтропия, в миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября/7 декабря 1863 года в с. Белая Криница Херсонской губернии. В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии.

После революции и гражданской войны Алешковский монастырь упразднили, храмы закрыли. Матушка Евтропия, подобно другим монахиням обители, ушла в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов, недалеко от храма Рождества Богородицы. На хлеб она зарабатывала тем, что шила одеяла, постоянно ходила в храм. Пока были силы, пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась.

В житии преподобной Евтропии говорится, что к ней всегда приходило много людей. Жилище ее было простое, мазаная хатка – одна комната и коридор. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамейке возле своей кровати. Никто никогда не видел, чтобы она лежала на кровати, даже если была больна.

Духовные чада рассказывали, что на ногах матушка носила вериги, в ее руках всегда было Святое Евангелие. Гостинцы, которые привозили ей многочисленные посетители, она раздавала нуждающимся, сама же довольствовалась просфорами и святой водой.

Монахиня Евтропия часто общалась с блаженной Домникой Алешковской, ныне прославленной Украинской Церковью в лике святых. Иногда ее спрашивали: «Часто ли вы видитесь с матушкой Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.

Матушка обладала особым даром прозорливости и, по свидетельству духовных чад, имела особое дерзновение молиться об упокоении усопших, которые, по причине закрытия храмов и недостаточного количества духовенства, не были погребены по православному чину или за которых некому было помолиться. «Господь чудесным образом открывал ей их имена. Бывало так, что пустая бумажка, лежавшая на столе у кровати, к утру была заполнена записанными на ней именами», - говорится в жизнеописании подвижницы.

Она предсказала и свою кончину, прощаясь с теми, кого знала. Отошла ко Господу 29 марта 1968 года на 105-м году жизни. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Мощи преподобной Евтропии были обретены 12 ноября 2009 года и в тот же день перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор Херсона.

Решение о причислении монахини Евтропии к лику местночтимых святых было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 23 декабря прошлого года.

19 августа 2011 г. 17:16
Ключевые слова: Украина, аскетика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи