iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Новости
19 августа 2011 г. 17:16
версия для печати версия для печати

"Господь открывал ей имена тех, за кого нужно молиться". К канонизации прп. Евтропии Херсонской

9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, в Свято-Духовском кафедральном соборе по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось прославление в лике местночтимых святых Херсонской епархии монахини Евтропии (Исаенковой).

Божественную литургию с чином канонизации возглавил митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим. По окончании богослужения архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн поздравил собравшихся с этим знаменательным для всех херсонцев событием.

12 августа в Свято-Духовском храме собором херсонского духовенства был впервые отслужен акафист преподобной Евтропии. Богослужение у раки с мощами святой возглавил архиепископ Иоанн.

Монахиня Евтропия, в миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября/7 декабря 1863 года в с. Белая Криница Херсонской губернии. В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии.

После революции и гражданской войны Алешковский монастырь упразднили, храмы закрыли. Матушка Евтропия, подобно другим монахиням обители, ушла в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов, недалеко от храма Рождества Богородицы. На хлеб она зарабатывала тем, что шила одеяла, постоянно ходила в храм. Пока были силы, пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась.

В житии преподобной Евтропии говорится, что к ней всегда приходило много людей. Жилище ее было простое, мазаная хатка – одна комната и коридор. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамейке возле своей кровати. Никто никогда не видел, чтобы она лежала на кровати, даже если была больна.

Духовные чада рассказывали, что на ногах матушка носила вериги, в ее руках всегда было Святое Евангелие. Гостинцы, которые привозили ей многочисленные посетители, она раздавала нуждающимся, сама же довольствовалась просфорами и святой водой.

Монахиня Евтропия часто общалась с блаженной Домникой Алешковской, ныне прославленной Украинской Церковью в лике святых. Иногда ее спрашивали: «Часто ли вы видитесь с матушкой Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.

Матушка обладала особым даром прозорливости и, по свидетельству духовных чад, имела особое дерзновение молиться об упокоении усопших, которые, по причине закрытия храмов и недостаточного количества духовенства, не были погребены по православному чину или за которых некому было помолиться. «Господь чудесным образом открывал ей их имена. Бывало так, что пустая бумажка, лежавшая на столе у кровати, к утру была заполнена записанными на ней именами», - говорится в жизнеописании подвижницы.

Она предсказала и свою кончину, прощаясь с теми, кого знала. Отошла ко Господу 29 марта 1968 года на 105-м году жизни. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Мощи преподобной Евтропии были обретены 12 ноября 2009 года и в тот же день перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор Херсона.

Решение о причислении монахини Евтропии к лику местночтимых святых было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 23 декабря прошлого года.

19 августа 2011 г. 17:16
Ключевые слова: Украина, аскетика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00