выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мораль для робота
Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Новости
Обложка издания
12 октября 2016 г. 23:59
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация монографии «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетние традиции»

Этот объемный 460-страничный труд (Минск, Братство в честь св. Архистратига Михаила, 2015, с электронным приложением на двух DVD) – плод 15-летних кропотливых научно-исследовательских изысканий музыковеда-кампанолога кандидата искусствоведения Елены Шатько, предпринявшей титанические усилия первопроходца по систематизации, каталогизации и периодизации истории церковного звона в Белоруссии. Книга включает обширный обзор литературных источников и подробное описание методологии исследования, содержит данные по колокольному фонду белорусских православных церквей и судьбам колоколов в лихолетья прошлого века, знакомит с персоналиями сельских звонарей – хранителей местной колокольной традиции.

Украшение издания – оформленные в виде интервью и нотаций колокольных звонов (как традиционных, так и модифицированных) материалы личных экспедиций автора по белорусской глубинке. Несомненный интерес для звонарей вызовет богатый иллюстративный материал, содержащий, помимо 255 фотоснимков самых интересных белорусских колоколов и портретов звонарей, еще и графические эскизы характерных профилей колокольного литья.

«Приезжала в храм, брала благословение, поднималась на колокольню, надевала рабочий халат, просила ведро с тряпкой, лестницу и первым делом мыла колокола, - вспоминает автор монографии о своих рабочих буднях. – Да, представьте, что за 100-200 лет с момента их отливки многие из них покрылись таким слоем грязи и голубиного помета, что прочитать надписи невозможно».

К сожалению, обширный текст монографии не оказался свободен от некоторых недоразумений. Так, рассказывая о довольно болезненной проблеме не получившего окончательной общецерковной авторизации Звонильного (колокольного) Устава Русской Православной Церкви, автор замечает, что один из проектов этого документа, изданный в 2002 году в Москве, «через некоторое время был запрещен к распространению Синодальной комиссией Русской Православной Церкви» (однако не называет полностью эту комиссию и не дает ссылки на документ в соответствии с правилами справочного аппарата научных публикаций). Непривычна для российских звонарей и типология церковных звонов, которых в Белой Руси автор насчитывает всего три – «на сбор», «во вся» и «по душе» (в российских церквах при всем различии звонарской традиции исторически принято выделять четыре главных вида – благовест, трезвон, перезвон и перебор). Однако эти почти не заметные основному кругу читателей недостатки не смазывают общего позитивного впечатления от крайне своевременной и полезной для всей церковной полноты книги.

12 октября 2016 г. 23:59
Ключевые слова: Беларусь, история, колокола
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00