выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мораль для робота
Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Новости
Обложка издания
12 октября 2016 г. 23:59
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация монографии «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетние традиции»

Этот объемный 460-страничный труд (Минск, Братство в честь св. Архистратига Михаила, 2015, с электронным приложением на двух DVD) – плод 15-летних кропотливых научно-исследовательских изысканий музыковеда-кампанолога кандидата искусствоведения Елены Шатько, предпринявшей титанические усилия первопроходца по систематизации, каталогизации и периодизации истории церковного звона в Белоруссии. Книга включает обширный обзор литературных источников и подробное описание методологии исследования, содержит данные по колокольному фонду белорусских православных церквей и судьбам колоколов в лихолетья прошлого века, знакомит с персоналиями сельских звонарей – хранителей местной колокольной традиции.

Украшение издания – оформленные в виде интервью и нотаций колокольных звонов (как традиционных, так и модифицированных) материалы личных экспедиций автора по белорусской глубинке. Несомненный интерес для звонарей вызовет богатый иллюстративный материал, содержащий, помимо 255 фотоснимков самых интересных белорусских колоколов и портретов звонарей, еще и графические эскизы характерных профилей колокольного литья.

«Приезжала в храм, брала благословение, поднималась на колокольню, надевала рабочий халат, просила ведро с тряпкой, лестницу и первым делом мыла колокола, - вспоминает автор монографии о своих рабочих буднях. – Да, представьте, что за 100-200 лет с момента их отливки многие из них покрылись таким слоем грязи и голубиного помета, что прочитать надписи невозможно».

К сожалению, обширный текст монографии не оказался свободен от некоторых недоразумений. Так, рассказывая о довольно болезненной проблеме не получившего окончательной общецерковной авторизации Звонильного (колокольного) Устава Русской Православной Церкви, автор замечает, что один из проектов этого документа, изданный в 2002 году в Москве, «через некоторое время был запрещен к распространению Синодальной комиссией Русской Православной Церкви» (однако не называет полностью эту комиссию и не дает ссылки на документ в соответствии с правилами справочного аппарата научных публикаций). Непривычна для российских звонарей и типология церковных звонов, которых в Белой Руси автор насчитывает всего три – «на сбор», «во вся» и «по душе» (в российских церквах при всем различии звонарской традиции исторически принято выделять четыре главных вида – благовест, трезвон, перезвон и перебор). Однако эти почти не заметные основному кругу читателей недостатки не смазывают общего позитивного впечатления от крайне своевременной и полезной для всей церковной полноты книги.

12 октября 2016 г. 23:59
Ключевые слова: Беларусь, история, колокола
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00