выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Выступает протоиерей Алексий Уминский
23 января 2015 г. 22:30
версия для печати версия для печати

В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовный попечитель»

Она была посвящена служению духовника в современном православном среднем общеобразовательном учреждении. Возглавил ее работу митрополит Орловский и Болховский Антоний.

С основным программным докладом выступил духовник столичной Свято-Владимирской православной школы протоиерей Алексий Уминский. По мысли о. Алексия, современная православная школа — непременно штучный организм и авторский продукт, системные подходы и рецепты в которой отнюдь не гарантируют общего успеха. «Кураторства уроков Закона Божия, исповедей учеников в Великий и Рождественский посты и служения молебнов и Литургий для духовника недостаточно, - считает докладчик. - Он не требоисполнитель, а созидатель духовной атмосферы, в которой предстоит расти детям».

Главное внимание отец Алексий уделил духовным традициям православной школы, выступающим в качестве своеобразного камертона тонкой настройки юных душ. «После общегимназических Литургий, которые бывают пять раз в году, мы обязательно устраиваем агапы — совместные трапезы, за которыми обсуждаем духовные вопросы. Какие-то из них классы готовят заранее, какие-то могут возникнуть спонтанно, - рассказывает священник. - Каждая учебная неделя начинается с молебна нашему небесному покровителю священномученику Владимиру и новомученикам и исповедникам Российским, каждый день — с молитв, которые читают специально поставленные чтецы из числа учеников дежурного класса».

Важно сделать православную школу и настоящей творческой лабораторией, в которой дети не успевали бы почувствовать себя изгоями мира. «Дело в том, что внешне жизнь устроена так, что православным вроде бы много чего нельзя, - объясняет о. Алексий Уминский. - А в некоторых православных семьях ограничения накладывают еще дополнительно. Но воспитывать в категориях «можно — нельзя» попросту... нельзя! И мы стараемся делать максимум, чтобы продемонстрировать все богатство Божьего мира — с походами и спортивными соревнованиями, с творческими интеллектуальными играми и танцами. Наконец, необходима предельная внимательность к каждому неприятному инциденту, каждому ЧП. Сегодня меня спросили, в каких случаях ребенка можно отлучать от Причастия. Честно говоря, я смутился: речь-то идет не о смертных грехах, а об обычных школьниках! Выяснилось, что кто-то из детей... плохо ведет себя в храме! Пытаюсь успокоить, мол, ничего страшного. Оказывается, он исповедовался и причастился, а потом... опять плохо себя ведет. Слушать такие вопросы было бы смешно, если бы не было так грустно. Скажу больше. В любых школах воруют, и православные не исключение. Что делать с гимназистом, укравшим у гимназистки телефон? Исключать? Но ведь сделал это не воспитанный в маргинальной семье алкоголиков ребенок. Разберись, почему школьник, априори знающий о греховности любого воровства, пошел на такой серьезный проступок! Может, он переживает развод папы и мамы? Или в многодетной семье один за другим родились три младенца, и на него попросту перестало хватать родительской любви?!»

В заключение о. Алексий предложил разработать особое молитвенное Правило ко святому Причащению для подростков в возрасте до 15 лет. Молиться по «обычному», взрослому, священник считает не совсем верным, некорректным прежде всего по отношению к самим подросткам: «чтобы убедиться в этом, достаточно открыть четвертую молитву».

Благочинный церквей Богородского округа Московской (областной) епархии, настоятель Богоявленского собора, директор гимназии священномученика Константина Богородского протоиерей Михаил Ялов рассказал о собственном наработанном опыте воспитания учеников на школьных Литургиях и во время двунадесятых праздников, в туристических походах и в спортивных лагерях. Выступление директора Суздальской православной гимназии протоиерея Константина Бутрякова было проникнуто болью за недостаточное финансирование негосударственных образовательных учреждений. «Более того, даже крохи, положенные малокомплектным православным школам по ныне действующему закону о подушевом финансировании образования, администрация Владимирской области умудрилась 1 января прошлого года сократить на пятую часть, - возмущается директор. - Причем речь идет о средствах федерального, а не из регионального бюджета!»

А вот рассказ о. Константина о том, что в прошлом году пятеро выпускников-девятиклассников и четыре одиннадцатиклассника отказались сдавать соответственно ГИА и ЕГЭ, «поскольку это противоречит религиозным убеждениям их родителей», и в итоге покинули школу без аттестатов, вызвал в зале недоумение. «Если бы в нашей школе кто-то отказался сдавать ЕГЭ, нас бы сразу закрыли, - удивляется духовник Вятской православной гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов. - Также не очень понимаю, как сдача ЕГЭ может противоречить религиозным убеждениям». Однако этот пример побудил о. Сергия подробно поговорить о соотнесении получаемого в гимназии православного христианского образования с современным образовательным процессом. Тем более школа, где он служит, не совсем обычная: считаясь православной гимназией, по форме собственности она относится к муниципальным учебным заведениям. В России подобные прецеденты можно пересчитать по пальцам одной руки.

«С одной стороны, у нас есть Закон Божий и ОПК, а с другой — обычное преподавание других предметов по обычным программам федеральных стандартов, - напоминает о. Сергий. - И как раз духовник, находясь параллельно внутри этих двух контекстов, призван выстраивать школу как непрерывный воспитательный процесс, обязан научиться воспитывать христиан через преподавание "обычных" предметов. Для этого необходимо работать с учителями-предметниками, вникать в программы обучения, помогать педагогу ориентироваться в основах христианской педагогики. Да, все мы понимаем: мир есть Божие творение. А в состоянии ли средний учитель-предметник проиллюстрировать это на своих уроках? Нет, потому что он не владеет соответствующей методикой. Его этому попросту не учили! Помочь в этом и обязан духовник — у него есть и образование, и верный катехизаторский подход. И учителя-историка, к примеру, можно развернуть к, условно говоря, спецкурсу "История России как Закон Божий". Вот вам и христианское воспитание в самом прямом смысле».

23 января 2015 г. 22:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи