iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50
Новости
Вячеслав Сербиненко и священник Георгий Белькинд открыли мемориальную доску.Фото А.Реутский
4 октября 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

В РГГУ состоялась конференция, посвященная 150 -летию со дня рождения князя Евгения Трубецкого

В конференции на тему «Смысл жизни князя Евгения Николаевича Трубецкого », состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете и посвященной 150-летию со дня рождения философа, приняли участие философы и историки из России, Италии, Германии и Франции, журналисты и студенты вузов. 

В своих докладах каждый из выступавших рассказал о какой-либо из сторон творческого наследия выдающегося философа и правоведа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Трубецкого. В частности, это философская полемика с философом Владимиром Эрном, отношение к Канту и неокантианству, критика Трубецким Владимира Соловьева и Павла Флоренского.

Профессор РГГУ Алексей Круглов говорил о критике Трубецким Канта, подчеркнув, что Трубецкой написал ряд работ, посвященный немецкому философу, и отношение к Канту - важный аспект его философского развития.

Трубецкой начал читать Канта еще в седьмом классе и, неудовлетворенный русским переводом, перешел к французскому, сравнивая французский перевод с оригиналом, пока ему не стал понятен немецкий текст. «Кант оставался в центре внимания юного князя до совершеннолетия,- отметил выступающий. - Он также хорошо знал и работы представителей неокантианства, но это не помешало ему глубоко и неискаженно воспринимать сочинения самого автора». Докладчик отметил, что в отношении к Канту позиция Трубецкого близка к позиции философа Владимира Соловьева. В изложении своей системы Трубецкой говорил о преемственной связи с “Теоретической философией” В. С. Соловьева. «Для меня, как и для Соловьева, первая задача в борьбе с Кантом заключается в том, чтобы лишить познающего субъекта неподобающего ему значения центрального светила познания. Возвеличение человеческого субъекта и есть то, что я назвал ложным антропологизмом кантовой теории познания», -писал он в своих «Метафизических предположениях познания». 

Тем не менее в работах Трубецкого немало места уделяется и критике Владимира Соловьева. Но «это критика философская, которая предполагает возможность других позиций и развитие той позиции, которая была у Соловьева,- пояснил ЦВ д.ф.н., профессор РГГУ Вячеслав Сербиненко. - Трубецкой критиковал Соловьева за пантеизм, за шеллингианство и, отчасти возвращаясь к Канту, пытался найти новые пути, не отрицая принципы философского трансцендентализма в немецкой философии». «Чтобы понять Владимира Соловьева, надо сделать шаг от него», - эти слова Трубецкого процитировали несколько докладчиков. 

Соловьев обладал способностью влиять на умы своих современников, считает Вячеславлав Сербиненко, именно он спровоцировал создание в России новой метафизики, новой антропологии или того, что называется «религиозной философией». 

«Критика Соловьева была, есть и будет. Это критика его богословских взглядов, идей теократии, проектов соединения с католической Церковью, - добавил Вячеслав Сербиненко, - и Евгений Трубецкой не разделял этих убеждений. Но можно сказать, что Соловьев в конце жизни отказался от теократических проектов и своего утопизма. И в его последних работах «Духовные основы жизни», «Три разговора» содержится ценностное отношение к Православию».

Зам. декана философского факультета МГУ, к.ф.н. Алексей Козырев в своем выступлении остановился на эстетическом и художественном аспекте философской концепции князя Трубецкого, сопоставив философские и мистические воззрения Трубецкого и Владимира Эрна. 

По мнению президента Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких священника Георгия Белькинда, Евгений Николаевич Трубецкой принадлежит к числу первых лиц религиозной русской философии Серебряного века, также как и его брат Сергей Трубецкой. «Почти все, что написал Евгений Трубецкой, уже переиздано,- сказал он ЦВ, - кроме его большой работы по гносеологии. Мы готовим ее переиздание. Его основные работы - «Три очерка о русской иконе», «Смысл жизни», «Миросозерцание Соловьева», - всему этому уже даны оценки наших современников. И сегодня русская религиозная мысль предстает во всей ее драматичности. Не как музейный мемориальный экспонат, а как чрезвычайно напряженная внутренняя работа, которая в определенном смысле продолжается и сейчас. Потому что все вопросы, которые они обсуждали 100 лет назад - это и наши вопросы». Священник пояснил, что речь идет, в частности, о поставленным Трубецким вопросе утраты смысла жизни. В России после революции это понятие долго было «под спудом». Но, начиная с 1970-х- 1980-х гг., в психологии и психиатрии оно стало активно разрабатываться. 

«Последние годы я читал работы по психологии образования, - и во многих из них исследуется проблема подросткового суицида, а в психиатрии авторы считают ключевой причиной суицида именно утрату смысла жизни. Идет обсуждение возможных терапевтические действия по отношению к человеку, душа которого в своих переживаниях потеряла этот смысл. Но это все уже описано у Трубецкого. Он подробно говорит, как уходит и теряется смысл жизни и как человек может его вернуть усилием духовным и мыслительным», - заключил отец Георгий.

На конференции также прозвучали доклады д.ф.н. Сергея Нижникова (РУДН). «Е. Трубецкой и спор о пантеизме в русской философии», д.ф.н. Юлии Мелех (МГУ), «История одного предубеждения о всеединстве Вл. Соловьева», к.ф.н. Сергея Половинкина (РГГУ) «Антиномизм о. П. Флоренского и логизм Е. Трубецкого» и др.

В рамках конференции была открыта мемориальная доска князю Евгению Трубецкому.

Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского и Образовательный фонд им. братьев Сергея и Евгения Трубецких.В РГГУ состоялась Международная конференция, посвященная 150 -летию князя Евгения Трубецкого

Справка

Трубецкой Евгений Николаевич (23.09[5.10].1863—23.01.1920), князь, философ, правовед. Родился в Москве в старинной дворянской семье. По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая — блж. Августину, вторая — религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI в.). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, а оттуда через некоторое время перешел в Московский университет (1905). Член Государственного совета (1907—08). Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—17). После 1917 Трубецкой покинул Москву. Находился в рядах Добровольческой армии; скончался в Новороссийске.

 

4 октября 2013 г. 10:15
Ключевые слова: история, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи