iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Новости
фото: dvseminary.ru
12 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: самоактуализация - это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком

В Хабаровской духовной семинарии начался второй цикл занятий спецкурса «Практическая пастырская психология», предназначенного для студентов 1–4 курсов Сектора очного отделения. Для чего психология может быть полезна будущим пастырям и какие пастырские задачи помогает решить, рассказал ЦВ ректор семинарии, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Психология помогает в решении задач, которые ставит перед нами Господь, наша Церковь и священноначалие. Спаситель создал Свою Церковь для людей. Кто-то из нас уже в этом ковчеге спасения, кто-то на пороге, кто-то ищет пути, или не ищет пока. А есть и те, кто воюет против. Так вот, четыре главных направления – образование (в широком смысле), социальное служение, работа с молодежью, миссия – это обращение, прежде всего, к людям нецерковным.

Нам, пастырям, в церкви в каком-то смысле проще: христиане имеют одну цель, стараются жить по христовым заповедям и святоотеческим канонам. Они видят в пастырях служителей Бога и своих духовных наставников, стремятся следовать их советам. Мы говорим на одном языке, мыслим одинаковыми категориями.

Но за церковной оградой картина совсем иная. И, главное, здесь иные люди – светские, от Церкви далекие. Которые зачастую не понимают и не хотят понять слово Божие, адресованное им через Его Церковь и Его пастырей. «В душе Бога имеют», Богом «интересуются», но необходимое посредничество Церкви отвергают. Не станем вдаваться в причины – их много, они разные.

В этих обстоятельствах приходится для всех делаться “всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,22), с эллинами – эллином, с иудеями – иудеем. А это значит, по апостолу, уметь общаться и на том, и на другом языке. В наших условиях эллины и иудеи – это дети, спортсмены, преподаватели, умирающие больные, заключенные, воины, чиновники, семьи, люди пожилые, люди с нервными и психическими отклонениями. Наркоманы, игроманы, алкоголики. Рокеры, байкеры, экстремалы.

Такое общение предполагает знание людей, особенности их характеров. Можно не знать возрастной психологии, когда общаешься с воцерковленным ребенком: и родители его к беседе подготовят, и сам он бывает готов. Но для бесед с ребенком нецерковным она необходима. Не так важны знания проблем кризисов юности, если занимаешься в православных молодежках, но попытки без этого заинтересовать светскую молодежь заранее обречены на неудачу. У многих наших современников есть психологические особенности, сформированные интернет-пространством; их тоже нужно знать. Нести слово Божие больным, умирающим, зависимым – всем, обладая специфическими психологическими знаниями и навыками, значительно легче. И, как показывает практика, действеннее. При том, конечно, что главными здесь должны быть православная вера и евангельская любовь.

Выпускники наших семинарий могут иметь богословские знания, они воспитаны и нравственны, но ориентированы преимущественно на внутрицерковную среду. Для секулярного общества они непонятны, да и им самим там, что называется, некомфортно. К миссии часто у них нет ни желания, ни вкуса. Много ли ярких, интересных проповедников выступает у нас по центральным телеканалам?  Много ли желающих?

Это первая и, на мой взгляд, главная задача предмета психологии в духовных образовательных учебных заведениях. Практическая психология может оказаться полезной при оценке «профпригодности». Может оказать помощь в диагностике и преодолении проблем невротического и психического характера: не все наши абитуриенты обладают абсолютным психическим здоровьем.

Есть еще одна проблема, не менее важная - самоактуализация. Это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком, а современная психология рекламирует всеми доступными способами. Следуя ему, человек постепенно трансформируется в законченного эгоиста, со всеми последствиями: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 3-5).

Это проблема психологов, в том числе и православных, которые хотят и могут трудится в наших семинариях. Они «заточены» на теорию Маслоу (американский психолог, автор популярной на западе теории потребностей человека). Но священник не самоактуализируется – он стремится к Богу и ведет за собой паству. Он отец, а не лидер; он жертвует собой, а не превозносится; он любит, а не стремится к успеху .

В качестве преподавателей мы приглашаем опытных специалистов из Санкт-Петербургской духовной семинарии. Есть светские психологи. Но в этом случае преподавание ведется в тандеме со священником, а сами они изучают святоотеческую психологию, знакомятся с основами аскетики, постепенно расширяя кругозор и выправляя мировоззрение. Так учимся общаться и наводим мосты. Польза обоюдная.

Cправка
Содержание курса Хабаровской духовной семинарии во втором полугодии 2013–2014 уч. года по Практической пастырской психологии будет включать семинары, практикумы и тренинги:
— лекция «Психологические методы в пастырской деятельности»;
— тренинг «Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта»;
— семинар «Основы психодиагностики основных психических заболеваний»;
— практикум по работе с горем;
— семинар «Практические аспекты духовного руководства людьми с зависимостями и работа с созависимыми членами семьи»;
— семинар «Возрастные этапы и кризисы: что необходимо учитывать в  душепопечении и миссионерской деятельности»;
— практикум «Организация социальных служений и приходской деятельности»;
— тренинг «Психологическая саморегуляция»;
— практикум «Взаимодействие с психически неадекватными людьми»;
— тренинг «Управление конфликтами»;
— тренинг «Самомотивация и преодоление мотивационных кризисов»;
— семинар «Применение полученных навыков в практических служениях» (подготовка к практике).

12 февраля 2014 г.
Ключевые слова: психология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00