iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
фото: dvseminary.ru
12 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: самоактуализация - это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком

В Хабаровской духовной семинарии начался второй цикл занятий спецкурса «Практическая пастырская психология», предназначенного для студентов 1–4 курсов Сектора очного отделения. Для чего психология может быть полезна будущим пастырям и какие пастырские задачи помогает решить, рассказал ЦВ ректор семинарии, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Психология помогает в решении задач, которые ставит перед нами Господь, наша Церковь и священноначалие. Спаситель создал Свою Церковь для людей. Кто-то из нас уже в этом ковчеге спасения, кто-то на пороге, кто-то ищет пути, или не ищет пока. А есть и те, кто воюет против. Так вот, четыре главных направления – образование (в широком смысле), социальное служение, работа с молодежью, миссия – это обращение, прежде всего, к людям нецерковным.

Нам, пастырям, в церкви в каком-то смысле проще: христиане имеют одну цель, стараются жить по христовым заповедям и святоотеческим канонам. Они видят в пастырях служителей Бога и своих духовных наставников, стремятся следовать их советам. Мы говорим на одном языке, мыслим одинаковыми категориями.

Но за церковной оградой картина совсем иная. И, главное, здесь иные люди – светские, от Церкви далекие. Которые зачастую не понимают и не хотят понять слово Божие, адресованное им через Его Церковь и Его пастырей. «В душе Бога имеют», Богом «интересуются», но необходимое посредничество Церкви отвергают. Не станем вдаваться в причины – их много, они разные.

В этих обстоятельствах приходится для всех делаться “всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,22), с эллинами – эллином, с иудеями – иудеем. А это значит, по апостолу, уметь общаться и на том, и на другом языке. В наших условиях эллины и иудеи – это дети, спортсмены, преподаватели, умирающие больные, заключенные, воины, чиновники, семьи, люди пожилые, люди с нервными и психическими отклонениями. Наркоманы, игроманы, алкоголики. Рокеры, байкеры, экстремалы.

Такое общение предполагает знание людей, особенности их характеров. Можно не знать возрастной психологии, когда общаешься с воцерковленным ребенком: и родители его к беседе подготовят, и сам он бывает готов. Но для бесед с ребенком нецерковным она необходима. Не так важны знания проблем кризисов юности, если занимаешься в православных молодежках, но попытки без этого заинтересовать светскую молодежь заранее обречены на неудачу. У многих наших современников есть психологические особенности, сформированные интернет-пространством; их тоже нужно знать. Нести слово Божие больным, умирающим, зависимым – всем, обладая специфическими психологическими знаниями и навыками, значительно легче. И, как показывает практика, действеннее. При том, конечно, что главными здесь должны быть православная вера и евангельская любовь.

Выпускники наших семинарий могут иметь богословские знания, они воспитаны и нравственны, но ориентированы преимущественно на внутрицерковную среду. Для секулярного общества они непонятны, да и им самим там, что называется, некомфортно. К миссии часто у них нет ни желания, ни вкуса. Много ли ярких, интересных проповедников выступает у нас по центральным телеканалам?  Много ли желающих?

Это первая и, на мой взгляд, главная задача предмета психологии в духовных образовательных учебных заведениях. Практическая психология может оказаться полезной при оценке «профпригодности». Может оказать помощь в диагностике и преодолении проблем невротического и психического характера: не все наши абитуриенты обладают абсолютным психическим здоровьем.

Есть еще одна проблема, не менее важная - самоактуализация. Это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком, а современная психология рекламирует всеми доступными способами. Следуя ему, человек постепенно трансформируется в законченного эгоиста, со всеми последствиями: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 3-5).

Это проблема психологов, в том числе и православных, которые хотят и могут трудится в наших семинариях. Они «заточены» на теорию Маслоу (американский психолог, автор популярной на западе теории потребностей человека). Но священник не самоактуализируется – он стремится к Богу и ведет за собой паству. Он отец, а не лидер; он жертвует собой, а не превозносится; он любит, а не стремится к успеху .

В качестве преподавателей мы приглашаем опытных специалистов из Санкт-Петербургской духовной семинарии. Есть светские психологи. Но в этом случае преподавание ведется в тандеме со священником, а сами они изучают святоотеческую психологию, знакомятся с основами аскетики, постепенно расширяя кругозор и выправляя мировоззрение. Так учимся общаться и наводим мосты. Польза обоюдная.

Cправка
Содержание курса Хабаровской духовной семинарии во втором полугодии 2013–2014 уч. года по Практической пастырской психологии будет включать семинары, практикумы и тренинги:
— лекция «Психологические методы в пастырской деятельности»;
— тренинг «Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта»;
— семинар «Основы психодиагностики основных психических заболеваний»;
— практикум по работе с горем;
— семинар «Практические аспекты духовного руководства людьми с зависимостями и работа с созависимыми членами семьи»;
— семинар «Возрастные этапы и кризисы: что необходимо учитывать в  душепопечении и миссионерской деятельности»;
— практикум «Организация социальных служений и приходской деятельности»;
— тренинг «Психологическая саморегуляция»;
— практикум «Взаимодействие с психически неадекватными людьми»;
— тренинг «Управление конфликтами»;
— тренинг «Самомотивация и преодоление мотивационных кризисов»;
— семинар «Применение полученных навыков в практических служениях» (подготовка к практике).

12 февраля 2014 г.
Ключевые слова: психология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00