iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
21 июня 2011 г. 18:47
версия для печати версия для печати

Краеведы призывают создать военно-мемориальный комплекс на месте древнего Семеновского кладбища

Многочисленные надгробия и склеп священнослужителя были обнаружены в конце мая в Москве при проведении работ по благоустройству территории сквера, находящегося на месте разрушенного военного некрополя московского Семеновского кладбища. Об этом сообщила в ходе III Скворцовских церковно-краеведческих чтений заместитель председателя Союза краеведов России Александра Смирнова. Специалисты по древностям предлагают создать на месте бывшего кладбища военно-мемориальный комплекс.

«28 мая этого года при проведении работ по благоустройству территории сквера, оставшегося на месте Семеновского кладбища, были обнаружены многочисленные надгробия, в том числе начала XIX века, останки захороненных и склеп - захоронение священника», - сказала Александра Смирнова. По ее словам, на этом месте была отслужена панихида.

По предварительным данным, в склепе покоились останки выходца из Белоруссии владыки Мелхиседека (М.Л.Паевский, †1931), осужденного в 1925 г. по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей и сосланного в Сибирь, а позднее назначенного архиепископом Красноярским.

...После 1812 года часть территории Семеновского кладбища была специально выделена для погребений воинов. Здесь хоронили умерших от ранений в Московском военном госпитале и лазаретах солдат, офицеров и ветеранов как войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой войны.

В начале XX в. Семеновское кладбище было одним из самых крупных мест погребения усопших в Москве. В 1931 г. оно было закрыто, а еще через 10 лет на территории кладбища были построены новые корпуса завода «Салют». В 1966 г. кладбище было окончательно уничтожено. Сегодня эта территория разделена на две неравные части проложенным Семёновским проездом с трамвайными путями. Здесь находятся сквер площадью 2 га и заводские цеха, и в этих местах до сих пор находят остатки могильных плит.

«В наши дни бывшее Семеновское кладбище - уникальное братское захоронение воинов разных поколений - является символом российской воинской доблести», - сказала Смирнова.

С участием ведущих российских историков, скульпторов, архитекторов и художников уже разработан проект мемориала. Специалисты надеются, что рано или поздно на месте бывшего некрополя появится военно-мемориальный комплекс, который «сможет обогатить историко-культурное наследие города и выполнять важнейшие функции сохранения преемственности традиций воинской славы России, увековечения памяти о поколениях защитников Отечества».

Однако пока что чиновники не очень-то заботятся об отдании последних почестей погибшим героям. Сохранившиеся надгробия хранятся на территории храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, найденные останки воинов - в сарае, в мешках.

В качестве примера достойной заботы о памяти предков докладчик привела монументы на братских могилах пленных немецких военнослужащих, умерших в столичных госпиталях в годы Первой мировой войны, и французских воинов, погибших или умерших в Москве в 1812 году. Эти памятники находятся в хорошем состоянии, за ними постоянно ухаживают.

Смирнова зачитала участникам чтений текст эпитафии на надгробной плите, найденной на месте захоронения скончавшегося в 1806 г. 43-летнего майора Федора Васильевича Панова:

«Постой прохожий здесь, постой и воздохни.
И умным оком зри, как меркнут наши дни.
Коль восплачешь обо мне, восплачут о тебе.
Все смертные подвержены одной судьбе»...

Третьи Скворцовские церковно-краеведческие чтения, посвященные памяти протоиерея Николая Скворцова (1861-1917), прошли 20 июня в храме Знамения Пресвятой Богородицы при ГУВД Москвы.

Проведение мероприятия было приурочено к 100-летию издания книги прот. Н.А. Скворцова «Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами». Сам отец Николай, как охарактеризовал его ведущий чтений председатель Союза краеведов России Владимир Козлов, был «одним из лучших представителей московского духовенства, неутомимым тружеником Церкви и науки, крупнейшим знатоком церковных архивов, первым исследователем уничтоженных церквей Московской епархии».

Участники чтений - ведущие представители краеведческого сообщества России также обратились к истории и судьбам утраченных и восстановленных домовых храмов Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко, Саввинского подворья на Тверской, некрополя бывшего Московского Скорбященского монастыря, забытого храма восточной окраины старой Москвы - храма Введения в Черкизове, церкви Иоанна Предтечи на Волхонке.

21 июня 2011 г. 18:47
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00