iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Новости
Фото monasterium.ru
27 января 2017 г. 17:00
версия для печати версия для печати

В Зачатьевском монастыре, в рамках XXV Рождественских Чтений, прошли мероприятия, посвященные теме монашества

В Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялось пленарное заседание секции Рождественских Чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности». Его участники говорили о решениях Поместного собора 1917-18 гг., русских святых подвижниках благочестия ХХ века, значении подвига новомученников в России для Вселенского Православия и гонениях на монашество в Грузии.

«В 1914 году в Российской империи было 1025 монастырей и общин, а число монашествующих достигло около 95 тыс. человек»,- такие цифры привел в докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» к. ист. н., доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Глеб Запальский. Но с февраля 1917 года монастыри становятся объектами разбойничьих нападений и грабежей. Известны факты, когда монастырские земли отбирали крестьяне, но не для обработки и выращивания урожая, а чтобы не дать заниматься сельским хозяйством монастырям. Одновременно обострились конфликты между настоятелями и братией. Письма и доносы на игуменов потоком потекли в Синод, во Временное правительство, и даже в Советы рабочих и крестьянских депутатов. «В это время в монастырях начались забастовки, митинги, самовольное смещения настоятелей»,- отметил докладчик.

Решить большую часть назревших проблем должны были два монашеских съезда (состоялись в июле 1917 года) и Поместный собор 1917-1918 гг., на котором работу отдела по монашеству возглавил архиепископ Серафим Чичагов. Принятое на соборе Определение ограничивало всевозможные формы выборности монашествующих (в том числе в Учредительное собрание) и систему автономного управления монастырями исключительно монашествующими. «Соборное Определение разрешило постриг с 25 лет для мужчин и женщин. До этого мужчинам разрешалось постригаться не ранее 30, а женщинам не ранее 40-ка лет, - отметил историк. - Кроме того, монахини на епархиальном уровне теперь могли быть делегатами монашеских собраний». Поместный собор поставил точку в спорах о приоритетах служения, определив, что важнейшая задача- это проведение уставного богослужения без сокращения, но одновременно поощрялась просветительская и социальная деятельность монастыря»,- подчеркнул докладчик.

В докладе епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата говорилось о таких подвижниках благочестия как старец Зосимовой пустыни Алексей (Соловьев),которому в 1917 году была доверена миссия вытянуть жребий на избрании Патриарха, протоиерей Алексей Мечев,протодиакон Николай Тохтуев, открыто отказавшийся сотрудничать в НКВД и ставший впоследствии священнномученником, благочестивый мирянин,мученик Иван Алексеевич Чернов,который вместе с бюллетенем для голосования опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района:«дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души» и др.

«История их святости в истории нашей Церкви XX века подобна несокрушимому фундаменту, который возвел глава Церкви – Христос для того, чтобы Церковь выстояла, несмотря на огненные испытания. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается(Притч. 11:11)»,- сообщалось в докладе.

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь) рассказал, что жизненный путь и молитвенный подвиг святителя Луки (Войно-Ясенецкого) стали примером для многих греков. А чудеса, которые происходят сегодня, вызывают интерес к его судьбе не только в Греции (где построено уже больше 40-ка посвященных ему храмов), но и в других странах. «Жития русских новомученников переведены на многие языки мира- греческий, английских, болгарский,сербский, грузинский, французский,- отметил митрополит Исайя.- Известно, что сегодня они переводятся на арабский, китайский, японский и др. языки».

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в своей выступлении: «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь» подробно остановился на судьбе наиболее выдающихся подвижников грузинского Православия, пострадавших за веру. В их числе- последний настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря архимандрит Иларион (Кучин) (перенес тюремное заключение и скончался в ссылке), последний настоятель Бетанийского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, архимандрит Илья (расстрелян в 1937 году), монахиня Нина (Тувышова) (8 лет провела в застенках НКВД), Патриарх Ефрем (провел в ссылке 8 лет), монахи Драндского Успенского монастыря, большинство из которых были убиты и замучены в ссылках и др.

«По моему смиренному рассуждению, к подвигам святых XX столетия на территории бывшего СССР надо еще приложить подвиг возрождения Православной Церкви, ее канонического строя, вековых устоев Церкви Христа. Этот путь Грузинская и Русская Церкви в течение двух столетий прошли вместе, вместе пережив все благое и все тяжкое. Поэтому новомученники, какой Поместной Церковью они не были бы прославлены - это наши общие святые, наши общие покровители, наши общие отцы и матери»,- убежден митрополит Горийский и Атенский Андрей.

После перерыва участники Чтений продолжили работу на секции "За Христа пострадавшие", на которой выступили епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы («В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке»), профессор МДА архимандрит Макарий (Веретенников) «За Троицу Святую: подвиг троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)», наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании «Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» и др.
27 января 2017 г. 17:00
Ключевые слова: монашество, новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00