iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Духовник для гимназистки
В разговорах о проблемах православных гимназий обычно охотнее обсуждаются дефицит бюджетных средств, нехватка ­помещений и качество образования. О духовном попечительстве речь заходит гораздо реже. Между тем духовник (в официальной терминологии — духовный попечитель) — одна из ключевых ­фигур ­современного образовательного процесса. Не только ­потому, что его кандидатура утверждается правящим архиереем, и без ­действующего духовника Синодальный отдел религиозного образования и катехизации (ОРОиК) по нормам не вправе выдать конфессиональное представление (основной документ, удостоверяющий православный статус школы). Персонал православной школы отличается от светской в том числе и наличием духовника. Именно от него в первую очередь зависит формирование здравой моральной атмосферы не только в ученическом, но и в педагогическом коллективе. «Журнал Московской Патриархии» вместе с самими школьными духовниками и представителями школьных администраций анализирует главные тенденции развития ­духовничества в эпоху постсоветских реформ.
22 октября 2015 г. 15:26
Основы православной культуры всё более востребованны
Весной каждый родитель будущего четвероклассника выбирает для своего ребенка один из шести модулей в курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который тот будет изучать в течение следующего учебного года. Результаты этого выбора уже пять лет с ежеквартальной периодичностью отслеживает государственное образовательное учреждение — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее — Академия). Какова динамика популярности различных модулей ОРКСЭ в российских регионах и как государственные органы контролируют соблюдение законодательства при обучении этому предмету, «Церковному Вестнику» рассказывает федеральный оператор электронного мониторинга ОРКСЭ, заведующая отделом Управления проектами внебюджетного обучения Академии Ольга Проскуркина.
2 сентября 2015 г. 10:00
Новости
Учебники по всем шести модулям курса ОРКСЭ
24 января 2016 г. 23:00
версия для печати версия для печати

Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля

Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.

По словам Евгения Юрьевича, сейчас в России Основы православной культуры изучают 35% всех российских четвероклассников, и по статистическому весу в ОРКСЭ этот модуль занимает устойчивое второе место после Основ светского этики (43%). Причем в Центральном и Южном федеральном округах ОПК минувшей весной выбрали больше половины учащихся и их родителей.

«В прошлом году мы предприняли экспертизу 233 программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в 101 образовательной организации 83 субъектов РФ, - рассказал Малеванов. – Увы, лишь 27% программ действующим при Министерстве образования методическим объединением признаны соответствующими требованиям качества. Три из каждых пяти программ вписываются в требования не в полной мере, а еще 14% просто недопустимы в области повышения квалификации». Эти данные хорошо коррелируют с результатами аналогичного исследования 742 рабочих программ различных модулей курса ОРКСЭ. Увы, лишь 28,4% из них рекомендованы экспертами к использованию, а при условии доработки – еще 50%.

Кроме того, в конце прошлого года по поручению министерства с целью изучения общественного мнения в отношении преподавания курса ОРКСЭ академия организовала социологический опрос. Его участники (школьники с родителями, учителя, представители школьной администрации, работники органов образования и представители традиционных российских конфессий) работали с семью анкетами, каждая из которых включала по 12 – 24 вопроса. «О полной свободе при выборе модуля говорят 93% респондентов, - замечает Евгений Малеванов, - в то время как 7% отмечают: на родительских собраниях им предлагались не все шесть, а от одного до трех модулей». В числе отмеченных опрошенными положительных результатов введения курса ОРКСЭ докладчик назвал снижение конфликтности у учеников (между собой в классах, а также с родителями и со школьными работниками) и заинтересованность самих четвероклассников (95% из них довольны тем, как преподается предмет). Среди отрицательных моментов респонденты чаще всего называют дополнительную нагрузку на школьников, недостаточную методическую обеспеченность курса и отсутствие системы текущей консультационной поддержки учителей. «Кроме того, каждый пятый опрошенный учитель и работник управлений образования отмечает, что ОРКСЭ приобщают детей к вере, - говорит Малеванов. – На наш взгляд, это тревожная тенденция, ведь курс преследует в первую очередь не миссионерскую цель, а знакомство школьников с культурой традиционных конфессий».

24 января 2016 г. 23:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи