iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Учебники по всем шести модулям курса ОРКСЭ
24 января 2016 г. 23:00
версия для печати версия для печати

Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля

Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.

По словам Евгения Юрьевича, сейчас в России Основы православной культуры изучают 35% всех российских четвероклассников, и по статистическому весу в ОРКСЭ этот модуль занимает устойчивое второе место после Основ светского этики (43%). Причем в Центральном и Южном федеральном округах ОПК минувшей весной выбрали больше половины учащихся и их родителей.

«В прошлом году мы предприняли экспертизу 233 программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в 101 образовательной организации 83 субъектов РФ, - рассказал Малеванов. – Увы, лишь 27% программ действующим при Министерстве образования методическим объединением признаны соответствующими требованиям качества. Три из каждых пяти программ вписываются в требования не в полной мере, а еще 14% просто недопустимы в области повышения квалификации». Эти данные хорошо коррелируют с результатами аналогичного исследования 742 рабочих программ различных модулей курса ОРКСЭ. Увы, лишь 28,4% из них рекомендованы экспертами к использованию, а при условии доработки – еще 50%.

Кроме того, в конце прошлого года по поручению министерства с целью изучения общественного мнения в отношении преподавания курса ОРКСЭ академия организовала социологический опрос. Его участники (школьники с родителями, учителя, представители школьной администрации, работники органов образования и представители традиционных российских конфессий) работали с семью анкетами, каждая из которых включала по 12 – 24 вопроса. «О полной свободе при выборе модуля говорят 93% респондентов, - замечает Евгений Малеванов, - в то время как 7% отмечают: на родительских собраниях им предлагались не все шесть, а от одного до трех модулей». В числе отмеченных опрошенными положительных результатов введения курса ОРКСЭ докладчик назвал снижение конфликтности у учеников (между собой в классах, а также с родителями и со школьными работниками) и заинтересованность самих четвероклассников (95% из них довольны тем, как преподается предмет). Среди отрицательных моментов респонденты чаще всего называют дополнительную нагрузку на школьников, недостаточную методическую обеспеченность курса и отсутствие системы текущей консультационной поддержки учителей. «Кроме того, каждый пятый опрошенный учитель и работник управлений образования отмечает, что ОРКСЭ приобщают детей к вере, - говорит Малеванов. – На наш взгляд, это тревожная тенденция, ведь курс преследует в первую очередь не миссионерскую цель, а знакомство школьников с культурой традиционных конфессий».

24 января 2016 г. 23:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00