iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Новости
Митрополит Токийский Даниил дает пастырское наставление семинаристам
22 февраля 2012 г. 13:53
версия для печати версия для печати

Митр. Токийский Даниил: Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами

Первая научная конференция "Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: к столетию со дня преставления", прошедшая в Николо-Угрешской духовной семинарии накануне объединила опыт исследователей России и Японии.

Во время телемоста с Японией к участникам встречи обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. "Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа. Этот дух и ныне жив в Японской церкви и в японском обществе и мы надеемся что он будет сближать наши народы и впредь", - отметил он. "Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет вот эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности", - заявил митрополит Даниил.

"Жизнь и служение св.Николая Японского разрушает стереотип, что невозможно проповедовать истинную веру и находить сторонников Христа среди народов, агрессивно настроенных по отношению к Православию, - сказал ЦВ ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). – Св.Николай - живой пример такой веры и действенной проповеди. Ведь одним из первых его сторонников стал человек чуждой религии (Такума Савабе), жрец, который пришел его убивать. После смерти святителя Японская Православная Церковь насчитывала около 40 тыс. прихожан. К сожалению, его наследие недостаточно популяризируется в России, мы издали его дневники, но тираж – капля в море, всего 500 экземпляров". 

С одной стороны, это масштаб личности св. патриарха Тихона и св.пр.Иоанна Кронштадского, считает профессор институту стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. "А с другой, в России он до сих пор Великий Неизвестный. Кроме Японии св.Николай больше известен в Южной Африке, там есть посвященное ему братство. Его хорошо знаю в Греции и в США. Многие люди чтят там его память и проводят конференции и другие мероприятия, посвященные его жизни и духовному пути, - сказал ЦВ Виктор Мазурик. – Нам еще только предстоит оценить актуальность этой личности для России". По данным ученого, св.Николай начал свое служение в период модернизации и социального кризиса в Японии, в период преследования иностранцев. В эти годы в стране Восходящего солнца за принятие христианства человека могли казнить. Таковы были последствия христианизации восточного соседа России в предыдущие три века европейскими католическими и протестантскими миссионерами. Святой сумел сохранить любовь к православию и в период осложнения политических отношений между странами, в частности русско-японской войны.

Не обладая в студенческие годы особыми способностями к языкам, св.Николай за несколько лет выучил японский и изучил культуру японцев, так что своей эрудицией удивлял многих образованных собеседников.

"Его можно считать родоначальником института переводчиков с русского языка. Это заслуга святого, что японцы открыли кладовую русской классической литературы. Он за 5-6 лет перевел на японский Священное писание, а затем и богослужебные тексты. Причем обладая скудными ресурсами и имея в помощниках всего одного ученика, - продолжает Виктор Мазурик. – Японцы до сих пор служат Божественную литургию, переведенную своим просветителем".

"Уникальность опыта св.Николая Японского еще и в том, что японцы приняли Православие как свою родную религию, а не как что-то чуждое принесенное из вне. Он основал Японскую Православную Церковь, которая сохранилась независимо от революций в России и в период гонений на православных в Японии. Создал миссионерскую сеть, говоря современным языком, из мирян, которые разнесли зерна веры по всей стране. И нам еще только предстоит оценить вклад этого выдающегося человека в Православие", - заключил ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн.

Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии имели возможность пообщаться с родственниками свт. Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. Также все желающие могли ознакомиться с выставкой фоторабот журналиста и писателя Натальи Клевалиной, посвященных Православию в современной Японии.

 

22 февраля 2012 г. 13:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00