выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Новости
Митрополит Токийский Даниил дает пастырское наставление семинаристам
22 февраля 2012 г. 13:53
версия для печати версия для печати

Митр. Токийский Даниил: Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами

Первая научная конференция "Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: к столетию со дня преставления", прошедшая в Николо-Угрешской духовной семинарии накануне объединила опыт исследователей России и Японии.

Во время телемоста с Японией к участникам встречи обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. "Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа. Этот дух и ныне жив в Японской церкви и в японском обществе и мы надеемся что он будет сближать наши народы и впредь", - отметил он. "Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет вот эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности", - заявил митрополит Даниил.

"Жизнь и служение св.Николая Японского разрушает стереотип, что невозможно проповедовать истинную веру и находить сторонников Христа среди народов, агрессивно настроенных по отношению к Православию, - сказал ЦВ ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). – Св.Николай - живой пример такой веры и действенной проповеди. Ведь одним из первых его сторонников стал человек чуждой религии (Такума Савабе), жрец, который пришел его убивать. После смерти святителя Японская Православная Церковь насчитывала около 40 тыс. прихожан. К сожалению, его наследие недостаточно популяризируется в России, мы издали его дневники, но тираж – капля в море, всего 500 экземпляров". 

С одной стороны, это масштаб личности св. патриарха Тихона и св.пр.Иоанна Кронштадского, считает профессор институту стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. "А с другой, в России он до сих пор Великий Неизвестный. Кроме Японии св.Николай больше известен в Южной Африке, там есть посвященное ему братство. Его хорошо знаю в Греции и в США. Многие люди чтят там его память и проводят конференции и другие мероприятия, посвященные его жизни и духовному пути, - сказал ЦВ Виктор Мазурик. – Нам еще только предстоит оценить актуальность этой личности для России". По данным ученого, св.Николай начал свое служение в период модернизации и социального кризиса в Японии, в период преследования иностранцев. В эти годы в стране Восходящего солнца за принятие христианства человека могли казнить. Таковы были последствия христианизации восточного соседа России в предыдущие три века европейскими католическими и протестантскими миссионерами. Святой сумел сохранить любовь к православию и в период осложнения политических отношений между странами, в частности русско-японской войны.

Не обладая в студенческие годы особыми способностями к языкам, св.Николай за несколько лет выучил японский и изучил культуру японцев, так что своей эрудицией удивлял многих образованных собеседников.

"Его можно считать родоначальником института переводчиков с русского языка. Это заслуга святого, что японцы открыли кладовую русской классической литературы. Он за 5-6 лет перевел на японский Священное писание, а затем и богослужебные тексты. Причем обладая скудными ресурсами и имея в помощниках всего одного ученика, - продолжает Виктор Мазурик. – Японцы до сих пор служат Божественную литургию, переведенную своим просветителем".

"Уникальность опыта св.Николая Японского еще и в том, что японцы приняли Православие как свою родную религию, а не как что-то чуждое принесенное из вне. Он основал Японскую Православную Церковь, которая сохранилась независимо от революций в России и в период гонений на православных в Японии. Создал миссионерскую сеть, говоря современным языком, из мирян, которые разнесли зерна веры по всей стране. И нам еще только предстоит оценить вклад этого выдающегося человека в Православие", - заключил ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн.

Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии имели возможность пообщаться с родственниками свт. Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. Также все желающие могли ознакомиться с выставкой фоторабот журналиста и писателя Натальи Клевалиной, посвященных Православию в современной Японии.

 

22 февраля 2012 г. 13:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00