iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Митрополит Токийский Даниил дает пастырское наставление семинаристам
22 февраля 2012 г. 13:53
версия для печати версия для печати

Митр. Токийский Даниил: Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами

Первая научная конференция "Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: к столетию со дня преставления", прошедшая в Николо-Угрешской духовной семинарии накануне объединила опыт исследователей России и Японии.

Во время телемоста с Японией к участникам встречи обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. "Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа. Этот дух и ныне жив в Японской церкви и в японском обществе и мы надеемся что он будет сближать наши народы и впредь", - отметил он. "Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет вот эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности", - заявил митрополит Даниил.

"Жизнь и служение св.Николая Японского разрушает стереотип, что невозможно проповедовать истинную веру и находить сторонников Христа среди народов, агрессивно настроенных по отношению к Православию, - сказал ЦВ ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). – Св.Николай - живой пример такой веры и действенной проповеди. Ведь одним из первых его сторонников стал человек чуждой религии (Такума Савабе), жрец, который пришел его убивать. После смерти святителя Японская Православная Церковь насчитывала около 40 тыс. прихожан. К сожалению, его наследие недостаточно популяризируется в России, мы издали его дневники, но тираж – капля в море, всего 500 экземпляров". 

С одной стороны, это масштаб личности св. патриарха Тихона и св.пр.Иоанна Кронштадского, считает профессор институту стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. "А с другой, в России он до сих пор Великий Неизвестный. Кроме Японии св.Николай больше известен в Южной Африке, там есть посвященное ему братство. Его хорошо знаю в Греции и в США. Многие люди чтят там его память и проводят конференции и другие мероприятия, посвященные его жизни и духовному пути, - сказал ЦВ Виктор Мазурик. – Нам еще только предстоит оценить актуальность этой личности для России". По данным ученого, св.Николай начал свое служение в период модернизации и социального кризиса в Японии, в период преследования иностранцев. В эти годы в стране Восходящего солнца за принятие христианства человека могли казнить. Таковы были последствия христианизации восточного соседа России в предыдущие три века европейскими католическими и протестантскими миссионерами. Святой сумел сохранить любовь к православию и в период осложнения политических отношений между странами, в частности русско-японской войны.

Не обладая в студенческие годы особыми способностями к языкам, св.Николай за несколько лет выучил японский и изучил культуру японцев, так что своей эрудицией удивлял многих образованных собеседников.

"Его можно считать родоначальником института переводчиков с русского языка. Это заслуга святого, что японцы открыли кладовую русской классической литературы. Он за 5-6 лет перевел на японский Священное писание, а затем и богослужебные тексты. Причем обладая скудными ресурсами и имея в помощниках всего одного ученика, - продолжает Виктор Мазурик. – Японцы до сих пор служат Божественную литургию, переведенную своим просветителем".

"Уникальность опыта св.Николая Японского еще и в том, что японцы приняли Православие как свою родную религию, а не как что-то чуждое принесенное из вне. Он основал Японскую Православную Церковь, которая сохранилась независимо от революций в России и в период гонений на православных в Японии. Создал миссионерскую сеть, говоря современным языком, из мирян, которые разнесли зерна веры по всей стране. И нам еще только предстоит оценить вклад этого выдающегося человека в Православие", - заключил ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн.

Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии имели возможность пообщаться с родственниками свт. Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. Также все желающие могли ознакомиться с выставкой фоторабот журналиста и писателя Натальи Клевалиной, посвященных Православию в современной Японии.

 

22 февраля 2012 г. 13:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00