выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Новости
Митрополит Токийский Даниил дает пастырское наставление семинаристам
22 февраля 2012 г. 13:53
версия для печати версия для печати

Митр. Токийский Даниил: Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами

Первая научная конференция "Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: к столетию со дня преставления", прошедшая в Николо-Угрешской духовной семинарии накануне объединила опыт исследователей России и Японии.

Во время телемоста с Японией к участникам встречи обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. "Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа. Этот дух и ныне жив в Японской церкви и в японском обществе и мы надеемся что он будет сближать наши народы и впредь", - отметил он. "Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет вот эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности", - заявил митрополит Даниил.

"Жизнь и служение св.Николая Японского разрушает стереотип, что невозможно проповедовать истинную веру и находить сторонников Христа среди народов, агрессивно настроенных по отношению к Православию, - сказал ЦВ ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). – Св.Николай - живой пример такой веры и действенной проповеди. Ведь одним из первых его сторонников стал человек чуждой религии (Такума Савабе), жрец, который пришел его убивать. После смерти святителя Японская Православная Церковь насчитывала около 40 тыс. прихожан. К сожалению, его наследие недостаточно популяризируется в России, мы издали его дневники, но тираж – капля в море, всего 500 экземпляров". 

С одной стороны, это масштаб личности св. патриарха Тихона и св.пр.Иоанна Кронштадского, считает профессор институту стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. "А с другой, в России он до сих пор Великий Неизвестный. Кроме Японии св.Николай больше известен в Южной Африке, там есть посвященное ему братство. Его хорошо знаю в Греции и в США. Многие люди чтят там его память и проводят конференции и другие мероприятия, посвященные его жизни и духовному пути, - сказал ЦВ Виктор Мазурик. – Нам еще только предстоит оценить актуальность этой личности для России". По данным ученого, св.Николай начал свое служение в период модернизации и социального кризиса в Японии, в период преследования иностранцев. В эти годы в стране Восходящего солнца за принятие христианства человека могли казнить. Таковы были последствия христианизации восточного соседа России в предыдущие три века европейскими католическими и протестантскими миссионерами. Святой сумел сохранить любовь к православию и в период осложнения политических отношений между странами, в частности русско-японской войны.

Не обладая в студенческие годы особыми способностями к языкам, св.Николай за несколько лет выучил японский и изучил культуру японцев, так что своей эрудицией удивлял многих образованных собеседников.

"Его можно считать родоначальником института переводчиков с русского языка. Это заслуга святого, что японцы открыли кладовую русской классической литературы. Он за 5-6 лет перевел на японский Священное писание, а затем и богослужебные тексты. Причем обладая скудными ресурсами и имея в помощниках всего одного ученика, - продолжает Виктор Мазурик. – Японцы до сих пор служат Божественную литургию, переведенную своим просветителем".

"Уникальность опыта св.Николая Японского еще и в том, что японцы приняли Православие как свою родную религию, а не как что-то чуждое принесенное из вне. Он основал Японскую Православную Церковь, которая сохранилась независимо от революций в России и в период гонений на православных в Японии. Создал миссионерскую сеть, говоря современным языком, из мирян, которые разнесли зерна веры по всей стране. И нам еще только предстоит оценить вклад этого выдающегося человека в Православие", - заключил ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн.

Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии имели возможность пообщаться с родственниками свт. Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. Также все желающие могли ознакомиться с выставкой фоторабот журналиста и писателя Натальи Клевалиной, посвященных Православию в современной Японии.

 

22 февраля 2012 г. 13:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00