выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Новости
А. Дюрер "Меланхолия"
14 ноября 2018 г. 15:30
версия для печати версия для печати

В Москве открылась международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

В Москве, в Даниловом монастыре открылась международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных», на которой православное и католическое духовенство, психиатры из России, Италии, Великобритании и Испании обсудили типы психических расстройств, особенности протекания психических заболеваний у верующих людей, восприятие психически больными церковных Таинств и др..

Так, в своем докладе ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАН, к.м.н. Ольга Борисова дала определение и классификацию видов такой формы заболевания как «патологическая религиозность». Термин был введен на основе нескольких десятилетий исследования, в которых участвовало 857 человек в возрасте от 18 до 78 лет. Докладчик пояснила, что речь не о том, что если человек верит в Бога, то его надо лечить.«Под патологической религиозностью понимаются психические расстройства, лежащие в основе или искажающие принятие и усвоение традиционных религиозных убеждений , ведущие к измененному этими расстройствами религиозному поведению и образу жизни больных»,- подчеркнула психиатр. Формами заболевания могут стать анорексия по религиозным сверхценным убеждениям, когда истощение человека требует реанимации, различные формы бреда, например бредовая убежденность человека в его богооставленности, приводящая к суицидальным попыткам и т. д.
     Каждый из видов патологической религиозности может быть охарактеризован по нескольким критериям- это личностные расстройства, особенности социального статуса и др. «В конечном итоге каждый из этих видов требует комплекса определенных лечебных мероприятий. Круг оказания помощи может распространяться от пастырского консультирования до  психофармакологического лечения. А в случае необходимости- наблюдения и ухода за тяжелыми инвалидами»,- заключила докладчик. 
     По наблюдениям магистра богословия, врача эндокринолога, насельника монастыря Раду-Воде (Румыния) монаха Досифея (Горбачевского) Таинство Причастия оказывает положительное влияние на состояние психических больных. В частности, у больного сразу наступает состояние равновесия в мышлении, поведении и психической деятельности, на долгий период болезнь не прогрессирует, видны ясность и просветление ума, возобновление человеческих отношений - дружбы и более близких отношений с близкими и родственниками, наблюдается сознательное приближение к молитве и интерес к святым, появляются проявления благочестия и т.д.   
      Зам. Директора Научного центра здоровья, д.м.н. Василий Каледа рассказал о двух российских ученых, которые еще в прошлом веке отмечали благотворное влияние веры и церковных таинств на лечение психиатрических заболеваний, а также указывали на разделение сфер компетенции для священника и врача-психиатра.  Это архимандрит Киприан (Керн) и психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелихов (автор учебника «Психиатрия и проблемы духовной жизни»).Докладчик сообщил, что сегодня курс «пастырской психиатрии» читается в четырех духовных школах: В МДА, ПСТГУ, Сретенской и Белгородской духовной семинарии, хотя востребованность гораздо выше.
  
Подводя итоги первого дня работы, Василий Каледа отметил, что каждый священник должен сегодня быть готов к тому, что в своей  пастырской работе волей-неволей будет сталкиваться с душевными переживаниями человека, которые имеют не духовную, а именно психическую причину, то есть существующую в рамках некоего психического заболевания. Кроме того, «врачи психиатры, не зависимо от своего личного мировоззрения, должны опираться на убеждения, которые есть у человека (в данном случае речь о религиозных убеждениях), и воспринимать их как важнейший ресурс в своей психотерапевтической работе»,- сказал психиатр. При этом врачу не обязательно быть верующим самому, ему просто надо с уважением относиться к убеждениям больного и понимать их ценность для реабилитации этого больного. «Слова о том, что врач должен быть обязательно верующим, и просьбы вроде «найдите мне верующего психиатра» я категорически не поддерживаю. Я знаю много замечательных врачей, моих коллег, которых иногда рекомендую обращающимся ко мне людям, если речь о заболевании не моего профиля (например,  я не занимаюсь проблемами детской психиатрии). Я знаю их как профессионалов и порядочных людей, но их религиозные убеждения мне не известны. Главное- это их профессионализм. Поэтому советую молиться человеку о том, чтобы Бог послал ему врача — порядочного человека и профессионала в своем деле»,- заключил Василий Каледа.  
      В первый день на конференции также выступили: доктор Мария Тереза Ферла (Италия), главный врач комплекса Оперативная группа судебной психиатрии отдела психического здоровья больницы Боллат (Милан); зам. директора по научной работе Научного центра здоровья РАН Г.И.Копейко; протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ;
священник Хосе Вегас, к.ф.н. (СПбГУ), преподааптель Католической Высшей семинарии «Мария Царица апостолов» (Рим); Е.С. Курасов, профессор кафедры психиатрии Военномедицинской академии им.С.М.Кирова (Спб).
      Справка
По данным ВОЗ около 20-25% населения Земли имеет некие поведенческие или психические расстройства. В настоящее время депрессиями страдает, по разным оценкам, от 9 до 20% населения, шизофренией
около 1 % населения, деменцией- около 2%, расстройства личности (особенности характера, от которых страдает сам человек и его окружающие) отмечается у 10%. Невротические заболевания встречаются,
по разным оценкам, тоже у 10-20% людей. 
По данным Научного центра психического здоровья РАН в течение 2016-2017 гг.и в России к психиатрам обратилось около 4 млн. человек (2,8% населения). Между тем, по данным Центра в помощи психиатров и психотерапевтов нуждается в два раза большее число, т. е. около 8 млн. человек (5,7%). А психические расстройства и некие отклонения отмечаются  у 21 млн. человек (14%) в РФ. «Наши данные «скромнее», чем у ВОЗ. Но это не связано с тем, что у нас более здоровое население. Очевидно, наши диагностические критерии более жесткие»,- пояснил Василий Каледа.    

 

14 ноября 2018 г. 15:30
Ключевые слова: врачевание
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00