выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники экспедиции с настоятелем монастыря архимандритом Ефремом в монастыре Ватопед
24 января 2018 г. 15:53
версия для печати версия для печати

В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей

В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги.

Открывая мероприятие, канд. пед. наук и доцент Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Киприан (Ященко) обратил внимание присутствующих на то, что сегодня одной из проблем подготовки пастырей в духовных учебных учреждениях стал некоторый перекос в увеличении часов гуманитарного образования в ущерб пастырско-богословским дисциплинам. «Интеграция в европейское образовательное пространство привела к тому, что наше богословие претерпевает довольно большое изменение, особенно с практической стороны. По нашим данным гуманитарная подготовка современных семинаристов в несколько раз превышает по часам профессиональную, служебную подготовку. И, выходя из семинарии, ее выпускники практически не подготовлены к пастырской деятельности. Это ненормально, т. к. для нас важнее вера и те способы и формы исповедания своей веры, которые несет в своем служении священник через совершение Таинств, служение людям и Богу», - отметил игумен.
По словам психолога Натальи Скуратовской, три года преподававшей в Хабаровской духовной семинарии курс практическая пастырская психология, еще одна проблема в том, что знания семинаристов не переходят в практический пастырский опыт, если в семинарии не уделяется должное внимание пастырской практике. Кроме того, по ее мнению, традиционная система обучения там построена таким образом, что не способствует формированию культуры мышления и культуры дискуссии, нет практики диалога с враждебно настроенной к Церкви стороной, поэтому многие студенты и выпускники семинарий не способны аргументированно выступить от имени Церкви, вместо этого объявляя любые критические замечания «информационной войной» и «нападками на Церковь». Наталья Скуратовская также столкнулась с тем, что большинство семинаристов не умениют говорить проповедь от сердца, а не как заученный текст. Хотя и изучают риторику и гомилетику.
Исполняющий обязанности ректора Воронежской духовной семинарии, декан пастырского факультета священник Роман Ткачев напомнил участникам круглого стола, что в XIX веке критические замечания в адрес духовных школ высказывал и святитель Феофан Затворник. Несмотря на то, что прошло более ста лет, на некоторые из них стоит обратить внимание и сегодня. В частности, святитель говорил о том, что богословие как наука не притягивает будущего пастыря к Церкви, а, наоборот, отторгает от нее. Чтобы этого не происходило, необходимо изменить сам подход к богословию и к целям богословия. «Цель богословия - это не просто узнать что-то новое (к чему стремится светская наука), а усвоить вечное», - писал святитель Феофан. «При этом святитель уточнял, что сама методика преподавания должна быть такой, что человек, слушая ту или иную дисциплину, назидался бы в вере и в его сердце пробуждалось горячее желание служить Богу, не оставляя его равнодушным», - отметил отец Роман. Кроме того, святой призывал переместить центр тяжести воспитания будущего пастыря из класса в храм, чтобы церковная служба в распорядке дня семинариста занимала первое, а не второстепенное место.
И наконец, один из ключевых моментов воспитания в духовной школе, по мнению святителя, это то, что должно быть  личностное общение педагога со студентом. «У нас большое количество студентов и малое число преподавателей, и все держат дистанцию. Но если провести опрос студентов, они скажут, что отношения между педагогами и студентами формализованы. За редким исключением, нет необходимой любви и заботы. В свою очередь, святитель Феофан уделял студентам значительную часть своего личного времени», - заключил выступающий. Между тем, святитель Феофан уделял студентам значительную часть своего личного времени, придумывая, чем полезным их занять, вкладывая в их воспитание свою душу.
Доктор Бостонского и Афинского университетов, психолог-психотерапевт, протоиерей Афанасий Мелиссарис (Греция) сделал два доклада на темы: «Особенности пастырского служения в апостасийные времена» и «Как передать опыт лучших пастырей студентам духовных школ».
Поскольку отец Афанасий не только священник, но и практикующий психолог, в своем выступлении он рассматривал заявленные темы также и в психолого-терапевтическом аспекте. В современной жизни, когда происходит отступление человека от Бога - и это главная проблема- разрыв отношений с Создателем рождает и все остальные проблемы, сказал священник. «И если ты не живешь полноценной духовной жизнью, то ты духовно нездоров», - напомнил он. Духовное нездоровье приводит к депрессии, которая может стать серьезным препятствием для молитвы, участия в церковной жизни, в Таинствах и т. д. По мнению выступающего, такое состояние рождает угрызение совести, и человек чувствует себя виновным перед Богом. Это может привести к самобичеванию, заниженной самооценке и нравственной деградации. В этом случае священнику необходимо учитывать психологическое состояние обратившегося к нему человека, постараться его понять. Чтобы помочь неизлечимо больному или пожилым людям, впавшим в слабоумие, «современный пастырь должен хорошо разбираться в болезнях и знать психологическое состояние больного.
Для этого необходимо большое терпение и любовь к страдающим в болезни», - подчеркнул отец Афанасий. К слову, его мысль о понимании сложного душевного состояния обращающегося к священнику человека стала лейтмотивом его докладов. Во втором докладе отец Афанасий изложил основные психологические инструменты, которые необходимо освоить, по его мнению, будущему пастырю. В частности, к ним относятся - исследование (для оказания действенной помощи человеку, нужно понимание его психологического состояния), принятие (как научиться принимать другого таким, каков он есть, со всеми слабостями и недостатками), слушание (искусство слушания - это искусство молчания), методичность , воля, уподобление и др. В ходе выступления докладчик подробно остановился на содержании каждого из них.
Отец Афанасий лично знал Афонского старца, преподобного Паисия Святогорца и написал о нем пять книг. Поэтому закономерен был и вопрос к нему игумена Киприана: «Как старцу Паисию удавалось вдохновить каждого пришедшего к нему за помощью, развеять его печаль, скорбь, вселить уверенность в себя? Как научиться этому студентам духовных школ, какие качества в себе нужно развить?».
«У него была простота, которой нет у нас, - ответил отец Афанасий.- Он был примером пастырской заботы. Многие знания о человеческой душе старец обрел благодаря своему духовному опыту, а не из книг. Он также обладал способностью самопознания, отдавая себе отчет в том, каков он на самом деле, а не то, что говорят о нем другие. Все шли к нему, т. к. видели в нем образ Божий».
Отец Киприан также рассказал участникам круглого стола, что минувшим летом группа студентов разных духовных школ (из Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа), в течение 20 дней пребывала на Афоне, собирая материал о жизни старца Паисия, встречаясь с теми, кто его знал, с его родственниками, с духовными чадами. «Перед ними была поставлена задача хотя бы один день прожить без ропота, без гнева, в труде и молитве, как жил святой Паисий всю свою жизнь. Почти каждый вечер ребята, собираясь вместе, вслух читали «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака или беседовали на тему добродетели дня», - сказал игумен Киприан. Это паломничество стало попыткой донести свидетельства о святой жизни преподобного Паисия до наших современников, чтобы помочь им осмыслить свою жизнь. И судя по отзывам молодых людей, у каждого из них появилось желание воспитать в себе ту или иную добродетель старца, которая особенно запала ему в душу. Одному стяжать любовь и мудрость, другому научиться упованию на Бога и настоящей вере, третьего поразила жертвенность преподобного, четвертый был тронут его даром утешать, а кто-то почерпнул такую добродетель, как радость.
Кульминацией этого паломничества стало восхождение на Святую гору Афон. По словам игумена Киприана, в этом году паломничество студентов духовных школ на Афон планируется повторить.

 

 

 

24 января 2018 г. 15:53
Ключевые слова: семинария, молодежь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00