выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Новости
фото: patriarchia.ru
31 марта 2014 г. 11:10
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, и начинаем ей служить, мы становимся одержимыми

В неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Отметив значение святого преподобного Иоанна и его книги «Лествица» для Церкви, Святейший Патриарх остановился на Евангельском отрывке, который читался в этот день (Мк. 9:17-31). Там рассказывается о юноше, который мучился от своей болезни и никто его не мог исцелить. После того как Господь исцелил его, ученики спросили Его: «Почему же мы не могли его исцелить?».На что Спаситель ответил: «Род сей изгоняется только молитвой и постом».
«Таким образом, в небольшом евангельском отрывке мы находим упоминание трех необходимых условий того, чтобы Бог помог человеку исцеляться от недугов душевных и телесных, — это вера, это пост и это молитва», - подчеркнул Предстоятель.

Главная причина болезни юноши по словам Святейшег Патриарха была в том, что он был  одержимым диавольской силой настолько, что в нем не оставалось ничего живого — ни сознания, ни воли, ни чувств. Вся его духовная сущность была уничтожена диавольской силой. «Когда мы говорим об одержимости духом злобы, мы должны понимать, что одержимость не всегда связана со столь радикальными внешними проявлениями. Это не всегда болезнь физическая. Одержимость может проявляться по-разному, но она всегда связана с уничтожением человеческой личности, с полным ее порабощением злой силе. Может возникнуть вопрос: а с чего начинается это порабощение? Может быть, мы уже испытываем на себе это порабощение, будучи совершенно здоровыми, по крайней мере, умственно? Многие физически совершенно здоровы, но, может быть, где-то уже присутствует эта страшная болезнь, порождающая духовные метастазы?»,- продолжил Предстоятель.

В своих трудах святитель Иоанн Златоуст говорит том, что присутствие темной силы в человеке начинается со лжи. Причем ложь входит в сознание человека так, что он может даже и не заметить ее. По словам Иоанна Златоуста: «Демоны насаждают ложь, сообщая ей частицу правды, подобно тому как те, кто изготавливает яды, обмазывают внешнюю часть сосуда медом, чтобы опасное зелье было пригодным для питья».
«Вот какой дивный образ предлагает нам святитель Иоанн Златоуст. Диавол не дает для потребления человеку ложь, в которой не было бы правды, потому что такая ложь легко опровергается. Диавол соблазняет человека ложью, в которой есть частицы правды. Вот это и называется искушением, это и есть первая атака диавола на человека — искусить, заразить ложью. А через ложь входит и грех, потому что где ложь, там и грех, где ложь, там и диавол, потому что он есть отец лжи (Ин. 8:44)», - отметил Святейший Патриарх.

Поэтому христианину нужно быть очень бдительным, чтобы за словами, содержащими правду, увидеть ложь и понять, что это искушение! Такое же искушение русские люди не смогли выдержать сто лет назад, когда поддержали революцию. Они поверили словам большевиков, которые обещал построить Рай на земле, а все закончилось разрушением храмов, уничтожением святынь, миллионами человеческих жертв и десятилетиями тяжелейшей жизни.
«Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в ту сторону, которая нужна для диавола, и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни, - подчеркнул Предстоятель. - Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить, чтобы преодолевать притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг — первый шаг на пути к одержимости делает человек. У диавола нет силы сделать за человека первый шаг к бездне — первый шаг всегда остается за человеком. Но когда он его делает, он уже вступает на заминированное поле, хозяин которого — диавол».

«Вот почему мы должны так бдительно относиться к своей духовной жизни. Вот почему постом, молитвой и верой мы должны отгонять от себя всякое воздействие зла, всякое воздействие лжи. Вот почему мы должны напрягать свои силы душевные и духовные, чтобы давать бой тому, кто есть ложь и отец лжи. Именно тогда, когда мы совершаем эти добрые деяния, мы полагаем начало нашему восхождению по лествице духовной жизни, ведущей от земли к небу»,- заключил Святейший Патриарх.

31 марта 2014 г. 11:10
Ключевые слова: проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00