iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Новости
Святейший Патриарх Кирилл
16 мая 2013 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай

Китай - одно из древнейших государств мира. При этом мало кто знает, что у Китая есть и своя христианская история, насчитывающая почти двадцать столетий. По преданию, первая проповедь о Христе прозвучала здесь еще в первом веке из уст апостола Фомы. А ровно триста лет назад в Пекине по благословению митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна была основана Русская Духовная миссия. Юбилейная дата совпала с визитом в Китай Святейшего Патриарха Кирилла.

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Китай 10 мая. В первый день визита в Доме народных собраний в Пекине Предстоятель Русской Церкви встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. В приветствии, обращенном к высокому гостю, Председатель КНР подчеркнул, что Патриарх Московский и всея Руси впервые в истории посещает Китай и назвал визит Первосвятителя "ярким проявлением высокого уровня и особого качества китайско-российских отношений".

Участники встречи обсудили духовные аспекты отношений между народами, основанных на схожести фундаментальных нравственных ценностей. Святейший Патриарх рассказал Си Цзиньпину об истории Православия в Китае, о роли русских священнослужителей в формировании связей между народами России и Китая, о судьбе Китайской Православной Церкви и нынешнем состоянии диалога Русской Православной Церкви с Государственным управлением КНР по делам религий. Со своей стороны председатель КНР рассказал о религиозной ситуации в Китае и значении религиозных организаций в построении гармоничного и солидарного общества.

По завершении встречи с Си Цзиньпином Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондентов российских и китайских СМИ. Предстоятель Русской Церкви рассказал, что в беседе с Председателем КНР была затронута тема Китайской Православной Церкви, которая существует уже более трехсот лет. В пятидесятых годах ее возглавляли два китайских иерарха, в ней совершали служение десятки китайских православных священников. "Потом последовали времена, о которых вы хорошо знаете, они практически свели на нет работу Китайской Православной Церкви, — сказал Патриарх. — Но в Китае продолжают оставаться китайские верующие — китайцы по национальности, а также многие десятки тысяч православных людей из России, Украины, Беларуси, которые приезжают в Китай: некоторые ненадолго, а некоторые — на продолжительное время. Я очень надеюсь, что в результате диалога, который осуществляет наша Церковь с Государственным управлением Китайской Народной Республики по делам религий, те вопросы, которые стоят на повестке дня, будут постепенно решаться при полном уважении Конституции и законодательства Китая, с опорой на местные ресурсы".

Далее состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с директором Государственного управления Китайской Народной Республики по делам религий (ГУДР) Ван Цзоанем, в ходе которой обсуждались роль религиозных организаций и традиционных духовных ценностей в общественной жизни двух стран, а также текущее состояние диалога между Русской Православной Церковью и Государственным управлением КНР по делам религий. Была дана положительная оценка подписанных в 2010 году меморандумов о взаимопонимании между Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и ГУДР, намечены перспективы дальнейшего взаимодействия, рассмотрены вопросы современного положения Православия в Китае.

По окончании встречи Ван Цзоань дал в Пекине торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. С приветствием от имени Русской Православной Церкви к участникам приема обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Иларион напомнил, что инициатором диалога Русской Православной Церкви с Государственным управлением Китая по делам религий в 1990-е годы был именно Патриарх Кирилл - в ту пору митрополит Смоленский и Калининградский и председатель ОВЦС - который неоднократно посещал Китай, встречался с государственными чиновниками, добивался разрешения на возрождение Китайской Православной Церкви и в итоге стал первым русским архиереем, совершившим богослужение на территории Китая после почти полувекового перерыва.

11 мая, во второй день визита в Китай, Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с достопримечательностями страны, в частности, с Великой китайской стеной. "Великая китайская стена — замечательный памятник древней архитектуры. Он поражает своими размерами, и каждый, кто пытается подняться по этой стене, может понять, сколь трудно было ее построить. Знакомясь с этим памятником, мы соприкасаемся не только с историей и культурой страны — мы соприкасаемся с самим духом Китая и можем понять, что из себя представляет китайская нация, каковы ее традиции, волевые установки, - отметил Предстоятель Русской Церкви, - Все это вызывает уважение к нашему великому соседу. Россия также была отмечена великим проявлением силы духа у нашего народа — и в тех войнах, которые мы вели и, особенно, в освоении Сибири, которое требовало невероятных усилий. Это поражало и ныне поражает очень многих людей. И вот здесь, на Дальнем Востоке, две сильных страны, две сильных нации соприкасаются. Складывая усилия, мы должны вместе работать для лучшего будущего наших народов и всего мира". Далее Патриарх Кирилл посетил бывший Императорский дворец, по-китайски именуемый Гугун.

12 мая, в неделю 2-ю по Пасхе, святого апостола Фомы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию на территории Посольства Российской Федерации в Пекине, где в свое время располагалась Русская духовная миссия. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисов, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Д.Ф. Мезенцев, советник-посланник российского Посольства в Пекине Е.Ю. Томихин, первый секретарь Посольства А.П. Поваляев, сотрудники дипломатического представительства России, иностранные дипломаты. Обратившись по окончании богослужения к собравшимся с Первосвятительским словом, Патриарх Кирилл особо приветствовал молившихся в этот день в храме потомков албазинцев и православных китайцев и напомнил историю образования и последующей деятельности в Китае Русской Духовной миссии. Настоятелю Успенского храма при Посольстве Российской Федерации в Китайской Народной Республике священнику Сергию Воронину Патриарх передал богослужебные сосуды для храма.

После Божественной литургии Святейший Предстоятель Русской Церкви и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Китайской Народной Республике А.И. Денисов прошли по территории посольства, на которой прежде располагалась Русская духовная миссия. Затем в здании Посольства состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с китайскими верующими. "Я с особым чувством встречаюсь с вами, дорогие мои, - обратился Патриарх к участникам встречи, - Про вас всех, несомненно, будет написано в истории Церкви. Вы совершили подвиг: не имея священников, может быть даже, в какой-то момент жизни не имея надежды, все-таки сохранили православную веру. Сейчас мы с вами являемся свидетелями больших перемен и в жизни Китая, и в жизни России. Это привело к тому, что впервые за всю историю Патриарх Московский и всея Руси вместе с вами молился сегодня на той самой земле, где жили албазинцы, — на территории Русской духовной миссии. Низкий поклон вам за ваши труды, за веру и надежду, которые вы сохранили в своих сердцах". Предстоятель Русской Церкви выразил надежду на то, "что будут зарегистрированы приходы Китайской Православной Церкви и что в какой-то момент появится китайский епископ, чтобы Китайская Православная Церковь могла иметь полную жизнь: сама рукополагать священников, организовывать места для богослужения и проповедовать Евангелие".

Также в здании Посольства Святейший Патриарх Кирилл встретился с российскими дипломатами, несущими свое служение в КНР. Во внимание к трудам на благо Православия в Китае Предстоятель Русской Церкви удостоил Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР А.И. Денисова ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Советник-посланник Посольства РФ в Китае Е.Ю. Томихин был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, а первый секретарь Посольства А.П. Поваляев — медалью преподобного Сергия Радонежского.

Далее состоялась презентация изданной на китайском языке книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Перевод представил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. Он подчеркнул, что широта церковного и общественного опыта способствовала осмыслению Святейшим Патриархом фундаментальных для человека понятий — таких как свобода, ответственность, достоинство личности. Опыт такого осмысления лег в основу представленного труда. Митрополит Иларион выразил уверенность, что знакомство с книгой будет полезным и интересным для всех китайцев, интересующихся русской религиозной философией и историей. Далее к присутствовавшим обратился Святейший Патриарх Кирилл, который отметил, что представленная книга явилась плодом долгих размышлений. "Сегодня мы видим, что моральные ограничения сняты. Акцент делается на свободу без всякой нравственной ответственности, потому что сама по себе нравственность воспринимается как условное понятие; считается, что то или иное явление может быть нравственным для одного человека и одновременно безнравственным для другого, — сказал Патриарх. — Это глубочайшее заблуждение, потому что нравственное чувство так же присуще человеческой природе, как и чувство свободы. Существуют фундаментальные нравственные понятия, которые одинаково работают и одинаково приемлемы и для русского, и для китайца, и для американца — для любого человека на планете. Именно поэтому я стал в свое время размышлять о том, как могут соотноситься друг с другом такие понятия, как свобода и ответственность. В результате появились тексты, которые потом были объединены в одну книгу".

В тот же день в Посольстве России состоялся прием от имени Святейшего Патриарха Кирилла. На мероприятии присутствовали члены официальной делегации, сопровождающие Предстоятеля Русской Православной Церкви в ходе визита в Китай, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНР А.И. Денисов, дипломаты, религиозные деятели Китая, представители Государственного управления КНР по делам религий, российские соотечественники, проживающие в этой стране. В ходе приема Святейший Патриарх побеседовал с религиозными деятелями Китайской Народной Республики. В сопровождении посла Предстоятель Русской Церкви посетил Успенский храм. Высоко оценив проведенную реставрацию, Патриарх Кирилл внимательно ознакомился с расположенным в здании храма музеем Русской духовной миссии в Китае.

13 мая в штаб-квартире Государственного управления по делам религий при Государственном Совете КНР состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с религиозными деятелями страны. Во встрече приняли участие заместитель директора ГУДР Чжан Лэбинь; директор 4-го департамента Государственного управления по делам религий Люй Цзиньгуан; глава Китайской исламской ассоциации, главный имам Китая Чэнь Гуанюань; заместитель председателя Исламской ассоциации Го Чэньчжэнь; заместитель председателя Китайской буддийской ассоциации, настоятель монастыря Шаолинь Ши Юнсинь; заместитель председателя Китайской даосской ассоциации Хуан Синьян; заместитель председателя Китайской католической патриотической ассоциации епископ Го Цзинцай; председатель Пекинского комитета патриотического движения протестантских церквей за три самостоятельности пастор Ча Гуй; другие члены ГУДР и представители религиозных общин. Также в числе участников были члены делегации Русской Православной Церкви, сопровождавшие Патриарха в ходе его визита в Китай.

Святейший Патриарх Кирилл рассказал собеседникам о Русской Православной Церкви, упомянув, что ее чадами является множество людей в России, Украине, Беларуси, Молдове, Казахстане и других странах. «Самым важным достижением за последние годы мы считаем уровень церковно-государственных отношений, отношений Церкви и общества, — отметил Патриарх. — Церковь играет заметную роль в общественной дискуссии по всем вопросам, которые имеют к Церкви какое-то отношение. Установился очень хороший диалог со всеми политическими партиями, которые представлены в Государственной Думе, с профсоюзами, с творческими союзами писателей, ученых, композиторов. За последние годы у нас очень развились образовательные программы, взаимодействие со школой, с Вооруженными силами, с системой исполнения наказаний».

«Русская Церковь является единственным институтом, сохранившим свое единство после распада Советского Союза. И поэтому я представляю не только Российскую Федерацию, но все бывшие республики Советского Союза, кроме Грузии и Армении, где есть собственные Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил сложившиеся на протяжении лет добрые отношения с Государственным управлением по делам религий и с религиозными организациями Китая и особо поблагодарил представителей Китайской Католической Церкви, которая предоставляет православным верующим храмы для совершения богослужений.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил перелет из Пекина в Харбин и посетил Софийский собор, в котором ныне располагается архитектурный музей.

14 мая в день Радоницы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Харбина. Литургия совершалась на антиминсе, подписанном архиепископом Китайским и Пекинским Виктором (Святиным), начальником XX Русской духовной миссии в Китае и прежде находившемся в пекинском храме в честь Табынской иконы Божией Матери. За богослужением поминались усопшие архипастыри, пастыри и миряне Русской духовной миссии и Китайской Автономной Православной Церкви.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к духовенству и многочисленным верующим с Первосвятительским словом, в котором выразил уверенность, что "будущее китайского Православия будет светлым и радостным". В память о Патриаршем богослужении в Харбине Предстоятель Русской Православной Церкви подарил Покровскому храму напрестольное Евангелие и богослужебный Апостол. Еще одним памятным даром харбинской православной общине стала икона Божией Матери.

Далее в Харбине состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Народного правительства провинции Хэйлуньцзян Сунем Юнбо. в беседе Патриарх подчеркнул, что Харбин занимает особое место в сердце русских людей, поскольку "ни в одном другом городе Китая не сохранилось так много памятников, связанных с русским присутствием". Предстоятель Русской Церкви обратил внимание собеседника на важность религиозного фактора в развитии добрососедских отношений двух стран, особенно между китайской провинцией Хэйлуньцзян, Харбином и российским Дальним Востоком. "Если вы хотите расположить сердце русского человека к Китаю, привезите его в Харбин и покажите ему православные храмы. Мало, какие страны обладают таким огромным потенциалом положительного влияния на соседей", - сказал Патриарх.

Вечером того же дня Святейший Патриарх Кирилл покинул Харбин и отправился в Шанхай.

15 мая в день перенесения мощей святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае, в котором ныне размещается музей. В числе сослужащего Предстоятелю духовенства находились проживающие на покое в Шанхае старейшие клирики Китайской Автономной Православной Церкви священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисов, генеральный консул России в Шанхае А.Н. Смородин, генеральный консул Украины в Шанхае С. Бурдыляк, генеральный консул Республики Беларусь в Шанхае В. Варабей, генеральный консул Болгарии в Шанхае И.В. Белева.

После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по усопшим архипастырям, пастырям, инокам и мирянам Китайской Автономной Православной Церкви. В ходе последующего обмена приветствиями Патриарх Кирилл выразил особую благодарность священнику Михаилу Вану, протодиакону Евангелу Лу и иподиакону Папию Фу, отметив, что, несмотря на возраст, в них чувствуется большая внутренняя сила. Вместе со всем китайским народом они переживали различные перипетии истории и ныне являются свидетелями возрождения Китая и возрождения этого святого храма. Отдельные слова благодарности были произнесены в адрес тех, кто в наши дни продолжает трудиться на благо Китайской Автономной Православной Церкви и на благо укрепления дружбы, взаимодействия и сотрудничества России и Китая: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, настоятеля православной общины святителя Николая Мирликийского в Шанхае протоиерея Алексия Киселевича, а также Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР А.И. Денисова и всех, кто принял участие в подготовке визита. Во внимание к многолетним трудам по поддержке Православия в Китае Предстоятель Русской Церкви удостоил председателя Координационного совета соотечественников в Китае М.В. Дроздова ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

По завершении Божественной литургии Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондентов российских и китайских СМИ. Говоря о возможных перспективах восстановления церковной жизни в Китае, Патриарх напомнил, что между Россией и Китаем был подписан План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, предусматривающий, в частности, развитие взаимодействия между Государственным управлением КНР по делам религий и Советом по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации. "В соответствии с этим планом мы вступили в диалог с китайской стороной, который осуществляется, в том числе, при активном участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. У нас есть план совместных действий и перспектива развития отношений с религиозными организациями Китая, что представляется важным для углубления взаимопонимания между верующими двух стран. Кроме того, у нас есть определенные договоренности, направленные на нормализацию положения Китайской Православной Церкви. В соответствии с этими договоренностями сейчас двое студентов из Китая обучаются в духовных школах Русской Православной Церкви». — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Свое личное общение с Председателем КНР Святейший Патриарх Кирилл охарактеризовал как «открытый диалог в свободном режиме, что свидетельствует об открытости китайского руководства к обсуждению любых вопросов, в том числе связанных с религиозной жизнью в Китае».

«Я хотел бы пожелать успехов китайскому государственному руководству и всему китайскому народу, — подводя итоги своего визита, сказал Святейший Патриарх. — Выражаю надежду, что в результате процесса происходящих в стране общественных преобразований будет и дальше совершенствоваться политическая, социально-экономическая и, конечно, религиозная жизнь Китая, и что в религиозной картине Китая достойное место займет Китайская Автономная Православная Церковь».

Далее состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Постоянного комитета шанхайского собрания народного представительства госпожой Чжун Яньцюнь, в ходе которой обсуждалась динамика развития религиозной жизни в Китае и дружеских взаимоотношений между двумя народами. Патриарх Кирилл особо подчеркнул роль Православия в Китае в развитии отношений между народами двух стран. «Китайская Церковь — это мост, соединяющий российский и китайский народы», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

Программа визита Святейшего Патриарха Кирилла в КНР завершилась встречей Предстоятеля Русской Церкви в штаб-квартире Совета церквей Китая с религиозными деятелями Шанхая. Патриарх напомнил собеседникам, что Православная Церковь присутствует в Китае более трехсот лет, и выразил надежду на то, что статус Китайской Автономной Православной Церкви будет восстановлен и китайские православные верующие получат возможность вместе с китайскими протестантами, католиками и представителями других религий работать на благо своей страны и своего народа.

По материалам службы коммуникации ОВЦС и сайта Патриархия.ру

 

16 мая 2013 г. 16:00
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, Китай
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП.       Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30