iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Некрологи
Архимандрит Флор (Ванько)
20 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012)

После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США).

Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр.

1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи.

Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского.

На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле.

28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой "ладомировский" молитвослов со следующей надписью: "Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь".

На первой седмице Великого поста следующего, 1948 года оба инока были пострижены в малую схиму тем же архиепископом Виталием (Максименко). Их сопостриженником в мантию стал рясофорный монах Алипий (Гаманович), ныне архиепископ Чикагский и Детройтский Русской Православной Церкви Заграницей. 11 сентября 1950 года отец Флор был рукоположен во иеродиакона, а 28 июня 1954 года во иеромонаха. Обе хиротонии были совершены владыкой Виталием (Максименко).

Личность строгого к себе владыки Виталия, но в то же время заботливого отца для монахов навсегда наложила отпечаток на архимандрита Флора. Для братии архимандрит Флор стал назиданием. Он говорил, только когда это было необходимо, и никогда не разговаривал в алтаре. Бывало, что, работая с ним на кухне, кто-то из помощников включал вентилятор, и тогда архимандрит Флор с хитрецой спрашивал: "А у преподобного Антония Великого какой был вентилятор?" Его бережливость была "притчей во языцех". Архимандрит Флор освоил множество ремесел, в том числе профессию электрика, помогая отцу Серафиму (Свежевскому), будущему архиепископу Каракасскому и Венесуэльскому Русской Православной Церкви Заграницей. Когда его спрашивали: "Отец Флор, кто вас этому научил?" он отвечал: "Нужда и горе". Он был представителем старой "беженской" эмиграции, привыкшей к аскетической жизни среди экономии и самоограничения. Многим его образ запомнился по ассоциациям с тяжелым сельскохозяйственным трудом - с бульдозерами и экскаваторами.

В 1967 году иеромонах Флор был возведен в сан игумена, в 1996 году в архимандрита. В 2007 году получил право ношения двух наперсных крестов, которые очень редко надевал ("за послушание").

Свято-Троицкий монастырь был создан по принципу монастыря преподобного Иова в Ладомировой на Карпатах, как монастырь рабочий: братия привыкла проводить дневное время в трудах. Помимо общеобязательных для всех повечерия, полунощницы и Литургии архимандрит Флор посещал все воскресные и праздничные службы и многие будничные вечерни и утрени. Когда он уже не мог ходить, то выслушивал богослужение у себя в келье по специально проведенной громкой связи.

Последние годы архимандрит Флор не мог больше работать на хозяйственных послушаниях: силы постепенно его оставляли, он стал часто болеть и всё чаще попадать в больницу. Братия была рада, когда он возвращался после очередной отсутствия. Но и медицинский персонал в больницах был рад воочию видеть христианского подвижника. При всей своей суровости архимандрит Флор был продолжателем лучшей русской монашеской традиции служения ближним.

На протяжении многих лет его посылали в Лондон совершать богослужения Страстной и Светлой седмицы в Благовещенском монастыре. На пятой седмице Великого поста архимандрит Флор неизменно был занят печением куличей как для братского стола, так и для православных жителей округи. Старался незаметно оставить кулич у двери и исчезнуть.

Наверное было нелегко, когда его вспоминали лишь в связи с Митрополитом Лавром (Шкурлой) как некое "приложение". Ему было трудно принять воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом: "по-хозяйски" болея за свою Церковь, он опасался каких-нибудь "подводных камней". Но время показало, что опасения безосновательны, и его отношение смягчилось.

При всей своей внешней простоте архимандрит Флор имел внутреннюю широту мировоззрения. До самого последнего времени он был озабочен тем, что наш монастырь недостаточно делает для местного американского окружения. Одной из его мыслей было "вернуть Христа в Christmas", поместить объявление в районной газете, рассказывающее людям о том, какое событие празднуется 25 декабря, день, ставший для многих неверующих просто "праздником".

Архимандрит Флор встретил день своего небесного покровителя 31 августа 2012 года в полном сознании. А утром в пять часов 4 сентября ушел "в путь всея земли". Его отпевание 5 сентября возглавил Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Владыке сослужили епископ Петр, управляющий Чикагской и Детройтской епархией Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Георгий Мейфилдский, викарий Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, духовенство монастыря, сонм священнослужителей.

Архимандрита Флора вспоминают целые поколения юношей, проводивших летние каникулы в монастыре, семинаристов, работавших с ним на послушаниях, священнослужителей. Его помнят и уважают наши соседи - пожилые фермеры американцы. С ним заканчивается живая ладомировская традиция. Верим и надеемся, что он достиг небесных селений и присоединился к своему сопостриженнику и нашему отцу Лавру, к другим братиям обители преподобного Иова и молится за нас в "невечернем дни" Царствия Христова.

Архимандрит Лука (Мурьянка),

настоятель Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль, Нью-Йорк)

20 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00