выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Некрологи
Архимандрит Флор (Ванько)
20 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012)

После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США).

Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр.

1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи.

Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского.

На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле.

28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой "ладомировский" молитвослов со следующей надписью: "Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь".

На первой седмице Великого поста следующего, 1948 года оба инока были пострижены в малую схиму тем же архиепископом Виталием (Максименко). Их сопостриженником в мантию стал рясофорный монах Алипий (Гаманович), ныне архиепископ Чикагский и Детройтский Русской Православной Церкви Заграницей. 11 сентября 1950 года отец Флор был рукоположен во иеродиакона, а 28 июня 1954 года во иеромонаха. Обе хиротонии были совершены владыкой Виталием (Максименко).

Личность строгого к себе владыки Виталия, но в то же время заботливого отца для монахов навсегда наложила отпечаток на архимандрита Флора. Для братии архимандрит Флор стал назиданием. Он говорил, только когда это было необходимо, и никогда не разговаривал в алтаре. Бывало, что, работая с ним на кухне, кто-то из помощников включал вентилятор, и тогда архимандрит Флор с хитрецой спрашивал: "А у преподобного Антония Великого какой был вентилятор?" Его бережливость была "притчей во языцех". Архимандрит Флор освоил множество ремесел, в том числе профессию электрика, помогая отцу Серафиму (Свежевскому), будущему архиепископу Каракасскому и Венесуэльскому Русской Православной Церкви Заграницей. Когда его спрашивали: "Отец Флор, кто вас этому научил?" он отвечал: "Нужда и горе". Он был представителем старой "беженской" эмиграции, привыкшей к аскетической жизни среди экономии и самоограничения. Многим его образ запомнился по ассоциациям с тяжелым сельскохозяйственным трудом - с бульдозерами и экскаваторами.

В 1967 году иеромонах Флор был возведен в сан игумена, в 1996 году в архимандрита. В 2007 году получил право ношения двух наперсных крестов, которые очень редко надевал ("за послушание").

Свято-Троицкий монастырь был создан по принципу монастыря преподобного Иова в Ладомировой на Карпатах, как монастырь рабочий: братия привыкла проводить дневное время в трудах. Помимо общеобязательных для всех повечерия, полунощницы и Литургии архимандрит Флор посещал все воскресные и праздничные службы и многие будничные вечерни и утрени. Когда он уже не мог ходить, то выслушивал богослужение у себя в келье по специально проведенной громкой связи.

Последние годы архимандрит Флор не мог больше работать на хозяйственных послушаниях: силы постепенно его оставляли, он стал часто болеть и всё чаще попадать в больницу. Братия была рада, когда он возвращался после очередной отсутствия. Но и медицинский персонал в больницах был рад воочию видеть христианского подвижника. При всей своей суровости архимандрит Флор был продолжателем лучшей русской монашеской традиции служения ближним.

На протяжении многих лет его посылали в Лондон совершать богослужения Страстной и Светлой седмицы в Благовещенском монастыре. На пятой седмице Великого поста архимандрит Флор неизменно был занят печением куличей как для братского стола, так и для православных жителей округи. Старался незаметно оставить кулич у двери и исчезнуть.

Наверное было нелегко, когда его вспоминали лишь в связи с Митрополитом Лавром (Шкурлой) как некое "приложение". Ему было трудно принять воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом: "по-хозяйски" болея за свою Церковь, он опасался каких-нибудь "подводных камней". Но время показало, что опасения безосновательны, и его отношение смягчилось.

При всей своей внешней простоте архимандрит Флор имел внутреннюю широту мировоззрения. До самого последнего времени он был озабочен тем, что наш монастырь недостаточно делает для местного американского окружения. Одной из его мыслей было "вернуть Христа в Christmas", поместить объявление в районной газете, рассказывающее людям о том, какое событие празднуется 25 декабря, день, ставший для многих неверующих просто "праздником".

Архимандрит Флор встретил день своего небесного покровителя 31 августа 2012 года в полном сознании. А утром в пять часов 4 сентября ушел "в путь всея земли". Его отпевание 5 сентября возглавил Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Владыке сослужили епископ Петр, управляющий Чикагской и Детройтской епархией Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Георгий Мейфилдский, викарий Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, духовенство монастыря, сонм священнослужителей.

Архимандрита Флора вспоминают целые поколения юношей, проводивших летние каникулы в монастыре, семинаристов, работавших с ним на послушаниях, священнослужителей. Его помнят и уважают наши соседи - пожилые фермеры американцы. С ним заканчивается живая ладомировская традиция. Верим и надеемся, что он достиг небесных селений и присоединился к своему сопостриженнику и нашему отцу Лавру, к другим братиям обители преподобного Иова и молится за нас в "невечернем дни" Царствия Христова.

Архимандрит Лука (Мурьянка),

настоятель Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль, Нью-Йорк)

20 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи