выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Священник Анатолий Григорьев
28 ноября 2022 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Иерей Анатолий Григорьев

23.03.1977–09.09.2022

9 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по окормлению военнослужащих татарстанского батальона «Алга» на 46-м году жизни погиб клирик Казанской епархии настоятель храма Богоявления Господня в селе Исаково (Зеленодольский район, Республика Татарстан) иерей Анатолий Григорьев. PDF-версия.

Священник Анатолий Анатольевич Григорьев родился 23 марта 1977 года в деревне Албахино Красноармейского района Чувашской АССР. В 1992 году окончил общеобразовательную школу. В 1992–1995 годах учился в специальном профессиональном училище № 22 г. Канаш, где получил специальность «тракторист-машинист». В 1995–1998 годах служил в Вооруженных Силах РФ в войсках морской пехоты в г. Севастополе. С 2013 по 2017 год учился в Казанской духовной семинарии.

В конце 1998 года Анатолий приехал в Казань, чтобы помочь в восстановлении храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 2001 году он женился, был рукоположен в сан диакона и приписан к этому же храму. Через два года состоялась его священническая хиротония, после чего он стал настоятелем Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан. 

Первоочередной задачей молодого священника стало создание общины и восстановление храма. И хотя для этого необходимо было много физических сил и материальных затрат, а у жителей села возрождение святыни отнюдь не стояло на первом месте, пастырь не унывал. Он начал с самого главного — возобновления богослужебной жизни. И пусть в холодное время причащать людей иногда приходилось в перчатках, потому что руки примерзали к Чаше, казалось, эти трудности только заряжали его энергией. 

Девиз пастыря «держаться и не сдаваться» хорошо усвоили и его духовные чада. Постепенно в Богоявленском храме сложилась дружная приходская община, которую составили не только местные жители, но и приезжие из других сел, из Казани, военные — бывшие сослуживцы настоятеля и, конечно, молодежь, которая тянулась к инициативному священнику и доверяла ему на исповеди сокровенные тайны своей души.

— Я, как и многие другие, приезжал сюда из Казани за 60 км, — рассказывает алтарник Богоявленского храма Сергей Панин. — Нас часто спрашивали: зачем вы ездите так далеко, ведь и поближе есть храмы? А нам не надо было поближе, нам надо было к отцу Анатолию. Мы так и говорили: «Едем в Исаково, потому что батюшка нас любит!» Нам было очень интересно с ним. Благодаря ему алтарники и прихожане стали как одна семья. Мы ходили друг к другу в гости, помогали в случае необходимости, праздновали дни рождения и, конечно же, совместно молились. Он всегда говорил, что Церковь — это школа благочестия, поэтому в воскресные дни и в великие праздники христиане должны быть в храме. 

Открытый, общительный, доб­рый, внимательный ко всем людям, с прекрасным чувством юмора и очень деятельный, он умел зара­зить своим энтузиазмом совершенно незнакомых ему людей с первой же встречи. Секрет был прост: они чувствовали его любовь, а искренняя улыбка и фраза «С миром встречаем, с миром принимаем» сразу располагала к нему сердца.

— Его проповеди всегда были от сердца, но в них он, как бы угадывая, отвечал на те вопросы, которые были у каждого из нас. Выявлял самое больное в душе и требующее лечения, — отмечает Ольга Павлова, духовное чадо отца Анатолия. 

С начала служения в Исаково иерей Анатолий Григорьев не оставлял без пастырского попечения и окрестные села, где беседовал с местными жителями, проводил богослужения. Каждый раз, совершая даже самую малую требу, он призывал вернуться к истокам и традициям православной жизни, приглашал всех в храм, на богослужение в Исаково. Священнослужитель никогда не опускал полагающихся на богослужении молитвословий. Говорил, что «для этого нужны веские причины, а если их нет, то зачем нарушать Божественную гармонию? Для того и собираемся в воскресный день в храме, чтобы помолиться». 

Последние несколько лет отец Анатолий был идейным вдохновителем экспедиций молодежного отдела Казанской епархии по разрушенным сельским храмам Зеленодольского и Верхнеуслонского районов. Этот проект назвали «Обретение». Молодые люди выезжали на несколько дней в села, где находились руинированные храмы, разбивали палаточный лагерь, очищали храмы от мусора, приводили в порядок территорию вокруг них, спиливали сухие деревья, а в часы отдыха слушали рассказы пастыря об истории близлежащих сел и их храмов. Жителей этих сел он тоже старался подвигнуть на участие в возрождении у них храма. Говорил, что село прекратит вырождаться, не будет здесь пьянства и драк, молодежь перестанет уезжать в большие города, потому что всех объединит вокруг храма труд и молитва, ведь святое место не должно быть поругано. Просто Господь поставил сегодня перед ними задачу возродить святыню, в которой молились их предки. 

Для него было важным участие в этой работе местных жителей. Потому что «можно сделать все — построить здание, покрыть крышу, вставить окна, залить полы, установить иконостас. Но, не вложив в это частицу своего труда, люди не полюбят этот храм как родной, выстраданный, необходимый именно им». Такое трепетное отношение священнослужителя к восстанавливаемым святыням иногда приводило к удивительным вещам: сельчане вдруг просили крестить их именно в этом полуразрушенном храме. «Пусть возрождение этой церкви начнется с нашего крещения в ней», — говорили они.

В последние годы жизни новые назначения следовали одно за другим, словно Господь торопил иерея Анатолия доделать то, что он может не успеть. Так, с 2021 года священник окормлял верующих осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии № 5 в поселке Нижние Вязовые. С декабря 2021 года его назначили помощником председателя отдела Казанской епархии по взаимодействию с казачеством. В феврале 2022 года он стал настоятелем еще одного храма — Положения Ризы Господней в селе Тихий Плёс Верхнеуслонского района Республики Татарстан.

В течение теплого сезона ему удалось организовать и провести в этом храме три тематических концерта в рамках проекта «Звуки под сводом», а также подготовить помещение к знаменательному событию — первой за несколько десятилетий Божественной литургии. Торжество состоялось в день престольного праздника — 23 июля 2022 года. При большом стечении духовенства и молящихся богослужение возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Иерей Анатолий уже не смог участвовать в празднике, он уехал для исполнения пастырских обязанностей в зону СВО.

Когда кто-то из духовных чад спросил отца Анатолия, зачем он решил окормлять воинов, участвующих в спецоперации на Украине, священник ответил, что воспринимает эту командировку как благословение Божие, что бывают моменты в жизни, когда нельзя отказываться. Он прикладывал много сил, чтобы доверенные ему военнослужащие стали единым воинским коллективом, считал, что как пастырь отвечает и за духовное, и за душевное состояние солдат и офицеров. Говорил, что «не все, кто сейчас призван к исполнению воинского долга, бывали в местах боевых действий несколько раз. Кто-то окажется там впервые, им нужна будет наша помощь. В то время как воины будут выполнять поставленную задачу, мы будем за них молиться». Приехав однажды со сборов домой в короткий отпуск, он увез с собой пачки молитвословов, крестиков и поясков «Живый в помощи».

Иерей Анатолий Григорьев всегда брал ответственность на себя, служил Богу и людям, до конца исполняя свой священнический долг. И свой земной путь завершил в служении людям. Со слов очевидцев, он ехал на машине навестить в госпиталях раненых и поднять их боевой дух, когда на переправе перед его автомобилем разорвалась мина и множество осколков прошили машину. Отец Анатолий скончался от смертельного ранения в голову. Пастыря погребли у алтаря храма Богоявления Господня в селе Исаково, в котором он служил. У отца Анатолия остались жена и четверо детей, старшему из которых двадцать лет, а младшему шесть.

Всемилостивый Господь да упокоит душу верного раба Своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

28 ноября 2022 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00