iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
Игумен Даниил (Соколов)
ЖМП № 8 август 2016 /  22 августа 2016 г. 15:20
версия для печати версия для печати

Игумен Даниил (Соколов)

Игумен Даниил (Соколов)

6.11.1973 - 7.08.2016
      
7 июля в своей келье был зверски убит наместник Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумен Даниил.
      
      
Игумен Даниил (Соколов Максим Васильевич) родился в 1973 году в городе Пущино Московской области. В 1991 году окончил среднюю школу. Затем два года служил в армии, работал. В 1997 году Господь привел его в Свято-Троицкий Данилов монастырь Переславля-Залесского, где он сначала был послушником, а 1 апреля 1999 года принял постриг в монашество в храме Всех Святых своего монастыря от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. 20 апреля того же года, в Троицком соборе, в приделе преподобного Даниила, основателя обители (в день его памяти), архиепископ Михей рукоположил его в иеродиаконы, а 6 июня, в Благовещенском храме Никитского монастыря, в день памяти преподобного Никиты Столпника, - в иеромонаха. Так уже изначально в основание пастырской судьбы отца Даниила были заложены преподобные молитвенники переславской земли - постоянно пребывавший в трудах и радении о братии Даниил и великий аскет и чудотворец Никита, убиенный «зависти и сребролюбия ради».

С 1999 по 2009 годы отец Даниил служил штатным иеромонахом Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Именно в этот период, со слов епископа Калачевского и Палласовского Иоанна, Даниловский монастырь, пожалуй, за все время возрождения Православия в 1990-е годы в России, ближе всего был к идеалам монашества, которых придерживался основатель обители преподобный Даниил. Несмотря на каждодневную утреннюю и вечернюю службу в храме и монашеское неспешное правило, братия несла тяжелые и, казалось бы, даже непосильные труды в монастыре, на подворье. Монахи все делали сами – строили, работали в поле, ремонтировали по необходимости технику. Отца Даниила братия помнит верным помощником, «правой рукой» наместника монастыря игумена Иоанна (Коваленко), ныне епископа Калачевского и Палласовского. Он ни в чем не уступал наместнику о. Иоанну (а в чем-то и превосходил его со слов о. Иоанна) и также являл собой пример для подражания. Когда в марте 2009 года о. Иоанн был переведен в Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь, о. Даниил пошел туда вместе с ним (впрочем, как почти и вся братия), где их ждали еще большие испытания, еще более суровые условия. Адрианов монастырь фактически был отрезанным от мира скитом. Иногда не было денег на свечи, лампадное масло, нечем было кормить братию. Положение спасали ревностные паломники из Переславля, не оставлявшие своих духовных наставников, родственники кого-то из насельников обители, которые нередко на свои деньги приобретали продукты, все необходимое для обители. В довершении всем испытаниям в обители случился пожар. Отец Даниил тушил его вместе с отцом Иоанном и всей братией (кстати, по одной из своих гражданских специальностей он был пожарным).

16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители.

Отпевание игумена Даниила совершилось в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Данилова монастыря в воскресение 10 июля, в день памяти обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. Божественную литургию и следующее за ней отпевание при сонме переславского и угличского духовенства возглавляли Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Ярославский и Ростовский, Преосвященнейший Иоанн, епископ Калачевский и Палласовский и Преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский. В своем слове после отпевания владыка Иоанн, в частности, сказал: «Я познакомился с игуменом Даниилом в 1997 году в Троице-Сергиевской Лавре, куда он, тогда еще светский молодой человек, пришел к старцу, желая монашеского жития. Он был молод, занимался спортом. Казалось, его ждет блестящее будущее, а он избрал монашество. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к Богу в 1990-е годы. Для кого-то это были «лихие» годы, а для нас благодатные: возвращались Церкви обители и храмы, возрождалась духовная жизнь. Никто не может упрекнуть это поколение в том, что люди искали в Церкви каких-то благ, выгоды для себя. Кругом была разруха, как после войны, руины. И не каждый мог понести тяготы восстановления и стен, и своей души, пройти школу выживания. Отец Даниил прошел ее с честью. Какие только профессии и специальности он не освоил в монашестве! И во всем он был первый и во всем доходил до конца. И сейчас можно задаться вопросом, а есть ли еще где-нибудь, к примеру, игумен-пчеловод?

И, наверное, на отце Данииле сбываются слова Господа: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Пусть кровь игумена Даниила станет семенем для возрождения монашеской жизни, в том числе и в стенах этой древней обители…»    

После заупокойной службы и панихиды 9-го дня, на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за Алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский поддержал братию и прихожан: «…Теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила. Теперь, находящемуся в любви Божией, отцу Даниилу открыто то, чего он не мог знать раньше, чего не знаем мы, но можем только догадываться. Наверное, он встретился и с основателем этой обители преподобным Даниилом и молится вместе с ним за наш древний город, за нас…»
    

Протоиерей Андрей Кульков, клирик Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского
22 августа 2016 г. 15:20
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00